Ономастика среди прикладных филологических дисциплин находится на особом месте, благодаря известному интересу широких кругов общественности к её содержании. Этот интерес должен быть использован при выборе тем исследовательской работы школьников, мотивировании учащихся к творческой деятельности, продуцированию нового знания. Именно такой подход, не ограничивающий содержание образования стандартными нормами, считается современным и эффективным.
Использование ономастики при организации внеурочной работы по предмету многогранно. Во-первых, это следует из разноплановости науки (антропонимика, топонимика, ктематонимика и пр.).
Во-вторых, играет известную роль междисциплинарный характер ономастики. Это обогащает содержание работы. Так, например, топонимические краеведческие исследования станут более содержательными и интересными, если будут ориентированы на такую вспомогательную дисциплину, как историческая топонимика.
Начиная внеурочную работу по ономастике, мы обратились в первую очередь к антропонимике, что было обусловлено интересом и инициативой учащихся-шестиклассников. В минувшем году речь шла о личных именах. Впереди – изучение фамилий. Перспективным представляется продолжение работы на топонимическом и ктематонимическом материалах села.
Работа с изучением личных имён была построена следующим образом. Первым этапом можно назвать знакомство учащихся со значением и происхождением имён, когда формируются представления о данной области знаний, мотивация к исследовательской работе, сам исследовательский кружок.
Затем целесообразно дать общее представление о науке как особой сфере деятельности, сутью которой является производство новых знаний. Это также повышает мотивацию детей – интересно и благородно дать людям новое знание. Учащиеся знакомятся с элементарными методами ономастических исследований, нормами научной этики, требующими добросовестного отношения к источнику.
Само исследование выглядело таким образом. Мы получили разрешение Белогорьевской сельской администрации на работу с хозяйственными книгами. В этих книгах представлены списки жителей села. Так как объём источниковой базы представился большим, мы решили пока ограничить её. Ограничение заключалось в исключении из базы имён умерших и выбывших в другие населённые пункты и формировании репрезентативной подборки источников. Мы взяли для рассмотрения только семь улиц – всего 580 человек из 2400 жителей села. Кроме того, не учитывались имена из нерусских и неукраинских семей села (армянские и др.). Было определено считать в качестве одного явления различающиеся по написанию аналогичные имена (Наталья–Наталия, Геннадий–Генадий).
Затем на карточки были выписаны личные имена с соответствующей каждому случаю датой рождения. После этого карточки были классифицированы по признакам имени и хронологического периода. Последний решено было определить в 20 лет, что соответствует примерно периоду от рождения и наречения человека до времени, когда он сам дает имя своему ребенку.
Итоги обработки материала сведены были в таблицы 1 и 2.
Таблица 1. Мужские имена.
Имя |
1910–20-е гг. |
1960–70-е гг. |
1990–2002 гг. |
| Алексей | 2 |
6 |
8 |
| Андрей | редкое |
1 |
редкое |
| Антон | редкое |
1 |
редкое |
| Анатолий | 1 |
3 |
1 |
| Александр | редкое |
23 |
4 |
| Артем | редкое |
редкое |
1 |
| Валерий | редкое |
6 |
редкое |
| Василий | 4 |
9 |
редкое |
| Виктор | 3 |
8 |
1 |
| Виталий | редкое |
редкое |
3 |
| Владимир | редкое |
8 |
2 |
| Вячеслав | редкое |
3 |
1 |
| Геннадий | редкое |
5 |
редкое |
| Дмитрий | редкое |
3 |
3 |
| Денис | редкое |
редкое |
4 |
| Даниил | редкое |
редкое |
3 |
| Евгений | редкое |
7 |
2 |
| Игорь | редкое |
9 |
1 |
| Иван | 4 |
4 |
4 |
| Илья | редкое |
редкое |
1 |
| Кирилл | редкое |
1 |
редкое |
| Михаил | 3 |
3 |
3 |
| Максим | редкое |
редкое |
7 |
| Николай | 3 |
11 |
редкое |
| Олег | редкое |
2 |
3 |
| Павел | 2 |
1 |
редкое |
| Роман | редкое |
1 |
2 |
| Сергей | 1 |
25 |
3 |
| Станислав | редкое |
1 |
1 |
| Юрий | редкое |
7 |
1 |
Таблица 2. Женские имена.
Имя |
1910–20-е гг. |
1960–70-е гг. |
1990–2002 гг. |
| Анастасия | 6 |
4 |
6 |
| Анна | 10 |
6 |
4 |
| Валентина | 7 |
12 |
2 |
| Варвара | 1 |
редкое |
редкое |
| Вера | 2 |
5 |
редкое |
| Вероника | редкое |
1 |
редкое |
| Галина | редкое |
13 |
редкое |
| Гретта | редкое |
1 |
редкое |
| Дарья | 3 |
редкое |
3 |
| Евгения | 1 |
3 |
4 |
| Екатерина | 7 |
3 |
1 |
| Елена | редкое |
8 |
2 |
| Зинаида _ | редкое |
4 |
редкое |
| Инесса | редкое |
редкое |
1 |
| Ирина | редкое |
7 |
4 |
| Кристина | редкое |
редкое |
1 |
| Лада | редкое |
редкое |
1 |
| Лидия | редкое |
5 |
2 |
| Лилия | редкое |
редкое |
1 |
| Людмила | редкое |
11 |
редкое |
| Любовь | 3 |
8 |
1 |
| Марина | редкое |
5 |
8 |
| Мария | 12 |
4 |
2 |
| Надежда | редкое |
4 |
редкое |
| Наталья | 2 |
19 |
1 |
| Нина | 10 |
3 |
редкое |
| Ольга | редкое |
16 |
2 |
| Олеся | редкое |
редкое |
2 |
| Светлана | редкое |
10 |
1 |
| Пелагея | 3 |
редкое |
редкое |
| Прасковья | 2 |
редкое |
редкое |
| Татьяна | 1 |
18 |
редкое |
| Юлия | редкое |
редкое |
4 |
На основании полученных результатов был произведен анализ ситуации. Участникам исследования было предложено сделать выводы отдельно по мужским и женским именам. Было дано задание определить следующие группы имен по определению В.Д.Бондалетова (Бондалетов В.Д., 1983, с. 160):
- «затухающей популярности», популярность которых росла на протяжении всего рассматриваемого хронологического периода;
- «стабильные», представленные в каждом периоде;
- «новые» для села, не соответствующие традиции начала XX века;
- «возрождающиеся», которые представляют собой ременисценцию традиций начала XX века;
- редкие, нетрадиционные ни для одного из двадцатилетних периодов.
Было решено также сравнить мобильность женских
и мужских имен, определить, какие из них меняются
больше.
Анализ представил следующую картину:
1) к именам «затухающей популярности» были отнесены: женские Агафья, Прасковья, Пелагея (встречаются в 1910–20-е гг.), Валентина, Галина, Татьяна, Надежда, Зинаида, Вера, Лидия (в активном обиходе только до 1970-х гг.) и мужские Павел (1910–20-е гг.), Валерий, Василий, Виктор, Геннадий, Николай, Юрий, Сергей (были популярны в 1960–70-е гг.);
2) на протяжении всего XX и в начале XXI века росла популярность женских имен Евгения, Ирина, Марина и мужских Алексей, Олег;
3) как «стабильные» удалось охарактеризовать лишь группу мужских имен. Это Иван, Михаил, Дмитрий;
4) к «новым», нетрадиционным для культуры начала XX века причислены женские имена Юлия, Олеся и мужские Максим, Денис, Даниил, Витали;
5) группа «возрождающихся» имен представлена женскими именами Анастасия, Дарья, Мария. К ним логично было бы отнести и такие мужские имена, как Илья, Даниил, но первое, известное в молодых семьях села, в репрезентативную подборку не попало, а второе – неизвестно среди старожилов села и потому отнесено к «новым»;
6) среди редких имен назовем следующие: Гретта, Инесса, Лада, Лилия, Кристина, Неонила, Вероника, Кирилл, Артём, Руслан, Антон. Обращает на себя внимание факт присутствия в группередких календарных мужских имен, в то время как среди женских мы видим нетипичные для традиционной русской культуры имена.
Сравнение мужских и женских имен по признаку мобильности велось на основе подсчета выделенных выше имен «затухающих», с растущей популярностью, «возрождающихся», «новых». Было выяснено, что ситуация в общем одинакова.
Нами изложен опыт организации ономастической исследовательской работы с учащимися 6 класса. Важным моментом такого рода работы было создание педагогических ситуаций. И заметим, возможности для этого оказались большими и многогранными. Благоприятную почву находили попытки создать ситуацию переживания успеха, ситуацию выполнения социально значимой работы. Развивались творческие способности детей, их мыслительные умения и навыки. Работа будет продолжена. Еще не раскрыты закономерности связи имени и отчества, не изучены фамилии односельчан, а также топонимы села.