Тема урока: Эдуард Шим. Храбрый опёнок.
Цели:
- познакомить со сказкой Э.Шима «Храбрый Опёнок»;
- учить работать с текстом произведения;
- формировать культуру чтения и оценочные суждения;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
Средства обучения:
- учебник Литературное чтение 2 кл. Л.А. Ефросинина;
- рабочая тетрадь по литературному чтению;
- выставка книг Э.Шима;
- рисунки с изображением грибов, кафтана, картуза, мальчика с белокурыми кудельками;
- карточки с ключевыми и опорными словами характеристики героя и построения сюжетной линии;
- слоговая таблица.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
Прочитайте по слоговой таблице какой сейчас урок. (Приложение 1)
Осень золотая
К нам в окно глядит,
Удачи Вам желает,
Листвою шевелит.
2. Целеполагание и мотивация
– О каком времени года говорится в
произведениях, которые мы с вами сейчас читаем?
Скажите словами из стихотворений, любимых
поэтов.
(Читают наизусть по строчкам любые стихи, где
есть упоминание об осени)
– Посмотрите и скажите к какому
произведению по жанру и теме подходят модели
этих обложек. (Приложение 2)
– Стихотворение о природе.
– Загадки о природе.
– Рассказ о природе.
3. Актуализация знаний учащихся (групповая работа)
– Какое произведение, прочитанное нами
подходит к этой модели? (Показать модель
рассказ о природе)
– Недосмотренные грибы
– Кто автор этого произведения?
– Михаил Пришвин
– Составьте модель этого произведения (выбирают
карточки с названием и автора и прикрепляют к
модели на доске)
– Ребята, что значит «недосмотренные грибы»?
– Дома вы рисовали иллюстрации к этому рассказу,
расскажите какие грибы вам особенно понравились!
(Пересказывают близко к тексту описания
грибов)
Прочитайте последний абзац этого рассказа.
– Какие чувства проявляет автор?
– Посмотрите на доску и скажите что
объединяет этих авторов? (Приложение
3)
(Они писали о природе).
– А что объединяет эти произведения? (Приложение
4)
(Эти произведения написал Эдуард Юрьевич Шим.)
– Расскажите ,что вы знаете о нём.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним
произведением этого писателя, прочитайте как оно
называется ЙЫРБАРХ КОНЁПО.
– Храбрый Опёнок
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Предварительная работа по тексту
– Вы догадались, кто главный герой
произведения?
– Опёнок – это что?
– Какими качествами наделяет автор героя в самом
названии?
– Что значит быть ХРАБРЫМ?
– Ребята, давайте составим модель обложки этого
произведения (ученик выставляет название и
автора)
– А почему мы не можем поставить заместитель в
центр? (Не читали, надо определить жанр и тему.)
5. Физминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой
ножке.
По вот другой дорожке скачем мы на левой
ножке.
По тропинке побежим , до лужайки добежим.
Стоп, грибочков наберём, и пешком домой пойдем.
Первичное чтение и работа над содержанием
а) работа над артикуляцией:
проговариваем скороговорку
– У Саши каша из-под простокваши.
Помните что вам необходимо определить жанр и
тему произведения.
Читаем произведение (учитель и хорошо , читающие
ученики.)( во время чтения идёт лексическая
работа, выставляю картинки с изображением:
Боровики- Белые грибы, кафтан- длинный пиджак,
картузики – небольшая фуражка с козырьком,
белобрысые кудельки – белые кудри)
– Как вы думаете, что это за жанр произведения?
– Сказка.
– Почему?
– Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
– Почему?
– Как автор описывает Опёнка? Прочитайте (выставляю
картинку гриба Опёнка)
– Неприбранный, невидный, неказистый. (Выставляю
слова под картинку неприбранный, невидный,
неказистый.)
– Как вы понимаете эти слова?
– Скажите, как менялась погода в лесу. (Можно
зачитать)
6. Первичная проверка понимания
– Что вам понравилось в сказке?
– А что не понравилось?
– Какое настроение вызвало у вас это
произведение?
– Почему?
– Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте
отрывок из произведения, который на ней
изображён.
– Почему грибы стали «сходить»? (Становилось
всё холоднее и холоднее)
– Прочитайте как автор описывает осень. (Злые
дожди, мутные тучи, голый лес, снежная крупа)
– Прочитайте ещё раз название сказки.
– Каким был по мнению автора Опёнок? (Храбрым)
– Найдите в тексте слова, которые характеризуют
Опёнка (Хитрый, прыткий)
– Почему грибники поклонились Опёнку?
7. Физминутка
Мы тихонечко встаём и корзиночку берём,
Раз грибочек, два грибочек
Вот и полный кузовочек.
8. Работа в тетради
– Откройте рабочие тетради на с. 53.
Прочитайте задание № 2.
– Выполните задание № 3самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу
своего друга.
9. Работа над сюжетом
– Давайте ещё раз вспомним как проходили
события и построим сюжетную линию (строим
горку, т.е. составим план пересказа)
– С чего начинается (зачин) сказка? (Начало
сказки на доску) (Приложение 5)
– «Много по осени грибов уродилось».
– Что является завязкой сказки? С чего начинают
разворачиваться события?
– «И вдруг вырос неказистый Опёнок» (на
доске)
– Как развивались события?
– «Не замечают его грибники» (на доске)
– «Перебрался на берёзовые корни» (на
доске)
– «Засвистел ветер – сиверко» (на доске)
– «Братцы маслята и сестрицы сыроежки»
– Когда наступает кульминация событий?
– «Все грибы сошли» (на доске)
– Прочитайте концовку сказки.
– «Благодарность грибников» (на доске)
10. Обобщение и систематизация знаний
– С каким произведением мы сегодня
познакомились?
– Почему оно так называется?
– Главный герой гриб-Опёнок.
– Чему учит эта сказка?
11. Контроль и самопроверка знаний
– Подумайте и скажите кто сегодня хорошо работал и почему?
12. Домашнее задание
1. Пересказать от лица Опёнка.
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки -
малышки;
3. Подобрать подходящую пословицу;
4. Индивидуальное задание : прочитать В.Бианки «
Хвосты»
Э.Шим « Муравейник».