Тема урока: Действия с десятичными дробями
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного (темы пунктов 30- 38 учебника)
Форма проведения урока: урок-смотр знаний с элементами игры.
Цели урока.
- Дидактические:
- проверка практических навыков и умений при работе с десятичными числами; умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях;
- знакомство с историческим материалом по теме;
- активизация познавательной, мыслительной деятельности учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру.
- Воспитательные: формирование навыков работы индивидуально, умений работы в группе; оказание взаимопомощи в трудных математических ситуациях.
- Развивающие: развитие умений логически рассуждать.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры (9 рабочих мест).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ход игры
Класс делится на две команды с равным
количеством участников. Команды до урока
придумали название, выбрали капитана,
приготовили приветствие. Из учащихся класса
определяется жюри в количестве 2-х человек (эти
ученики достаточно хорошо усвоили данный
материал).
На доске вывешивается экран соревнования,
который заполняется по ходу игры.
№ |
Этапы |
Команда I |
Команда II |
1 | Расшифровать название команды соперника 1 б | ||
2 | Приветствие команд 1 б | ||
3 | Операция «Компьютер» 6 б | ||
4 | Кто быстрее? Кто точнее? 1 б | ||
5 | Магические квадраты 3б | ||
6 | Фокусы от жюри 10 б | ||
7 | Конкурс капитанов 4 б | ||
8 | Личное задание 5 б | ||
9 | Теоретический + компьютерный (6 б + 6 б) | ||
10 | Представление презентаций 10 б | ||
11 | Дополнительно 3 б | ||
Общий счет |
I этап. Приветствие команд (1 балл) (Приложение 1).
II этап. Каждая команда представляет на обозрение участников игры свой ребус, в котором зашифровано название команды. Другая команда отгадывает ребус и тем самым может заработать 1 балл. (Приложение 2, Приложение 3).
III этап. Операция «Компьютер» (6 баллов)
Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). На доске задание:
Восстановите запятые в примерах (каждой команде предоставляется по 6 примеров). По одному человеку от каждой команды выходят поочередно к доске и проставляют запятые. (Приложение 4).
IV этап. Магические квадраты (по 1 баллу за верно отгаданный квадрат)
На доске нарисованы квадраты. Каждая команда получает такие же листы для удобства работы. Участники игры находят верное решение и показывают его на доске. (Приложение 5).
V этап. Фокусы от жюри (5 баллов за отгаданный фокус)
Один из членов жюри показывает участникам игры фокус.
Фокус с кубами.
Берем четыре куба.
На гранях куба числа 0,1; 0,2; 0,3; 0,4;
0,5; 0,6. Причем на противоположных гранях 0,1 и
0,6; 0,2 и 0,5; 0,3 и 0,4.
Фокус заключается в следующем: любой желающий
ученик ставит куб один на другой в любом порядке.
Фокусник «мгновенно» говорит сумму чисел,
которые находятся на закрытых гранях.
Ответ: Сумма чисел противоположных граней
равна 0,7. Если кубы (4 куба) поставить один на
другой, то сумма чисел всех граней будет равна 0,7 *
4 = 2,8. Фокусник из этой суммы вычитает число,
стоящее на верхней грани последнего куба.
VI этап. Кто быстрее? Кто точнее? (1 балл)
На доске рисунок.
Учитель: Я измерила две стороны своего треугольного забора; их длины оказались равными 18,7 м и 13,6 м. Третью сторону никак не могу измерить, потому что ее пересекает канава. Мой сосед сказал, что периметр моего забора 42,9 м. Но я все равно не могу измерить третью сторону, так как даже не знаю этого странного слова «периметр» и как его использовать. Помогите мне, пожалуйста. (Приложение 6).
VII этап. Конкурс капитанов (4 балла)
Капитаны выходят к отдельным столам и выполняют свои задания на карточках. В это время с остальными участниками проводится следующий этап. (Приложение 7, Приложение 8).
VIII этап. Личное задание (5 баллов)
Команда получает карточки с уравнениями и решает
их. Каждому ответу уравнения соответствует
буква. Таким образом, каждая команда получает
слово – фамилию знаменитого математика (Стевин,
Магницкий). Пока участники игры не знают, чем
знамениты эти люди. Рассказать о них они смогут
только в конце нашей игры (за что могут получить
дополнительно по 3 балла), так как информация о
них содержится в презентациях в следующем этапе
игры. (Приложение 9,
Приложение 10).
IХ этап. Теоретический + компьютерный (6 б + 6 б)
Одна команда занимает места у компьютеров, где
они выполнят задания (оценивать их будут гости).
За компьютерами дети работают поочередно
командами в программе «Витаминный курс по
математике для 5 класса», которая установлена на
каждом компьютере.
Задание I команде: раздел «Дроби», тема
«Преобразование дробей» 2 часть; тема «Сравнение
дробей» 2 часть. Другая команда будет отвечать
членам жюри на вопросы билетиков, в которых
прописаны вопросы по правилам действий с
десятичными дробями. (Приложение
11).
Х этап. Представление презентаций (10 баллов)
Команда «Число» представляет презентацию «Числа-лилипуты». (Приложение 12).
Команда «Дробь» – «История возникновения дробей». (Приложение 13).
Возвращаемся к знаменитым математикам. Слово представляется участникам каждой команды. Дети объясняют, что они узнали о Стевине и Магницком из данных презентаций.
III. Подводится итог игре. Объявляется команда-победительница.
Все приложения, а также презентации,
подготовленные для данного урока, прилагаются в
электронном варианте.
На уроке использовалась программа «Витаминный
курс математики» для 5-го класса. Она установлена
на 9-ти компьютерах в кабинете информатики, где
проходил данный урок.