Урок внеклассного чтения "Обыкновенная биография и необыкновенное время"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг; формировать у детей правильные читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора; и отношения к книге как к общественной ценности, а к самостоятельной читате6лькой деятельности как нравственной ценности; обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.

Задачи: Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического характера, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
Развивать в детях умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
Воспитывать в детях взаимоуважение, сопереживание за работу свою, товарища и класса в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

На партах у детей: Произведения А.П.Гайдара. Рабочие тетради с записями.
Доклады по теме – письменные сообщения..

Оборудование и оформление: Портрет А.П.Гайдара.
Выставка книг – произведений А.П.Гайдара.

Ход занятия

Первое занятие

В центре доски два портрета Гайдара

 Эти два фотодокумента, - между которыми двадцать лет, куда уложилась и вся недолгая литературная жизнь Гайдара.

Под портретами плакат:

Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый!

Мы считаем его жизнь необыкновенной.

А сам он так не считал и называл свою жизнь “обыкновенной биографией в необыкновенное время”

Детям предлагается подойти поближе и рассмотреть фотографии.

У. Кто узнал этого писателя.

Д. Отвечают или если затрудняются, то учитель наводящими вопросами может подсказать.

У. задает вопрос: Какие его книги вы читали?

Если дети затрудняются ответить.

Учитель дает детям рекомендации к следующему занятию.

Постарайтесь подготовить материалы из журналов, газет, иллюстрации, фотографии, книги.

Что можно читать о Гайдаре:

“О нем уже написано немало рассказов, стихов , очерков, а будут еще написаны…”

Емельянов Б. рассказы о Гайдаре.

Фраерман Р. Гайдар на войне.

Паустовский К. Встречи с Гайдаром.

Цель этого задания – направить внимание детей на чтение новой для учащихся литературы – автобиографий, дневников, писем и, конечно, художественных произведений писателя.

Второе занятие

Конспект занятия

В начале урока дети внимательно рассматривают фотографии А.Гайдара.

Учитель знакомит со словесным портретом, данным А.П.Гайдару Л.Кассилем в вступительной статье к собранию сочинений Аркадия Гайдара:

“…чудесный человек, навсегда запомнившийся всем, кто имел счастье встречаться и дружить с ним: высокий, статный, плотно сложенный, круглолицый, в неизменном костюме военного образца с мягкими редеющими волосами, зачесанными назад от просторного лба, с озорным мальчишеским лукавством и застенчивой серьезностью во взгляде светлых глаз, казавшихся сперва наивными… Большой и ласковый человек, всей своей крупной фигурой, ладной выправкой, военной гимнастеркой, ременным поясом, на котором вечно висело что –то похожее на патронташ, всем своеобразным и сильным обликом своим напоминавший коммуниста времен гражданской войны…” (отрывок выразительно читается в слух).

Беседа о Гайдаре – бойце, писателе, гражданине.

У. Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, что особенно ценил в людях А. Гайдар?

Д. должны вспомнить сказку “Горячий камень” и сделать вывод, что больше всего Аркадий Петрович ценил в людях умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для друзей.

Если дети затрудняются, то учитель помогает ответы детей.

У. только ли в сказке “Горячий камень высказывал Гайдар эту мысль?

Мы говорим, что Гайдар очень ценил умение жить честно, с пользой для окружающих. Значит, эту мысль он высказывал не однажды… В каких других произведениях вы ее нашли?

Д.

У. Как относился Аркадий Петрович к словам “стыдно” и “страшно”?

Д.

У. Ценил ли шутку, выдумки, розыгрыши?

Д.

У. Приведите пример, факты из его жизни и из его произведений. Что любил Гайдар больше всего на свете?

Д.

У. В чем видел счастье? Где и как об этом говорится?

Вся беседа опирается на художественно-литературный материал, который дети прочитали. Дети и учитель попеременно выразительно читают и пересказывают отрывки из произведений, газет, журналов, рассматривают и комментируют иллюстрации, фотографии. Каждое суждение, любой вывод обязательно связывается с художественными описаниями, картинами, образами.

У. Какие книги написал А.Гайдар? Что прочитали вы или хотите прочитать?

Д.

У. Давайте рассмотрим четырехтомник – собрание сочинений писателя.

Дети читают отрывки из писем и дневников писателя, знакомятся с разделом “Комментарии”.

Домашние задание.

Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению А.Гайдара.

  

А. П. Гайдар в гостях у артековцев. 1939.

Советы учителю

  1. Помогая учащимся воссоздать образ Гайдара, писателя и человека, следует постоянно обращать внимание на специфику восприятия и отражения Гайдаром окружающего мира: на его мягкую, застенчивую улыбку, лукавство, веселость, забавные розыгрыши, на его способность играть всерьез, постоянно фантазировать. Все эти качества личности писателя которые отразились в его книгах.
  2. Беседуя с детьми о рассказах, о Гайдаре, надо иметь в виду, что лишь часть этих рассказов основана на подлинных эпизодах жизни Гайдара.
  3. Рассматривая собрания сочинений А. Гайдара на занятие предполагает, что дети уже индивидуально перелистовали и пересматривали отдельные томики и теперь под руководством учителя – лишь подводят итоги тому, что узнали в процессе самостоятельной работы.

Дети осознают, что художественные произведения размещены в четырехтомнике в определенном порядке (хронологически), том 1 – вступительные статьи и автобиография Гайдара, а в последнем 4 томе помещены его неоконченные произведения, фельетоны, статьи, отрывки из писем и дневников.

Материалы для учителя

Из писем А.П.Гайдара. Детям А.Я. Трофимовой, Ире и Светлане.

17 апреля 1934г.

Вчера я поймал ёжика. Очень веселый ёжик. Выпил он целое блюдечко молока и слопал морковку.

Есть ли у вас в Москве ночью луна и звезды? Должно быть, нет, одни только фонари. А здесь у меня одно солнце, одна луна и сто миллионов звезд…

Из Крыма, Кавказа и других мест.

17 мая 1934 г. Открытка с видом “Артека”

…Вот вам на снимке и Артек… Море здесь такое большое, что если хоть три дня ведром черпать – все равно не вычерпаешь. Вот здесь какое море! А горы здесь такте высокие, что даже кошка через них не перепрыгнет. Вот Здесь какие горы!..

Это письмо пишу вам на другой день после того, как спустился с угрюмых скал Геленджика в солнечную долину пионерского лагеря. Серые туманы окутывали нас почти двое суток. Стремительные ветры да дикие орлы кружились над нашими головами. Мы лезли такими опасными и крутыми тропинками меж гор и пропастей, по каким мне еще не приходилось лазить с далеких времен гражданской войны. На вершине скалы Ганзуры я сидел один и плакал о потерянной молодости ровно один час и 24 минуты. Вероятно. Поплакал бы и больше, если бы снизу от костров не донесся запах чего-то жареного, и мне захотелось поесть. Поспешно тут спустился в ущелье, и было самое время, потому что все уже успели захватить себе куски получше, а мне достался какой-то костлявый обглодок.

После этого закутался я в свое серое солдатское одеяло и, подложив под голову тяжелый камень, крепко заснул…

Боец, писатель, гражданин.

Гайдар был коммунистом. Воспитывала его Красная Армия. Они научили его дисциплине и мужеству, помогли пережить трудные дни, когда оказалось, что по состоянию здоровья он к службе в армии больше не годен…

А случилось эта беда, когда ему было всего 20 лет.

“- Я годен, - упрямо сказал он. – Я буду жаловаться”.

На улице, возле госпиталя, он долго стоял, прислонившись к каменному забору, и холодный мартовский ветер раздувал полы его кавалерийской шинели.

Он много лет потом вспоминал и не мог вспомнить, как добрался от Лефортова до Арбата.

В приемной Реввоенсовета он вынул из-за обшлага заранее приготовленный рапорт на имя народного комиссара по военным и морским делам и отдал его дежурному командиру безнадежным жестом очень уставшего и все потерявшего человека.

Он ушел. Его не успели остановить.

- О чем просит этот командир полка? – спросил помощник товарища Фрунзе у дежурного.

- Ни о чем, - удивленно ответил дежурный, перечитывая рапорт.- Он за что - то благодарит командарма и прощается с Красной Армией. Видно, что очень человек обижен и за Красную Армию болеет душой.

- Душа здесь ни при чем, - строго сказал помощник товарища Фрунзе.

- Давайте сюда рапорт. Вы, я вижу тоже человек душевный.

На другой день он пришел в Центральный Комитет комсомола.

- Лечись, отдыхай, - сказал ему товарищи. – Командовать за тебя будут другие. Работу найдем полегче, попроще. Ничего, брат не поделаешь. Жить придется начинать по-новому…”

Аркадий Петрович Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня (22 января 1904г.- 26 октября 1941г.), из них он 24 года 10 месяцев и 4 дня боролся за Советскую власть с оружием в руках - и погиб как герой!..

Его детство кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку(номер которой запомнил на всю жизнь: 302939) и послали патрулировать улицы

Больше жизни Аркадий Гайдар любил Красную Армию и Советскую власть, а потому и в людях особенно ценил умение прожить с пользой для своей страны, для людей, для общего дела – борьбы за коммунизм

“Дорогие ребята! – писал он школьникам Ростова, обсуждавшим его “Военную тайну”… - Я отвечаю вам на два главных вопроса: зачем в конце повести погиб Алька? И не лучше ли, чтоб он остался жив? И второе: почему повесть называется “Военная тайна”?

Конечно, лучше чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи больших и маленьких известных и безызвестных героев.

Но этого в жизни не бывает…

Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже “очень жалко”. Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы.

И все-таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить свою страну , в которой жил Алька.

С 1922г., когда начал писать повесть “В дни поражений и побед, А. Гайдар

Написал немало рассказов, фельетонов, очерков и повестей.

“Если бы ты знала,- писал он своей жене Доре Матвеевне, сколько мук доставляет мне моя работа!.. И все-таки я свою работу как не кляну, - люблю и не променяю ни на какую на свете”. Незадолго до Великой отечественной войны мечтательно говорил:

- Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили крепкую гвардию.

Жизнь самого А. Гайдара, по свидетельству современников, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегко, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: “честная тревога, борьба и труд…то, что называют счастьем”.