Принципиальные основы
На основе действующей в отечественном образовании Концепции экологического образования в школе и работ ведущих методистов мы обратили внимание на такую черту формирования экологической культуры, как системность [1]. В рамках государственной системы экологического образования складываются и действуют экологические образовательные системы образовательных учреждений. Их своеобразие определяется конкретными условиями школы или внешкольного учреждения, особенностями микрорайона школы, особенностями разного рода ресурсов. Специфика таких систем зависит от сложившихся приоритетов, например, приоритет урочной или внеурочной деятельности.
Педагогический коллектив ряд лет работает над проблемой повышения качества образовательного процесса через дифференциацию и индивидуализацию обучения, личностно ориентированный подход к обучающимся. Ведется работа по формированию мотивационной сферы учения, совершенствуется работа с учащимися высокого уровня обучаемости, коррекционная работа. Другой темой является патриотическое воспитание на основе ценностей национальной культуры, воспитательном потенциале родного края.
Изучение возможностей совершенствования образовательного процесса выявило необходимость пересмотра подходов к экологическому образованию. Недостаточно активно использовались потенциал природных памятников края, активные формы и методы экологического образования.
Концепция экологического образования в МОУ Белогорьевской СОШ основана на ведущих педагогических принципах, принятых в отечественной педагогике:
1) принцип системности;
2) принцип социальной значимости деятельности;
3) принцип научности;
4) принцип игры и романтики.
Формируя систему экологического образования в МОУ Белогорьевской СОШ, мы выдвинули ряд требований, характеризующих любую систему.
Во-первых, это открытость системы. Система включает в себя такие элементы, как уроки и факультативные курсы, кружки, секция НОУ, школьное лесничество. Данные элементы открыты. Содержание деятельности каждого элемента дополняется образовательным потенциалом любого другого. Аналогично взаимосвязаны элементы системы форм организации образовательной деятельности (экскурсии, вечера и т.п.). Открытость системы выражается и в ее ориентированности на образовательный процесс в целом. Так экологическое образование оказывается элементом систем патриотического, нравственного, трудового воспитания. В свою очередь, мы обратили внимание и на такое нравственное качество как ориентированность личности на приоритет духовных ценностей. Безнравственное, бездуховное общество по определению не может быть носителем экологической культуры. Даже охраняя природу из корыстных побуждений, бездуховный человек не остановит экологический кризис, поскольку окажется не способным умерить свой потребительский аппетит. На отказ от стремления к постоянному повышению материального благополучия способен только высоконравственный человек. Открытость системы экологического образования позволяет сполна использовать возможности всех направлений воспитательной работы.
Наконец, открытость системы выразилась в ее открытости для всех участников образовательного процесса – учеников, их родителей, педагогов школы. Открытой система оказалась и для общественности: работников Белогорьевского лесничества, жителей села. Это выразилось в реализации совместных с лесничеством проектов, просветительской работе школьного лесничества в микрорайоне школы.
Во-вторых, способность к самоорганизации. Являясь частью образовательной системы – система экологического образования представляет собой относительно самостоятельную структуру. Это выражено и в организации управления и самоуправления, ее отдельных составляющих (научно-исследовательского кружка или трудового объединения юных лесников), и других организационных особенностях. Любое содержание нуждается в форме. Организационной структурой системы экологического образования стало школьное лесничество. Именно такая форма организации позволила объединить трудовые и научно-исследовательские объединения, временные творческие коллективы (например, по подготовке вечеров), планировать и координировать работу.
Школьное экологическое образование оказалось привлекательным для учащихся во многом благодаря возможности участвовать в социально значимых делах. Дети ищут ситуации для самореализации. Оказалось возможным создать эффективные педагогические ситуации, очень важные для социализации разных категорий детей: успешно успевающих и слабо успевающих, не испытывающих особых сложностей в социализации и детей из группы «социального риска». Участие в социально значимых делах превращает ценности экологической культуры в ценности конкретной личности.
Научность экологического образования выражена как в обоснованности педагогических подходов, так и в его содержании. Научность проявляется не только в преподавании, но и в организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
При реализации данных принципов была организована работа над созданием Красной книги Белогорья. Этот труд ребят школьного лесничества и экологической секции НОУ оказался востребованным не только учащимися и педагогами школы, но и работниками Белогорьевского лесничества.
Принцип игры и романтики реализован через погружение учащихся в атмосферу романтики науки – бескорыстного труда ученого-эколога. Полевые научные исследования, трудности походов и экспедиций привлекают школьников. Романтика помощи роднику, пруду выражается и в осознании бескорыстности труда, отсутствии расчета на вознаграждение, признание со стороны общества. Работа не на показ, когда дети убирают мусор на берегах водоема, по-своему романтична и интересна.
Характеристика системы экологического образования
Урок как форма организации учебного процесса по экологии
Как известно, урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента.
К сожалению, из учебных планов школ уходит урок экологии. Это, на наш взгляд, снижает позиции экологического образования и понижает его статус в иерархии учебных дисциплин. Преподавание экологии сохраняется в формах факультативных занятий.
В МОУ Белогорьевской СОШ два года преподается факультатив для учащихся 8–9 классов «Природоохранная деятельность». Курс состоит из четырех логически связанных разделов: «Зарождение жизни на Земле. Наука и религия», «Маленькие секреты живых существ. Разгаданные и неразгаданные тайны ДНК», «Вернадский о биосфере. Из истории науки», «Охрана природы».
Значительное место отводится организации самостоятельной учебно-исследовательской работы. Учащиеся приобщаются к языку науки, культуре исследования. Темы сообщений, докладов, рефератов выбираются с учетом интересов учащихся и социальной значимости.
Курс обеспечен электронными презентациями, цифровыми видеофильмами, ряд из которых выполнен самими учащимися.
Практикуются ролевые игры, лабораторные работы, экскурсии, активно используется в обучении проектная методика. На уроке учащиеся побуждаются к самоанализу своих работ, анализу докладов и рефератов товарищей. Для этого предлагается алгоритм анализа, четко доводятся требования к работе. Важной стороной при этом является формирование культуры дискуссии, воспитание корректности.
Насыщенное содержание курса оставляет место для создания ситуаций эмоционального переживания. Активно используются видеосюжеты школьной медиатеки, позволяющие познакомиться с жизнью природы. Особый интерес учащихся вызывают фотоматериалы и видеосюжеты, посвященные природе Белогорья (результаты походов и экспедиций учащихся). На уроке звучат стихи, классическая музыка. Это создает особую эмоциональную атмосферу. Мы исходим из того, что ценность культуры, в том числе и экологической, только тогда становится нравственной ценностью отдельной личности, когда проходит через путь эмоционального переживания. Создать ситуацию эмоционального переживания – является целью урока, наравне с задачами обучения и развития.
Внеурочная работа по экологии
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполнения определяется индивидуальными особенностями ребенка.
Виды используемой нами внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение творческих заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности следует рассматривать как продолжение деятельности школьника на уроке. Основная цель этой деятельности – повторение, закрепление и использование знаний и умений по полученному предмету.
Хорошие результаты получены нами при использовании такого вида внеурочной работы, как наблюдения в окружающем мире. Их выполнение способствует использованию знаний, развитию наблюдательности, логического мышления и творческой инициативы у учащихся. Однако нельзя не заметить, что организация наблюдений должна проводиться по теме предыдущего урока или для подготовки к следующему уроку, а также должны быть указаны конкретные или возможные объекты для наблюдения.
Не менее интересным видом внеурочной работы является работа по выполнению домашнего опыта или фрагмента практической работы. Данная работа помогает развивать самостоятельность и заинтересованность учебным предметом. Однако при выполнении данного вида работы нельзя забывать, что задание учащимся должно быть сформулировано четко, последовательно и обязательно должны быть даны необходимые рекомендации к технике выполнения опыта [2].
Внеклассная работа по экологии
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципе полной добровольности. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Особое значение внеклассная работа имеет для развития индивидуальных творческих способностей учащихся, исследовательских умений и навыков, организации системы предпрофильной подготовки школьников.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется руководителем занятия по согласованию с администрацией учреждения. Группы могут быть одно- и разновозрастные. В нашей практике внеклассная работа организуется как массовая, групповая и индивидуальная [3].
Массовые внеклассные мероприятия – их главной особенностью является то, что в них могут принимать участие, как все учащиеся школы, так и отдельная группа ребят. Одним из видов массовых мероприятий служат праздники. Тематика праздника может быть самая разнообразная: «День Земли», «День Птиц», «Праздник Леса» и т.д. Этим мероприятиям предшествует огромная подготовительная работа. К сожалению, часто содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятельности. Считаем, что праздник должен быть показом результатов какой-либо трудовой или исследовательской деятельности учащихся, а номера художественной самодеятельности должны выступать лишь фоном. Удачным, на наш взгляд, является проведение такого мероприятия в нашей школе. «Благотворительный бал в пользу природы» ежегодный экологический праздник для учащихся 5 – 11 классов. В виде благотворительных пожертвований принимаются добрые дела в пользу природы, такие, как развешивание кормушек, уход за территорией центрального парка села, выпуск листовок, стенгазет экологического содержания, оформление плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны перед Новым годом» и т.д.
Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Прежде всего, это занятия разнообразных кружков, факультативов. Они учитывают индивидуальные интересы детей и проводятся за рамками учебного времени. Однако факультативы более регламентированы [4]. Нами разработана программа факультативного курса по экологии «Природоохранная деятельность» для учащихся 8–9 классов, а также программа дополнительного образования «Знатоки родной природы» (первый год обучения, школьное лесничество) для учащихся начальных классов. Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем массовая и групповая, так как она в большей степени учитывает индивидуальные особенности детей. В нашей практике для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными оказались проблемные, исследовательские и поисковые методы.
Научно-исследовательский кружок учащихся оказался одним из подразделений школьного лесничества. Это усилило практическую направленность его деятельности, расширило возможности создания воспитательных ситуаций. Это же позволило «открыть» исследовательский коллектив для более широких кругов ребят, интересующихся вопросами экологии, биологии, если не академического, то прикладного характера. Это участники производственных подразделений лесничества. На основе исследовательского кружка лесничества и других исследовательских коллективов школы было создано научное общество учащихся.
Важно, чтобы участники исследовательских объединений видели результаты своего труда и ощущали его социальную значимость.
Большое значение в нашей работе отводится использованию информационно-коммуникационных технологий при работе с собранными материалами. Школьники создают электронные базы данных, в которых накапливаются полученные во время походов, экскурсий, лабораторных, практических и лекционных работ материалы. Работа за компьютером развивает и стимулирует учащегося для более глубокого изучения материала, так как школьникам очень интересен сам процесс работы с компьютерными программами. Особенно это важно для учащихся сельской школы, потому что обеспеченность домашней компьютерной техникой очень низка.
Хорошие результаты показывает внеклассная научно-просветительская работа, которую проводят школьники средней ступени обучения с учащимися младших классов. Заинтересованность, которую проявляют учащиеся при подготовке таких мероприятий, стимулирует их для поиска новой интересной информации в справочной литературе, газетах и журналах, Интернете.
Использование упомянутых форм работы создает возможности для эффективной работы не только с детьми высокого уровня обучаемости, развития аналитических и иных мыслительных умений. Из сферы деятельности не исключаются и дети, не раскрывшие свои способности, не проявившие свои интересы.
Создание в МОУ Белогорьевской СОШ системы экологического образования, направленного на формирование экологической культуры, основывалось на проблемах работы педколлектива, определенных Образовательной программой школы. Данная система ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, на воспитание патриота, гражданина своей страны.
Успех работы определяется строгим соблюдением основных педагогических принципов, давно известных в отечественной педагогике [5].
Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко адаптируется к условиям любого общеобразовательного учреждения.
Опыт работы школьного лесничества апробирован на заседаниях педагогического совета, методического совета. Коллектив неоднократно награждался Почетными грамотами Главного управления образования, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, Агентства лесного хозяйства, Управления по экологии и природопользованию, Отдела образования, Павловского мехлесхоза.
Особая же ценность системы в том, что она в той или иной мере охватывает всех учащихся школы. Причем достигается не только пассивное участие школьников в работе лектория, различных мероприятиях, а активная практическая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
Литература:
- Экологическое образование в школе. Концепция. – М., 1994.
- Экологическое образование школьников. – М., «Педагогика», 1983.
- Симонова Л.П. Ключи от природы. – М., АГПР МПК, 1988.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., «Просвещение», 1983.