Я многое могу понять
И даже многое принять,
Но научиться как помочь
Души своей не превозмочь?
“В настоящий момент мы наблюдаем за учениками пятых классов в период адаптации…”, “необходимо обратить внимание на адаптацию детей при переходе…”, “адаптация учащихся пятых классов – один из важных аспектов…” – кто из учителей, завучей, психологов и даже родителей не произносит эти слова ежегодно, отправляя в школу и встречая там таких восторженных, растерянных, сияющих как медные пятаки от гордости (“Ура! Я взрослый!”)и дрожащих от волнения (“Мама, а как я запомню столько учителей? А по кабинетам нас будут водить?”) пятиклассников. Принять ребенка при переходе из начальной школы в среднюю, понять, как ему сложно, помочь ребенку и его родителям справиться с трудностями и переживаниями – вот основные задачи школьного психолога в этот период.
Что ощущает ребенок (ученик, пятиклашка), оказавшись в средней школе? ОН – как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! И как хорошо, если простроена система – своеобразный скафандр, который не только оберегает, но и помогает ребенку, заботится о нем, упорядочивает вращение метеоритов (родителей, педагогов, психологов) вокруг планеты “Пятый класс”.
В чем же заключается система, из чего состоит “скафандр” и как подчинить системе вращение “метеоритов”?
В первую очередь – это наблюдение и работа непосредственно с детьми.
Наблюдение (начиная с конца апреля четвертого класса), в процессе которого можно увидеть не только как работает ребенок (уровень работоспособности), но и каков его характер, как его принимает коллектив, и что из себя представляет сам коллектив. Ведь урок для пятиклашки, тем более новый, с незнакомым педагогом – это тоже экстремальная ситуация!
Классные часы – вот где психолог может осуществить свои идеи и задумки! Интервью педагогов, пазлы из имен учителей – предметников и лабиринт из названий предметов (см. Приложение 1), обыгрывание ситуаций, как можно пошалить на уроках и роли строгих педагогов – все это оказывается так интересно, и на планете “Пятый класс” жить почти не страшно! Да к тому же планета совсем не одна, она постоянно в окружении “метеоритов”:
Родители
Нет никого и ничего важнее для наших пятиклашек, чем их родители. И так должно быть!
Первое родительское собрание в пятом классе – это и знакомство, и собственная презентация, решение тут же возникших проблем и предупреждение возможных, ну и конечно наблюдение (теперь понятно, почему Витя все время перебивает учителя, а Даша по любому поводу заразительно хохочет!). Главное постараться, чтобы эта первая встреча не превратилась в длинный монолог, а стала продуктивным искренним диалогом между психологом и родителями, ведь от этого зависит, будет ли родитель “метеоритом”, крутящимся вокруг планеты, или станет взбалмошным “астероидом”, имеющим свою орбиту и уходящим в чужие галактики! Конечно, одного собрания недостаточно, приходится встречаться с родителями в течении года по нескольку раз и если они приходят на собрание и консультации – это победа!
Педагоги
Строгие и справедливые, ласковые и сердитые, профессионалы, выпустившие не первый свой одиннадцатый класс и новички, для которых пятый- это их первый. Как важно все это учесть! Сколько раз в течении года нужно напомнить (намекнуть, дать понять), что это не одиннадцатый, а пятый, что нужно вновь все рассказывать и показывать, объяснять и требовать, жалеть и вытирать слезинки- вы будто вернулись на семь лет назад!
А как простроить работу с классом, где все новенькие- ученики и классный руководитель? Поддержать, подсказать, не дать разувериться в своих силах, дать всю возможную информацию о возрастных, в том числе и психологических особенностях ребенка – вот работа психолога.
Ежегодные лекции, “круглые столы” и семинары- практикумы, как для классных руководителей, так и для педагогов-предметников. И здесь уже учителя меняются с детьми местами и пытаются понять самих себя с позиции ребенка, а иногда и изменить некоторую педагогическую традицию. Пусть не всегда, но это получается.
Таким образом и педагоги-“метеориты” прочно входят в систему вращения вокруг планеты “Пятый класс”.
Стоят упомянуть и о других жителях планеты – таких же “космонавтах”-пятиклассниках, без которых картина была бы не полной.
Дети
Взаимоотношения в классе, отношение к новеньким – важные аспекты для каждого ученика. Прочные на первый взгляд пары друзей часто распадаются – меняется обстановка, появляются новые интересы. Классные часы на тему “Новенький”, психологические игры и планомерное наблюдение за классным коллективом, в котором главная роль отдается классному руководителю, позволяют повысить уровень благополучия отношений в классе.
Заканчивается пятый класс – родители уже не так волнуются в преддверии шестого, уже считают себя “опытными космонавтами” наши пятиклассники и метеориты-педагоги систематично вращаются по орбите. Но еще немного и в шестом классе некоторые пятиклашки остаются “пятиклашками”. Тогда возникает вопрос: действительно ли все в порядке, не ошиблись ли мы с дезадаптированными, уютно ли всем, прошедшим адаптацию? Именно эти вопросы решаются на “круглом столе”, собираемом в первой четверти шестого класса.
Действительно ли все то, о чем рассказывалось выше помогает в снижении уровня дезадаптированных? Если смотреть на результаты работы в нашей средней школе – то да.
В первую очередь снизился общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе – при диагностике учащихся пятых классов (“Изучение школьной тревоги младших подростков” Филипс-тест) из факторов наибольшей тревожности заметно снизился процент выбора проблем и страхов в отношении с учителями и страх ситуации проверки знаний. Повысился уровень благополучия отношений в классе: за последние пять лет не повысился и так достаточно низкий процент “отверженных” среди пятиклассников (данные социометрии). Ну и конечно процент дезадаптированных учащихся практически сведен к нулю
Вышеперечисленные аспекты работы сложились в определенный план, рожденный непосредственно из опыта работы психолога, педагогов, пожеланий родителей и оправдывает себя на протяжении вот уже нескольких лет (см. Приложение 2). Конечно, приходится незначительно менять формы работы, придумывать новые игры, но это скорее дополнение к основе, которая действует!
Почему же все-таки “планета”? Сравнивая пятый класс с планетой, а систему сопровождения с метеоритами, мы имеем творческую возможность вычленить работу по адаптации пятиклассников из общей работы школьного педагога-психолога. На мой взгляд, успешность человека в личной жизни, как в общественной, так и в профессиональной деятельности в значительной степени обеспечивается уровнем его психологической подготовки, его умением адаптироваться к создавшимся условиям. И как бы странно это не звучало, но и благополучная адаптация к обучению в пятом классе несомненно будет способствовать достижению этой цели.
Пусть в будущем у вас все будет хорошо, дорогие “космонавты”!