Урок "Ярмарка". Русский язык в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: сформировать умения пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.

Задачи:

  1. Формировать умения распознавать глагол и пользоваться им в тексте;
  2. Развивать языковое чутьё, эстетический вкус, внимание;
  3. Воспитывать интерес к такой богатой части речи, как глагол.
  4. Иметь представление о многозначности глагола.
  5. Знать морфологические данные глагола.
  6. Уметь пользоваться глагольной лексикой.

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра слайдов, Арка “Ярмарка”, жетоны. Магнитофон, аудиозапись песни “Разноцветные ярмарки”, в исполнении В. Леонтьева, толковые словари, словарные слова, полоски бумаги и маркеры для словарной работы, оценочные листы на каждого ученика, круглые шоколадки в позолоченной фольге.

К проведению урока привлечены родители в качестве скоморохов.

Ход урока

I. Организационно- мобилизующее начало

1. Готовность класса к уроку.

2. Психологический настрой.

Создать ситуацию успеха на уроке.

Д.

Здравствуйте скажем руками.
Здравствуйте скажем глазами.
Здравствуйте скажем ртом:
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом.

У. Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

Слайд №1

Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья
На всех нас настроение.

Слайд №2

II. Орфографическая минутка

Формировать умения определять орфограммы

Начевала тучька залатая
Нагруди утёса виликана.
Утром в путь она умчялась рано,
Па лазури весило играя.

Учащиеся определяют орфограммы, исправляют ошибки.

III. Минутка чистописания.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма

Слайд №3

Игра “Угадай словечко”

Физминутка для пальчиков.

Чтобы нам добыть огонь,
(хлопки в ладоши)
Трём ладошку о ладонь.
(катаем ручку в ладошках)
Вдруг ладошка заискрилась
(стучат в кулачки)
И бумажка засветилась.
(хлопки в ладоши).

У.

Пусть это тепло согреет ваши сердечки.
Будьте добрее друг к другу и окружающим.

Напишем соединения букв и слогов.

Дети пишут 2 раза слово ярмарка различными видами соединений.

У. Какое слово вы увидели в наших соединениях?

- Что означает слово ярмарка?

- Подберите к этому слову синонимы.

(базар, рынок)

У. У нас сегодня тоже ярмарка.

Как вы думаете, что можно продавать и покупать на уроке русского яыка?

(знания)

Под звуки песни В.Леонтьева “ Разноцветные ярмарки” в класс входят скоморохи. У них на листах большими буквами написано слово Ярмарка из этих букв на доске аркой составляется это слово.

  1. Добрый день , гости званные, желанные!
    Вы, купцы заморские, люди торговые.
    Собрались мы на ярмарку на весёлую, на старинную.
  2. Давай проходи и других приводи!
    Хоть сам я не пригож
    Но товар привёз хорош!
  3. По всему белому свету
    Пролегли от городов пути – дороженьки.
    Как по этим путям – дороженькам идёт слава
    Про язык русский, друга казахского.
  4. А как ты думаешь, что, сидя в этом классе,
    Можно о русском языке сказать?
  5. Всё не всё, мало ли много!
    На ярмарке всё можно!
    Покупайте, продавайте!
    И жетоны набирайте.
  6. Тогда с аукциона и начнём!
    Всем, кто приходит и всем, кто есть
    Объявляем важную весть:
    -Приехали к нам купцы заморские из далёкой сторонушки
    Глагол продавать!

IV. Работа со словарём.

Развивать умения пользоваться толковым словарём.

Слайд №4

У. Коробейник сказал, что с аукциона и начнём.

Что такое аукцион? Это слово вы должны найти в толковых словарях.

( Дети по группам находят значение слова. Кто первый нашёл- тому жетон.)

У. Оценивать свою работу будете вы сами и гости – скоморохи по оценочным листам.

Какой вид работы и кто оценивает отмечен на листе.

Здесь у нас аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше. лучше знает,
Тот жетоны получает.

У. Товар на аукционе называется лотом.

Я продаю глагол, а вы его покупаете. Мы должны на уроке повторить всё,что знаем о глаголе.

Слайд №5

Глагол самая распространённая часть речи в русском языке. По исследованиям учёных установлено, что в устной речи содержится 80% глаголов, а в письменной- 70%. Т.е. на 1000слов- 800глаголы.

Итак! Продаём глагол!

Слайд №6

Лот №1

У. Что мы знаем о глаголе?

( Кто скажет последний признак глагола, тот получает жетон)

Лот №2

Слайд №7

V. Игра “ Поймай глагол”

Кто больше запомнит глаголов и запишет их.

Я страшное дело какой деловой!
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
На стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто пречисто весь двор подметаю,
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

(Учащиеся записывают глаголы по памяти)

У. Посоветуйтесь в парах, может кто пропустил глагол, допишите.

А теперь в группе сравните написанное.

У. Группа, написавшая больше глаголов получает жетон.

На ярмарке о любом товаре надо знать точные сведения, чтобы покупатель мог купить товар. Исследуйте свои глаголы. Что вы можете о них сказать?

(Указать время, лицо, число глаголов)

Ярмарка, ярмарка!
Веселись народ!

Глядите, не моргайте!
Рты не разевайте!
Ворон не считайте!
Подешевле покупайте!

VI. Словарная работа

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Лот №3

Слайд №8

У.

Беда!
Провалились в колодец слова
Их достать – нелёгкое занятие.
Надо знать тех слов правописание!

Сп…сают
н…есут
посп…шил
хв…раю
л…ениться
т…щил
зап…сают.

Работа в группах

У. Надо достать слова из колодца, записав на бумажной ленточке маркером пропущенные буквы. Группа быстрее справившаяся с работой, вывешивает на доску свою ленточку. Затем записываете слова в тетрадь и подбираете проверочное слово. Одно из слов вы должны изменить по лицам.

VII. Физминутка.

Лот №4

Тары – бары, растабары,
Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад!
Забирайте на расхват!

Подходи, не зевай!
Заморочки покупай!

Слайд №9

VIII. Задание на логическое мышление

Развивать логическое мышление.

Заморочки из бочки!

У. Сейчас мы поработаем с устойчивыми оборотами. Как сказать одним словом? Но чтобы это слово было глаголом?

(Каждой группе по 2 фразеологических оборота)

  • Бежать, сломя голову…
  • Повесить нос….
  • Держать ухо востро…
  • Водить за нос…
  • Лодыря гонять…
  • Бить баклуши…
  • Сесть в галошу…
  • Сесть на шею…

Слайд №10

У. Запишите пары глаголов из оборотов. Что это за глаголы? Дайте им характеристику.

У. У нас остались ещё “заморочки” в бочке.

  • Для Родины своей ни сил , ни жизни не …. .
  • Родина- мать, умей за неё … .
  • В родном ауле и собака хвост трубой … .
  • Любовь к Родине у семейного очага ….

У. Это устойчивые обороты? Тогда что это? Вставьте глаголы, дайте им характеристику.( Проверка)

У. Почему так говорят? Что вы знаете о нашей Родине?

Слайд №11

Наша страна большая. На территории Казахстана проживают люди более 100 национальностей. Народы нашей страны живут в дружбе и согласии. Мы- независимое государство! Мы гордимся своей страной!

IX. Изменение глаголов по временам.

Совершенствовать умения определять время глаголов.

Лот №5

У нас на ярмарке раздолье:
Неси что хочешь,
Всё продашь!
А покупатели довольны?
Распутай этот ералаш.

Слайд №12

У. Что делают звери и птицы?

На слайде вы видите зверей и птиц. Запишите, что может каждый из них. Описать вы должны трёх животных в разных временах

У. У каких глаголов можно определить род?

Что за товар!
И тот хорош!
И другой хорош!
Выбирай! Который хошь!

X. Обобщение.

Систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”

Слайд №13 “Мудрые мысли.”

У. Сегодня мы много записали глаголов, давали им характеристику. Чтобы эти знания прочно вошли в ваше сознание, потому что вы ещё много лет будете изучать эту часть речи, вплоть до окончания школы, а затем сдавать ЕНТ, я предлагаю вам заполнить тест.

XI. Итог урока.

Продавцы удалые,
Купцы богатые!

Давайте посмотрим, кто больше продал товара? Какой купец самый ловкий, быстрый да удачливый! ( Выставление оценок по оценочным листам. Жетоны обмениваются на “золото”

У. Наш урок подошёл к концу.

Что вам понравилось на уроке?

Какие трудности вы испытывали при работе?

Слайд №14.

Спасибо вам, ребята за урок!

Спасибо вам, господа родители!

Спасибо вам , уважаемые гости за терпени