Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Обобщение об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Обобщение об имени существительном».

Тип урока: обобщения знаний.

Форма: урок-семинар.

Цели урока:

  • обучающая: учить детей делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания;
  • развивающая: развивать монологическую речь; склонность к инициативному самовыражению;
  • воспитывающая: формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество;
  • оздоровительная: содействовать сохранению здоровья младших школьников: физминутка, игра, использование средств наглядности, благоприятный эмоциональный настрой.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор, экран;
  • учебник «Русский язык», презентация, сигнальные карточки;
  • раздаточный материал – книжки  для практических занятий.

Подготовительная работа к уроку:

  • выполнение презентации;
  • сочинение « Мои ощущения на уроках русского языка».

Этапы урока, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы

Формы организации познавательной
деятельности

I. Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя на деятельность концентрация внимания.

Приветствует, проверяет общую готовность, желает успеха.

«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36)
Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания
«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97)
Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.
Контролирует готовность, реагирует на слова приветствия учителя.
Коллективно выполняют упражнения для концентрации внимания.
Нейропсихологические приёмы – система упражнений для концентрации внимания. Коллективная.
Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Слайд 1. Приложение 1

Делает целевую установку:
– Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар, который состоит из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части обобщим  знания, а во второй части  выполним практические задания. Девиз нашего урока: «Знания имей отличные по теме имена существительные».
Ученица декламирует  стихотворение об имени существительном.

 

Коллективная

II. Актуализация знаний

 

Слайд 2. Приложение 1

 

 

Слайд 3. Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4. Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Слайд 5. Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Приложение 1

 

 

 

 

 

Слайд 7. Приложение 1

 

 

 

Слайд 8. Приложение 1

 

 

Слайд 9. Приложение 1

 

Слайд 10. Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11. Приложение 1

 

 

 

Слайд 12. Приложение 1

 

 

Слайд 13. Приложение 1

В теоретической части урока предлагает следующие вопросы:
– Что такое имя существительное?

– Только ли предметы обозначает?

– Чем является существительное в предложении?

 

– Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

 

 

 

 

Для активизации полученных знаний о падежах предлагает провести игру «Узнай падеж»

 

 

 

 

Продолжает беседу:
– А что значит, изменить существительное по падежам?

– Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

 

 

 

– Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 склонения?

 

Предлагает провести физминутку.

 

 Ставит проблемный вопрос, выслушивает ответы:
– А как определить склонения имен существительных?

 

– Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?


Оценивание теоретической части. Подведение итогов учителем, оценивание.
Нацеливает учащихся на практическую часть, предлагает открыть книжечки с заданиями.
Предлагает первое задание: Словарно-орфографическая работа.
– Прочитайте пары слов, назовите  новое словарное слово из словаря, с которым мы с вами познакомимся.


– Что обозначает слово «космонавт»?

 

Краткий комментарий учителя.

– Первый полет в космическое пространство совершил Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 году.

 

Показ следующих слайдов.
– Здесь вы видите космонавта в рабочей одежде.

 

 

Просмотр видеоролика.
– Сейчас вы увидите старт космического корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года.

Обращает внимание на следующий слайд.
– Найдите это слово в орфографическом словаре, проговорите: орфографический, орфоэпический. Напишите это слово, поставьте ударение. Назовите и подчеркните орфограммы. Подберите однокоренные слова к этому слову.  Составьте предложения с этими словами.
Предлагает работу над словосочетанием:
говорили о космонавте.
– Какие орфограммы добавились в этом слове?
– Что мы знаем о правописании безударных окончаний?

 

 

 

Предлагает, используя алгоритм, выполнить следующее задание.
– Сейчас мы проверим ваши успехи в правописании безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения в родительном,  дательном и предложном падежах.
Обращает внимание на  слайд с проверкой.
Предлагает оценить свою работу по образцу: без ошибок – зеленый кружок, ошибка – красный.

 

Нацеливает внимание учащихся на второе задание «Тест»:
– Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

 

Обращает внимание детей на слайды с правильными ответами к заданиям теста.

Предполагаемые ответы детей:
– Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? обозначает предмет.
Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, процесс действия, события, животный и растительный мир.
Выслушивают ответы товарищей, дополняют ответы товарищей своими примерами.
– В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.
Формулировки, к которым необходимо подвести учащихся:
– У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным.  Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Выслушивают ответы товарищей, дополняют своими примерами.

Один ученик зачитывает задания, остальные показывают на сигнальных карточках нужный падеж.
Вопрос кому?   
Предлоги в, на, за, под, через, про, в  
Вспомогательное слово нет  
«Щедрый» падеж 
Без предлога не употребляются  
Сущ. – подлежащее всегда стоит в …
«Падеж – работяга»
Вопрос кого?
Предлоги к, по  
Вопрос что? 
Предлоги о, об  
Предполагаемые ответы учащихся:
– Просклонять или изменить окончание по вопросу.

1 скл. – существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями , .  2 скл. – существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями , .  К 3 скл. относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь.
Выслушивают ответы товарищей, дополняют своими примерами.
Мягкий знак  после  шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения. Предполагаемые примеры: ночь, дочь, печь.

Ученица проводит физминутку.
Называю сущ.с шипящими на конце:
С  ь – встают девочки
Без ь – мальчики.
Шалаш, тушь, дрожь, чиж, стриж, трубач, речь, дочь, врач, помощь, гараж, ночь, тишь, калач.

Составление алгоритма действий.
Выдвигают предполагаемый ответ:
– Чтобы определить склонение имени существительного нужно: 1) Определить род существительного; 2) Определить окончание в И.п. в ед. ч.  3) По роду и окончанию определить склонение. Предполагаемый пример: человек, м.р., нулевое окончание, значит 2 скл.

– Добавляется ещё один пункт к используемому алгоритму по определению склонения: существительное ставим в начальную форму, т.е в И.п., в ед.ч.

1) оценивание своей деятельности во время теоретической части;
2) рефлексия учащимися своих знаний.


Открывают  книжечки, зачитывают первое задание.

 

Ученик зачитывает слова, остальные следят:
Магазин – продавец
Больница – врач
Театр – актёр
Космический корабль – ? (космонавт)
Предполагаемый ответ:
– Космонавт – человек, который совершает полёты в космическое пространство.

Ученик зачитывает подготовленное сообщение о космонавтах.

Работают с орфографическим словарём, выполняют инструкцию учителя.
– В слове два непроверяемых безударных гласных звука о, парный согласный звук в, парный согласный звук т.
Учащиеся называют свои версии.
Предполагаемые ответы: космонавтка, космонавтский, космонавтика.
Космонавтов гораздо меньше, чем учителей, инженеров, рабочих.

Выслушивают ответы товарищей.
Предполагаемые ответы:
предлог, безударное падежное окончание.

Предлагают использовать алгоритм:

  1. Определяем падеж;
  2. Определяем склонение;
  3. Нахожу в нужной колонке окончание.

Выполняют самостоятельную работу.
Мечтать о космос_
Нет равных по скорост_
Находиться в невесомост_
Изучение галактик_
ть! Я в этом все больше убеждаюсь!»

Сверяют результаты со слайдовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости. Выборочно доказывают правильность написания.

Оценивают свою работу по предложенному образцу.

Выполняют тест. (см. Приложение 2)

Сверяют результаты со слайдовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости.

Подводящий диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра.

 

 

 

 

 

Наблюдение.
Поиск решения.

 

 

 

Подводящий диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение.
Поиск решения.

 

 

 

 

Подводящий диалог.

 

Самооценка.

 

 

 

 

Побуждающий диалог.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение. Поиск решений.

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

Самопроверка. Коррекция.

 

 

 

 

 

 

Контроль.

Самоконтроль.

 

Фронтальная.

 

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

 

 

Коллективная.

 

 

Фронтальная.

 

 

Коллективная.

 

 

 

 

Фронтальная.

 

Коллективная.

 

 

Фронтальная.

 

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

 

 

Фронтальная.

 

 

 

Индивидуальная.

 

 

 

Фронтальная.

 

 

 

 

 

Индивидуальная.

Индивидуальная.

III. Рефлексия Предлагает  подчеркнуть подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке. Обосновать свой выбор.


Предлагает послушать сочинение ученицы о её ощущениях  на уроках русского языка.

 

 

 

Благодарит детей за совместную работу на уроке.
– На этом у нас урок заканчивается, но изучения имени существительного, знакомство с его другими орфограммами вы продолжите в 5 классе  уже с другим учителем – учителем русского языка.

Выбирают подходящий вариант ответа на вопрос:
– Какие чувства вы испытали на уроке?
  • уверенность
  • радость
  • удовольствие
  • тревога

Ученица читает своё мини-сочинение.
«Мой самый любимый предмет – русский язык, потому что мне очень интересно узнавать секреты русского языка. Очень важно быть грамотным человеком! Сейчас на уроках мы изучаем падежи имен существительных. Тема сложная, но когда стали разбираться, оказалось, что на самом деле всё очень даже просто! Главное поня

Самооценка.

 

«Эмоциональное вкрапление»

Индивидуальная.

 

Фронтальная.