Тема: «Обобщение об имени существительном».
Тип урока: обобщения знаний.
Форма: урок-семинар.
Цели урока:
- обучающая: учить детей делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания;
- развивающая: развивать монологическую речь; склонность к инициативному самовыражению;
- воспитывающая: формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество;
- оздоровительная: содействовать сохранению здоровья младших школьников: физминутка, игра, использование средств наглядности, благоприятный эмоциональный настрой.
Оборудование:
- компьютер, медиапроектор, экран;
- учебник «Русский язык», презентация, сигнальные карточки;
- раздаточный материал – книжки для практических занятий.
Подготовительная работа к уроку:
- выполнение презентации;
- сочинение « Мои ощущения на уроках русского языка».
Этапы урока, задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приёмы |
Формы организации
познавательной |
I. Организационный момент Создание положительного эмоционального настроя на деятельность концентрация внимания. |
Приветствует, проверяет общую
готовность, желает успеха. «Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36) Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания «Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. |
Контролирует готовность, реагирует на
слова приветствия учителя. Коллективно выполняют упражнения для концентрации внимания. |
Нейропсихологические приёмы – система упражнений для концентрации внимания. | Коллективная. |
Сообщение темы и постановка учебной
задачи. Слайд 1. Приложение 1 |
Делает целевую установку: – Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар, который состоит из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части обобщим знания, а во второй части выполним практические задания. Девиз нашего урока: «Знания имей отличные по теме имена существительные». |
Ученица декламирует стихотворение об имени существительном. |
|
Коллективная |
II. Актуализация знаний
Слайд 2. Приложение 1
Слайд 3. Приложение 1
Слайд 4. Приложение 1
Слайд 5. Приложение 1
Слайд 6. Приложение 1
Слайд 7. Приложение 1
Слайд 8. Приложение 1
Слайд 9. Приложение 1
Слайд 10. Приложение 1
Слайд 11. Приложение 1
Слайд 12. Приложение 1
Слайд 13. Приложение 1 |
В теоретической части урока предлагает
следующие вопросы: – Что такое имя существительное? – Только ли предметы обозначает? – Чем является существительное в предложении?
– Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?
Для активизации полученных знаний о падежах предлагает провести игру «Узнай падеж»
Продолжает беседу: – Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
– Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 склонения?
Предлагает провести физминутку.
Ставит проблемный вопрос, выслушивает
ответы:
– Как определить склонение существительного,
если оно стоит в косвенном падеже?
Краткий комментарий учителя. – Первый полет в космическое пространство совершил Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 году.
Показ следующих слайдов.
Просмотр видеоролика. Обращает внимание на следующий слайд.
Предлагает, используя алгоритм, выполнить
следующее задание.
Нацеливает внимание учащихся на второе задание
«Тест»:
Обращает внимание детей на слайды с правильными ответами к заданиям теста. |
Предполагаемые ответы детей: – Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет. – Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы, процесс действия, события, животный и растительный мир. Выслушивают ответы товарищей, дополняют ответы товарищей своими примерами. – В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения. Формулировки, к которым необходимо подвести учащихся: – У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Выслушивают ответы товарищей, дополняют своими примерами. Один ученик зачитывает задания,
остальные показывают на сигнальных карточках
нужный падеж. 1 скл. – существительные м.р. и ж.р. с
окончаниями -а, -я.
2 скл. – существительные м.р. с нулевым окончанием
и ср.р. с окончаниями -о, -е.
К 3 скл. относятся существительные ж. р. с
нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь.
Ученица проводит физминутку. Составление алгоритма действий. – Добавляется ещё один пункт к используемому алгоритму по определению склонения: существительное ставим в начальную форму, т.е в И.п., в ед.ч. 1) оценивание своей деятельности во время
теоретической части;
Ученик зачитывает слова, остальные следят: Ученик зачитывает подготовленное сообщение о космонавтах. Работают с орфографическим словарём, выполняют
инструкцию учителя. Выслушивают ответы товарищей. Предлагают использовать алгоритм:
Выполняют самостоятельную работу. Сверяют результаты со слайдовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости. Выборочно доказывают правильность написания. Оценивают свою работу по предложенному образцу. Выполняют тест. (см. Приложение 2) Сверяют результаты со слайдовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости. |
Подводящий диалог.
Игра.
Наблюдение.
Подводящий диалог.
Наблюдение.
Подводящий диалог.
Самооценка.
Побуждающий диалог.
Наблюдение. Поиск решений.
Самостоятельная работа.
Самопроверка. Коррекция.
Контроль. Самоконтроль. |
Фронтальная.
Коллективная.
Коллективная.
Фронтальная.
Коллективная.
Фронтальная.
Коллективная.
Фронтальная.
Коллективная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Коллективная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Индивидуальная. Индивидуальная. |
III. Рефлексия | Предлагает подчеркнуть подходящий
вариант ответа для оценки своей работы на уроке.
Обосновать свой выбор. Предлагает послушать сочинение ученицы о её ощущениях на уроках русского языка.
Благодарит детей за совместную работу на уроке. |
Выбирают подходящий вариант ответа на
вопрос: – Какие чувства вы испытали на уроке?
Ученица читает своё мини-сочинение. |
Самооценка.
«Эмоциональное вкрапление» |
Индивидуальная.
Фронтальная. |