В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию “компетентного специалиста” в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество – это новые идеи, новый опыт, новые перспективы.
Слово “творчество” происходит от слова “ творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Исходя из этого, творческая одаренность (креативность) расценивается обычно, как способность порождать оригинальные идеи: выдвигать новые гипотезы, новые комбинации, отказываться от стереотипных способов мышления.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.
Обобщая результаты исследований творчества как процесса в современной зарубежной психологии, приводим к выводу, что, несмотря на специфичность его проявления в разных сферах деятельности, можно выделить и некоторые общие черты:
- изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;
- постоянное переформулирование проблемы;
- применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;
- возникновение внутреннего напряжения: в конфликте между традиционным и новым; в самих идеях и различных путях решения; между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и другие.
Исследования показывают, что с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в сорок раз. Наиболее благоприятным возрастом, позволяющим приостановить это падение, по мнению многих ученых, является младший школьный возраст.
Ключом к актуализации творческих способностей в начальной школе является мотивационная основа творчества. Для детей этого возраста достаточно значимой является как внешняя мотивация, основанная на наградах, поощрениях или других типах внешней стимуляции, так и внутренняя, определяющаяся факторами личностного Я. Тем не менее, уровень творческой активности ребенка зависит прежде всего от того, насколько велик удельный вес его внутренней мотивации в общей структуре мотивов.
Кроме того, в настоящее время существует достаточное количество методик, позволяющих в какой- то степени сделать процесс отыскания творческого решения управляемым, приучает анализировать психологическую инерцию и стимулировать воображение. Большой интерес в этом плане представляют разработки отечественных ученых в области ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Приведенный выше материал и данные о возрастных особенностях младших школьников позволили нам определить концептуальные основы творческого развития детей младшего школьного возраста при личностно- ориентированном обучении:
- творчество в младшем школьном возрасте это процесс создания субъективно- нового, “основанной на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности”;
- творчество – является естественным процессом, свойственным для всех людей, хотя его уровень существенно зависит от природных способностей к той или иной деятельности;
- критерием творчески в младшем школьном возрасте является уровень проявления собственной индивидуальности, эмоционального самовыражения, открытия себя;
- способность к творчеству можно и нужно развивать и в настоящее время существует уже достаточное количество методик, позволяющих это сделать;
- истоки творчества ребенка в его субъектном опыте, в том числе и эмоциональном.
- наиболее благоприятный период целенаправленного развития творческих способностей является младший школьный возраст;
- для осуществления творческого самовыражения необходимо овладение культурными нормами, принятыми в обществе, которые являются, с другой стороны, материалом или трамплином в дальнейшем личностном развитии.
Существуют два направления проблемы развития творческого мышления:
- влияние условий воспитания и повседневной жизни;
- проведение развивающего эксперимента.
Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Творческая одаренность понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности – это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего).