Уроки-экскурсии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Урок-экскурсия объединяет в себе урочную и внеурочную формы работы. Причём тесная взаимосвязь познавательного материала с игровым, в довершение с “живой” реальной наглядностью удачно решает широкий круг задач:

1. Формирование знаний:

  1. Познакомить маленьких горожан со спецификой города, как среды “обитания”;
  2. Сформировать представление об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
  3. Познакомить с центральными ансамблями невских берегов;
  4. Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
  5. Познакомить учеников с жизнью своего района.

2. Формирование учебных умений:

  • пользоваться краеведческими справочниками, словарями;
  • описывать памятники, скульптуры и другие достопримечательности города;
  • ориентироваться в Петербурге, “читать” карту- схему,
  • сравнивать и анализировать фактические данные (числовой материал, даты), ориентироваться в историческом времени.

3. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию:

  • замечать красоту Петербурга;
  • бережно относиться к культурным богатствам нашего города;
  • соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца.

Уроки-экскурсии проводятся как путешествия по городу. Каждое занятие_ знакомство с одной из достопримечательностей Петербурга, посещение музея, выставки. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод бюро. Задача учителя – подготовить детей. К предстоящей экскурсии, вооружить их необходимыми знаниями, настроить учеников на восприятие.

Так как занятия проводятся в игровой увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, не утомляются, легко усваивают новый материал, а главное то, что каждое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.

Проведению занятий предшествует большая подготовка 6использование справочного материала, детской литературы, подготовка карточек-заданий, призов; предварительная работа во внеурочное время.

Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Проводится игра “Штурман” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до …)

Каждое занятие начинается со звучания “Гимна Великому Городу” Р. Глиера. С этой музыкой гармонируют стихи А.С. Пушкина (поэма “медный всадник”) или стихи Вяземского:

Я вижу град Петров, чудесный, величавый.
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный сто крат !

В зависимости от темы экскурсии, можно использовать и другие музыкальные отрывки, мелодии, песни. Торжественная мелодия может звучать и на фоне величественных памятников архитектуры, или более соответствовать панораме Невы плавным линиям набережных и спусков, чугунному кружеву решёток, зелени садов, зданиям, отражающимся в водной глади и т. д.

(Музыкальные отрывки, мелодии, песни используются так же на уроках и праздниках, во время просмотра слайдов с видами нашего города).

После того, как создано возвышенное торжественное настроение, учитель просит откликнуться детей, прочитать одно или несколько стихотворений о нашем городе. Ребята с удовольствием выполняют эту просьбу. Стихотворения для заучивания предлагаются детям заранее. Некоторые, особенно важные по мнению учителя, заучиваются в салоне автобуса.

Следующий этап – повторение изученного. Проводится оно часто в форме игры “Петербургские числа”. Учитель показывает детям карточку с написанным на ней числом, дети вспоминают что оно обозначает .(Иногда игра проходит в виде соревнования по командам. Причём, дети сами выбирают название своей команды, связанное с нашим городом.: “Летний сад”, “Аврора”, Дворцовая” и др. Такое соревнование может длиться и в течение всего путешествия по городу, или часть пути, в зависимости от целей и задач занятия.

При повторении используются загадки и петербургские ребусы.

Иногда команды сами задают вопросы друг другу.

После такой разминки учитель знакомит детей с местом, куда они отправятся, пока заочно. Можно рассказать об этом месте или старинную легенду, или сказку, или интересный исторический факт. (Числа, фамилии, которые необходимо знать, показываются на специальных карточках).

В зависимости от маршрута, рассказ дополняют сами достопримечательности города, которые ученики рассматривают из окна автобуса, или непосредственно выходя на улицу. Учитель помогает детям узнавать здания, памятники, называть их авторов, рассказать о ниХ, т. е. побывать в роли экскурсовода.

Перед выходом в музей, парк, на площадь, обязательно вспоминаются правила экскурсантов, обсуждается поведение людей в той или иной ситуации. Таким образом, нравственное воспитание ребёнка наиболее плодотворно, так как дети чувствуют и понимают его необходимость.

Итак, учащиеся уже имеют некоторые знания о том месте, куда они направляются. Во время экскурсии они, как правило, становятся не пассивными, а заинтересованными слушателями, что повышает внимание детей, улучшает процесс запоминания.

После экскурсии дети с жаром делятся впечатлениями. Учитель подводит итог, обращается внимание учеников на наиболее важные моменты. В заключение урока, по желанию детей, различные игры.

Очень любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.

В игре “Узнай-ка” учитель раздаёт детям карточки с фотографиями города, а затем рассказывает о каком-либо здании, месте, памятнике, не называя его. (это место А. Дюма считал самым красивым местом нашего города. Он говорил…)

Или же называет архитектора, скульптора – дети показывают его творение.

Заканчивается путешествие подведением итогов и обязательно маленькими подарками городу (Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу?)

Домашнее задание даётся в первом классе в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось, в конце обучения в первом классе, во втором, в третьем, четвёртом классе к рисункам добавляются сочинения, лучшие из которых прочитываются.

Урок-экскурсия. Итоговый праздник.

Тема: с днём рождения, петербург (начальная школа)

Цели:

  1. Закрепление знаний о городе.
  2. Закрепление навыков счёта.
  3. Закрепление изученных орфограмм.
  4. Закрепление навыков чтения.
  5. Развитие наблюдательности, расширение ассоциативного мышления.
  6. Воспитание любви к родному городу.

Ход урока

I. О.М.

1. М/ф. Звучит отрывок из “Гимна городу” Глиера.

2. Учащиеся читают волшебные слова. Автобус трогается с места.

“Люблю, тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит;
Твоих оград узор чугунных,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…”

II. Повторение знаний.

1. Сегодня у нашего родного города праздник, День рождения!

Мы приглашены к нему в гости, как к хорошему знакомому. Поприветствуем его . “Здравствуй, здравствуй, Петербург!”

Мы называем наш город Петербургом, но у него много имён. Москва- это Москва. Псков- это Псков. А вот Санкт-Петербург называли в разные времена по-разному.

2. Конкурс по классам.

Задание: на листке написать как можно больше имён, названий нашего города. (Основные названия: Петербург, Петроград, Ленинград. Про Петербург говорят “Парадиз, Северная Венеция, Северная Пальмира .”

3. Рассказы учащихся о Северной Пальмире.

“Много-много сотен лет назад, примерно тогда, когда на свет явились сфинксы, в тех же примерно краях существовал город. Стоял он на пересечении дорог, по которым из одних стран в другие следовали торговые караваны. Город возникал как сказка, посреди пустыни. Утомлённые жарой купцы попадали в райский уголок. Зелень вечнозелёных пальм, произраставших в этом городе, давала им тень и прохладу. Греки так и называли сей город Пальмира. А арабы называли его Тадмор. Однако, это арабское слово тоже означало “Пальма”.

Но главное, что поражало путешественников в этом райском уголке, были не пальмы. Всех приводили в восхищение стройные храмы и великолепные дворцы, широкие улицы и влага фонтанов.

И вот через много-много лет, на другом конце света, в северных краях, на пересечении торговых путей рождается новый, прекрасный город с великолепными дворцами, широкими улицами и величественными храмами.

Просвещённые люди, хорошо знающие историю, стали именовать город Северной Пальмирой.

Настоящей Пальмиры уже не существует. Она была разрушена воинами Рима. Но осаждавшие город войска встретили невероятное сопротивление – жители Пальмиры предпочли погибнуть, но не сдаться.

Так что название Пальмира и сотни лет спустя звучит как мужество и стойкость.

Учащиеся читают стихи о нашем городе.

III. Определение маршрута путешествия.

Ученики рассматривают маршрутные листы и по опорным словам определяют название первой остановки.

1 остановка. Петропавловская крепость.

У Петропавловской крепости автобус останавливается. Проводится игра “Волшебный сундучок”. Учитель достаёт из сундучка предметы, ученики определяют связь предмета с Петропавловской крепостью.

(Монета – Монетный двор, первое промышленное предприятие СПб находится на территории крепости.

Икона- В крепости находится собор.

Решётка – в крепости была тюрьма. Портрет Петра первого – в Петропавловском соборе похоронен Пётр первый.

2 остановка. Стрелка Васильевского острова. (Ученики разгадывают ребус на маршрутном листе).

На Стрелке Васильевского острова проводится выступление лучших чтецов стихотворений о городе.

3 остановка. У медного всадника.

Петербургская мозаика.

Задание: собрать на листе картона изображение Медного всадника. Образец- оригинал. Кто быстрее?

4 остановка. Дворцовая площадь.

Ученики выходят из автобуса.

А) Игра. Найди ошибку в описании.

Б) Сосчитать в шагах расстояние от Александровской колонны до Арки Главного штаба, до Зимнего Дворца.

В) Концерт школьного оркестра (песни “Атланты”, “Мы – островитяне” ).

5остановка. Улица зодчего Росси.

Конкурс рисунков на асфальте. “Мой подарок городу”. Призы.

IV. Возвращение в школу.