Урок-экскурсия объединяет в себе урочную и внеурочную формы работы. Причём тесная взаимосвязь познавательного материала с игровым, в довершение с “живой” реальной наглядностью удачно решает широкий круг задач:
1. Формирование знаний:
- Познакомить маленьких горожан со спецификой города, как среды “обитания”;
- Сформировать представление об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
- Познакомить с центральными ансамблями невских берегов;
- Раскрыть значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
- Познакомить учеников с жизнью своего района.
2. Формирование учебных умений:
- пользоваться краеведческими справочниками, словарями;
- описывать памятники, скульптуры и другие достопримечательности города;
- ориентироваться в Петербурге, “читать” карту- схему,
- сравнивать и анализировать фактические данные (числовой материал, даты), ориентироваться в историческом времени.
3. Формирование нравственно-этических норм поведения в городе, ценностного отношения к его культурному наследию:
- замечать красоту Петербурга;
- бережно относиться к культурным богатствам нашего города;
- соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца.
Уроки-экскурсии проводятся как путешествия по городу. Каждое занятие_ знакомство с одной из достопримечательностей Петербурга, посещение музея, выставки. Экскурсию в музее ведёт экскурсовод бюро. Задача учителя – подготовить детей. К предстоящей экскурсии, вооружить их необходимыми знаниями, настроить учеников на восприятие.
Так как занятия проводятся в игровой увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, не утомляются, легко усваивают новый материал, а главное то, что каждое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием огромного, но уже более знакомого и родного города.
Проведению занятий предшествует большая подготовка 6использование справочного материала, детской литературы, подготовка карточек-заданий, призов; предварительная работа во внеурочное время.
Дети берут с собой на некоторые занятия карту нашего города. Проводится игра “Штурман” (определи наше местонахождение на карте, объясни, как добраться до …)
Каждое занятие начинается со звучания “Гимна Великому Городу” Р. Глиера. С этой музыкой гармонируют стихи А.С. Пушкина (поэма “медный всадник”) или стихи Вяземского:
Я вижу град Петров, чудесный, величавый.
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могучей славы,
Потомками его украшенный сто крат !
В зависимости от темы экскурсии, можно использовать и другие музыкальные отрывки, мелодии, песни. Торжественная мелодия может звучать и на фоне величественных памятников архитектуры, или более соответствовать панораме Невы плавным линиям набережных и спусков, чугунному кружеву решёток, зелени садов, зданиям, отражающимся в водной глади и т. д.
(Музыкальные отрывки, мелодии, песни используются так же на уроках и праздниках, во время просмотра слайдов с видами нашего города).
После того, как создано возвышенное торжественное настроение, учитель просит откликнуться детей, прочитать одно или несколько стихотворений о нашем городе. Ребята с удовольствием выполняют эту просьбу. Стихотворения для заучивания предлагаются детям заранее. Некоторые, особенно важные по мнению учителя, заучиваются в салоне автобуса.
Следующий этап – повторение изученного. Проводится оно часто в форме игры “Петербургские числа”. Учитель показывает детям карточку с написанным на ней числом, дети вспоминают что оно обозначает .(Иногда игра проходит в виде соревнования по командам. Причём, дети сами выбирают название своей команды, связанное с нашим городом.: “Летний сад”, “Аврора”, Дворцовая” и др. Такое соревнование может длиться и в течение всего путешествия по городу, или часть пути, в зависимости от целей и задач занятия.
При повторении используются загадки и петербургские ребусы.
Иногда команды сами задают вопросы друг другу.
После такой разминки учитель знакомит детей с местом, куда они отправятся, пока заочно. Можно рассказать об этом месте или старинную легенду, или сказку, или интересный исторический факт. (Числа, фамилии, которые необходимо знать, показываются на специальных карточках).
В зависимости от маршрута, рассказ дополняют сами достопримечательности города, которые ученики рассматривают из окна автобуса, или непосредственно выходя на улицу. Учитель помогает детям узнавать здания, памятники, называть их авторов, рассказать о ниХ, т. е. побывать в роли экскурсовода.
Перед выходом в музей, парк, на площадь, обязательно вспоминаются правила экскурсантов, обсуждается поведение людей в той или иной ситуации. Таким образом, нравственное воспитание ребёнка наиболее плодотворно, так как дети чувствуют и понимают его необходимость.
Итак, учащиеся уже имеют некоторые знания о том месте, куда они направляются. Во время экскурсии они, как правило, становятся не пассивными, а заинтересованными слушателями, что повышает внимание детей, улучшает процесс запоминания.
После экскурсии дети с жаром делятся впечатлениями. Учитель подводит итог, обращается внимание учеников на наиболее важные моменты. В заключение урока, по желанию детей, различные игры.
Очень любят ученики игру “Алфавит”, когда, на указанную учителем букву. Они пытаются вспомнить как можно больше слов, связанных с нашим городом.
В игре “Узнай-ка” учитель раздаёт детям карточки с фотографиями города, а затем рассказывает о каком-либо здании, месте, памятнике, не называя его. (это место А. Дюма считал самым красивым местом нашего города. Он говорил…)
Или же называет архитектора, скульптора – дети показывают его творение.
Заканчивается путешествие подведением итогов и обязательно маленькими подарками городу (Что бы ты сегодня подарил городу? Что бы ты сегодня пожелал городу? Что бы ты сегодня обещал городу?)
Домашнее задание даётся в первом классе в виде просьбы нарисовать то, что особенно запомнилось, в конце обучения в первом классе, во втором, в третьем, четвёртом классе к рисункам добавляются сочинения, лучшие из которых прочитываются.
Урок-экскурсия. Итоговый праздник.
Тема: с днём рождения, петербург (начальная школа)
Цели:
- Закрепление знаний о городе.
- Закрепление навыков счёта.
- Закрепление изученных орфограмм.
- Закрепление навыков чтения.
- Развитие наблюдательности, расширение ассоциативного мышления.
- Воспитание любви к родному городу.
Ход урока
I. О.М.
1. М/ф. Звучит отрывок из “Гимна городу” Глиера.
2. Учащиеся читают волшебные слова. Автобус трогается с места.
“Люблю, тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит;
Твоих оград узор чугунных,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…”
II. Повторение знаний.
1. Сегодня у нашего родного города праздник, День рождения!
Мы приглашены к нему в гости, как к хорошему знакомому. Поприветствуем его . “Здравствуй, здравствуй, Петербург!”
Мы называем наш город Петербургом, но у него много имён. Москва- это Москва. Псков- это Псков. А вот Санкт-Петербург называли в разные времена по-разному.
2. Конкурс по классам.
Задание: на листке написать как можно больше имён, названий нашего города. (Основные названия: Петербург, Петроград, Ленинград. Про Петербург говорят “Парадиз, Северная Венеция, Северная Пальмира .”
3. Рассказы учащихся о Северной Пальмире.
“Много-много сотен лет назад, примерно тогда, когда на свет явились сфинксы, в тех же примерно краях существовал город. Стоял он на пересечении дорог, по которым из одних стран в другие следовали торговые караваны. Город возникал как сказка, посреди пустыни. Утомлённые жарой купцы попадали в райский уголок. Зелень вечнозелёных пальм, произраставших в этом городе, давала им тень и прохладу. Греки так и называли сей город Пальмира. А арабы называли его Тадмор. Однако, это арабское слово тоже означало “Пальма”.
Но главное, что поражало путешественников в этом райском уголке, были не пальмы. Всех приводили в восхищение стройные храмы и великолепные дворцы, широкие улицы и влага фонтанов.
И вот через много-много лет, на другом конце света, в северных краях, на пересечении торговых путей рождается новый, прекрасный город с великолепными дворцами, широкими улицами и величественными храмами.
Просвещённые люди, хорошо знающие историю, стали именовать город Северной Пальмирой.
Настоящей Пальмиры уже не существует. Она была разрушена воинами Рима. Но осаждавшие город войска встретили невероятное сопротивление – жители Пальмиры предпочли погибнуть, но не сдаться.
Так что название Пальмира и сотни лет спустя звучит как мужество и стойкость.
Учащиеся читают стихи о нашем городе.
III. Определение маршрута путешествия.
Ученики рассматривают маршрутные листы и по опорным словам определяют название первой остановки.
1 остановка. Петропавловская крепость.
У Петропавловской крепости автобус останавливается. Проводится игра “Волшебный сундучок”. Учитель достаёт из сундучка предметы, ученики определяют связь предмета с Петропавловской крепостью.
(Монета – Монетный двор, первое промышленное предприятие СПб находится на территории крепости.
Икона- В крепости находится собор.
Решётка – в крепости была тюрьма. Портрет Петра первого – в Петропавловском соборе похоронен Пётр первый.
2 остановка. Стрелка Васильевского острова. (Ученики разгадывают ребус на маршрутном листе).
На Стрелке Васильевского острова проводится выступление лучших чтецов стихотворений о городе.
3 остановка. У медного всадника.
Петербургская мозаика.
Задание: собрать на листе картона изображение Медного всадника. Образец- оригинал. Кто быстрее?
4 остановка. Дворцовая площадь.
Ученики выходят из автобуса.
А) Игра. Найди ошибку в описании.
Б) Сосчитать в шагах расстояние от Александровской колонны до Арки Главного штаба, до Зимнего Дворца.
В) Концерт школьного оркестра (песни “Атланты”, “Мы – островитяне” ).
5остановка. Улица зодчего Росси.
Конкурс рисунков на асфальте. “Мой подарок городу”. Призы.
IV. Возвращение в школу.