Небольшая комната, одновременно похожа на музей со множеством экспонатов и химическую лабораторию. За столом сидит задумчивый факир.
Факир: Много лет я прожил на свете, стал богатым человеком. А еще у меня есть разные диковинные вещицы, с которыми случались удивительные приключения и превращения. Вот, например, этот камень. Посмотрите, пожалуйста. Откуда он у меня? Да, конечно же его подарил один сыщик, расследовавший загадочное похищение. А это – волшебная колба с эликсиром жизни. С его помощью мне удалось излечить принцессу Несмеяну. (Проводит опыт “Хамелеон”).
А вот – волшебная палочка. Что-то темно стало, пожалуй, зажгу свечу. (Проводит опыт “Горение свечи”).
Стук в дверь. Входит девочка.
Девочка: - Здравствуй, Факир! Слава о твоем могуществе облетела всю землю. А я к тебе пришла за помощью. Вот посмотри. Получила письмо от друзей, а прочесть не могу.
Факир: - Нет ничего проще. Это тайнопись. Подержи лист над огнем и все узнаешь. (Девочка проводит опыт “Письмо над огнем”).
Девочка: - Ну и чудеса! Даже жарко стало и пить захотелось.
Факир: - У меня есть волшебный кувшинчик. Пожалуйста, водички.
Девочка: - Нет, не хочу. Пейте ее сами.
Факир: - Может молочка?
Девочка: - Хочу газировку!
Факир: - Пожалуйста!
Девочка: - Спасибо, лучше сок.
Факир: - Готово!
(В процессе проводится опыт “Волшебный кувшинчик”)
Снова стук в дверь. Входит почтальон, приносит письмо. Факир берет конверт и радуется.
Факир: - Да ведь это письмо от самого знаменитого путешественника. Прочти его, девочка.
Девочка: - Но здесь же ничего не написано. Как его читать? Тоже тайнопись?
Факир: - Да! Возьми-ка эту губку и стряхни дорожную пыль с этого письма.
Девочка: - Вот это да! Ну и чудеса!
(Опыт “Цветные грамоты”)
Факир читает письмо: “Дорогой Факир! Ждите в гости. Скоро буду. Б.М.”
Девочка: - Кто же этот Б.М.?
Входит Барон Мюнхаузен.
Мюнхаузен: - Добрый вечер, мои дорогие! Как я рад вас видеть! Долго я путешествовал и вот, наконец вернулся домой.
Девочка: - Барон, будьте добры, расскажите, что интересного вы видели.
Мюнхаузен: - Да, действительно, много повидал я на своем веку: и огромный вулкан, и несгораемый платок, и дым без огня. Но обо всем по порядку. Был прекрасный теплый солнечный день. Дул приятный легкий ветерок. Но неожиданно небо заволокло темными тучами, стало темно, и затряслась земля. Передо мной возник огромный вулкан, который страшно извергал пепел в разные стороны.
(Опыт “Вулкан”)
От едкого дыма у меня заслезились глаза. Я достал свой платок, но одна из искр случайно попала на него. Платок, разумеется, вспыхнул. Погорев немного, он потух и остался абсолютно цел и невредим. А вот и мой платок.
(Опыт “Несгораемый платок”)
Ошеломленный этим происшествием, я отправился дальше. Но вдруг возле меня образовалась огромная пропасть. Я чуть было не свалился в нее, но во время успел ухватиться за собственные усы и удержал равновесие. Пропасть наполнена была ужасным дымом. Вот взгляните.
(Опыт “Дым без огня”)
Девочка: - А где еще Вам удалось побывать, уважаемый Барон?
Мюнхаузен: - Однажды судьба путешественника меня забросила на удивительный змеиный остров. Несколько гадов я привез сюда.
(Опыт “Фараоновы змеи”)
Взгляните, как прекрасны фараоновы змеи! Не правда ли?
Факир: - Друзья мои! Время прошло уже достаточно много.
Девочка: - А который час? Меня ведь мама ждет!
Мюнхаузен: - Да и мне пора отправляться домой. Устал я с дороги.
Факир: - На последок позвольте предложить вам волшебные эликсиры на все случаи жизни.
(Опыт “Шесть стаканов”)
Первый стакан – чтобы родители не ругали, второй – для здоровья, третий для удачи, четвертый – чтобы учителя ставили пятерки, пятый – для хорошего настроения, шестой – чтобы сбылась заветная мечта.
Подготовка опытов
- “Хамелеон”. В колбу с насыщенным раствором перманганата калия добавляем 10%-ный раствор гидроксида калия и несколько капель сульфита натрия. При сильном размешивании зеленая окраска раствора становится синей, а затем фиолетово-малиновой.
- “Горение свечи” Фитиль свечи пропитать этанолом и зажечь прикосновением стеклянной палочки, на конец которой нанесена смесь концентрированной серной кислоты и кристаллического перманганата калия.
- “Письмо над огнем”. На пористую бумагу наносится текст разбавленной серной кислотой. После высыхания текст не виден. При нагревании буквы на бумаге чернеют.
- “Волшебный кувшин”. Готовят 4 стаканчика, на дно которых помещают несколько капель концентрированных растворов хлорида бария, хлороводородной кислоты, фенолфтелеина соответственно. В первый стакан ничего не наливают. В кувшинчике (колбе) готовят насыщенный раствор карбоната натрия который поочередно добавляют во все стаканчики во время демонстрации опыта.
- “Цветные грамоты” На пористую бумагу раствором фенолфталеина наносится текст. После того, как по бумаге проведут губкой, смоченной в насыщенном растворе карбоната натрия, проявляются малиновые буквы.
- “Вулкан”. Термическое разложение бихромата аммония. Для лучшего начала реакции кристаллы можно смочить несколькими каплями этанола.
- “Несгораемый платок” Носовой платок смочить водой и небольшим количеством эфира. Во время демонстрации опыта платок держать тигельными щипцами! Поджигать на безопасном расстоянии от зрителей и артистов.
- “Дым без огня”. Готовится смесь кристаллической соды и концентрированного раствора нашатырного спирта. Небольшими порциями добавляется концентрированная соляная кислота. Опыт проводится на специальном подносе, чтобы не растеклась случайно пролитая смесь!
- “Фараоновы змеи”. На сухое горючее положить измельченную таблетку норсульфазола. Аккуратно поджигать.
- “Шесть стаканов”. В первый пустой стакан наливаем воду, которую переливаем во второй стакан с несколькими кристаллами хлорида железа (Ш). Затем содержимое стакана 2 переливаем в стакан 3, в который заранее помещены крупинки гексацианоферрата (П) калия с несколькими каплями концентрированной соляной кислоты. После этого содержимое стаканчика 3 переливаем в стаканчик 4 с двумя кристаллами гидроксида натрия. Затем все переливаем в стакан 5 с несколькими каплями раствора фенолфталеина. Наконец, содержимое стаканчика 5 переливаем в последний, содержащий несколько капель концентрированной соляной кислоты.