Театрализованная сказка "В гостях у Факира"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Небольшая комната, одновременно похожа на музей со множеством экспонатов и химическую лабораторию. За столом сидит задумчивый факир.

Факир: Много лет я прожил на свете, стал богатым человеком. А еще у меня есть разные диковинные вещицы, с которыми случались удивительные приключения и превращения. Вот, например, этот камень. Посмотрите, пожалуйста. Откуда он у меня? Да, конечно же его подарил один сыщик, расследовавший загадочное похищение. А это – волшебная колба с эликсиром жизни. С его помощью мне удалось излечить принцессу Несмеяну. (Проводит опыт “Хамелеон”).

А вот – волшебная палочка. Что-то темно стало, пожалуй, зажгу свечу. (Проводит опыт “Горение свечи”).

Стук в дверь. Входит девочка.

Девочка: - Здравствуй, Факир! Слава о твоем могуществе облетела всю землю. А я к тебе пришла за помощью. Вот посмотри. Получила письмо от друзей, а прочесть не могу.

Факир: - Нет ничего проще. Это тайнопись. Подержи лист над огнем и все узнаешь. (Девочка проводит опыт “Письмо над огнем”).

Девочка: - Ну и чудеса! Даже жарко стало и пить захотелось.

Факир: - У меня есть волшебный кувшинчик. Пожалуйста, водички.

Девочка: - Нет, не хочу. Пейте ее сами.

Факир: - Может молочка?

Девочка: - Хочу газировку!

Факир: - Пожалуйста!

Девочка: - Спасибо, лучше сок.

Факир: - Готово!

(В процессе проводится опыт “Волшебный кувшинчик”)

Снова стук в дверь. Входит почтальон, приносит письмо. Факир берет конверт и радуется.

Факир: - Да ведь это письмо от самого знаменитого путешественника. Прочти его, девочка.

Девочка: - Но здесь же ничего не написано. Как его читать? Тоже тайнопись?

Факир: - Да! Возьми-ка эту губку и стряхни дорожную пыль с этого письма.

Девочка: - Вот это да! Ну и чудеса!

(Опыт “Цветные грамоты”)

Факир читает письмо: “Дорогой Факир! Ждите в гости. Скоро буду. Б.М.”

Девочка: - Кто же этот Б.М.?

Входит Барон Мюнхаузен.

Мюнхаузен: - Добрый вечер, мои дорогие! Как я рад вас видеть! Долго я путешествовал и вот, наконец вернулся домой.

Девочка: - Барон, будьте добры, расскажите, что интересного вы видели.

Мюнхаузен: - Да, действительно, много повидал я на своем веку: и огромный вулкан, и несгораемый платок, и дым без огня. Но обо всем по порядку. Был прекрасный теплый солнечный день. Дул приятный легкий ветерок. Но неожиданно небо заволокло темными тучами, стало темно, и затряслась земля. Передо мной возник огромный вулкан, который страшно извергал пепел в разные стороны.

(Опыт “Вулкан”)

От едкого дыма у меня заслезились глаза. Я достал свой платок, но одна из искр случайно попала на него. Платок, разумеется, вспыхнул. Погорев немного, он потух и остался абсолютно цел и невредим. А вот и мой платок.

(Опыт “Несгораемый платок”)

Ошеломленный этим происшествием, я отправился дальше. Но вдруг возле меня образовалась огромная пропасть. Я чуть было не свалился в нее, но во время успел ухватиться за собственные усы и удержал равновесие. Пропасть наполнена была ужасным дымом. Вот взгляните.

(Опыт “Дым без огня”)

Девочка: - А где еще Вам удалось побывать, уважаемый Барон?

Мюнхаузен: - Однажды судьба путешественника меня забросила на удивительный змеиный остров. Несколько гадов я привез сюда.

(Опыт “Фараоновы змеи”)

Взгляните, как прекрасны фараоновы змеи! Не правда ли?

Факир: - Друзья мои! Время прошло уже достаточно много.

Девочка: - А который час? Меня ведь мама ждет!

Мюнхаузен: - Да и мне пора отправляться домой. Устал я с дороги.

Факир: - На последок позвольте предложить вам волшебные эликсиры на все случаи жизни.

(Опыт “Шесть стаканов”)

Первый стакан – чтобы родители не ругали, второй – для здоровья, третий для удачи, четвертый – чтобы учителя ставили пятерки, пятый – для хорошего настроения, шестой – чтобы сбылась заветная мечта.

Подготовка опытов

  1. “Хамелеон”. В колбу с насыщенным раствором перманганата калия добавляем 10%-ный раствор гидроксида калия и несколько капель сульфита натрия. При сильном размешивании зеленая окраска раствора становится синей, а затем фиолетово-малиновой.
  2. “Горение свечи” Фитиль свечи пропитать этанолом и зажечь прикосновением стеклянной палочки, на конец которой нанесена смесь концентрированной серной кислоты и кристаллического перманганата калия.
  3. “Письмо над огнем”. На пористую бумагу наносится текст разбавленной серной кислотой. После высыхания текст не виден. При нагревании буквы на бумаге чернеют.
  4. “Волшебный кувшин”. Готовят 4 стаканчика, на дно которых помещают несколько капель концентрированных растворов хлорида бария, хлороводородной кислоты, фенолфтелеина соответственно. В первый стакан ничего не наливают. В кувшинчике (колбе) готовят насыщенный раствор карбоната натрия который поочередно добавляют во все стаканчики во время демонстрации опыта.
  5. “Цветные грамоты” На пористую бумагу раствором фенолфталеина наносится текст. После того, как по бумаге проведут губкой, смоченной в насыщенном растворе карбоната натрия, проявляются малиновые буквы.
  6. “Вулкан”. Термическое разложение бихромата аммония. Для лучшего начала реакции кристаллы можно смочить несколькими каплями этанола.
  7. “Несгораемый платок” Носовой платок смочить водой и небольшим количеством эфира. Во время демонстрации опыта платок держать тигельными щипцами! Поджигать на безопасном расстоянии от зрителей и артистов.
  8. “Дым без огня”. Готовится смесь кристаллической соды и концентрированного раствора нашатырного спирта. Небольшими порциями добавляется концентрированная соляная кислота. Опыт проводится на специальном подносе, чтобы не растеклась случайно пролитая смесь!
  9. “Фараоновы змеи”. На сухое горючее положить измельченную таблетку норсульфазола. Аккуратно поджигать.
  10. “Шесть стаканов”. В первый пустой стакан наливаем воду, которую переливаем во второй стакан с несколькими кристаллами хлорида железа (Ш). Затем содержимое стакана 2 переливаем в стакан 3, в который заранее помещены крупинки гексацианоферрата (П) калия с несколькими каплями концентрированной соляной кислоты. После этого содержимое стаканчика 3 переливаем в стаканчик 4 с двумя кристаллами гидроксида натрия. Затем все переливаем в стакан 5 с несколькими каплями раствора фенолфталеина. Наконец, содержимое стаканчика 5 переливаем в последний, содержащий несколько капель концентрированной соляной кислоты.