Цели урока:
- Сформулировать определение понятия масштаб с математической точки зрения.
- Отработать навыки применения основного свойства дроби при решении географических задач.
- Показать учащимся межпредметные связи в усвоении основ наук.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности учащихся к уроку).
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его вместе с учителем географии, ведь тема нашего урока “Масштаб”. К этому понятию вы чаще обращаетесь на уроках географии, но не даете ему четкого определения. На нашем уроке мы попытаемся дать математическую формулировку понятию масштаб. Решая географические задачи с помощью математических методов, вы увидите, как тесно связаны между собой разные науки.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1. Игровой момент.
Ребятам предлагается познакомиться с необычным письмом, которое в виде старинного свитка весит на доске.
“Уважаемые дети. Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прошу оказать мне необычную услугу.
Дело в том, что я правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона “Остров сокровищ”. Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно было быть отмечено место нахождения другого, неизвестного клада. По непонятным мне причинам эта отметка отсутствует на карте.
Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения сокровищ. Вот они: “От Большого дерева на Плече Подзорной трубы, направление на восток – 4 км. Затем к югу – 4 км”. Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать это место на карте.
Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его отыскать.
С уважением Джонатан Флинт. Карта прилагается.
2. Ребята вместе с учителем географии повторяют ориентирование на местности, определение сторон света на карте. Место обозначение на карте масштаба.
3. Учитель математики предлагает ребятам перевести одни единицы измерения расстояния в другие:
1 км – 1000м – 100000см
1 см – 0,01м – 0,00001км
4. Учитель математики продолжает повторение материала. Ребята вспоминают, что географическая запись на карте масштаба в математике обозначает отношение двух чисел, а при решении задачи Джонатана, мы сталкиваемся с равенством двух отношений: а : в = с : к
Это пропорция, но одно число в ней, обозначающее расстояние на карте, нам неизвестно.
Идет повторение основного свойства пропорции.
5. Каждому ученику предлагается решить задачу Джонатана на индивидуальной карте, с помощью пропорции 1: 200000 = х : 400000
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
Весь класс разбивается на 4 группы. Последняя группа формируется из учащихся, имеющих серьезные проблемы в обучении. Свое задание они выполняют с помощью и под контролем учителя математики.
Каждая группа получает задание решить одну из трех основных географических задач по теме “Масштаб” с помощью основного свойства пропорции.
1 группа: Используя физическую карту России определить расстояние от г. Челябинска до г. Москва по прямой линии.
2 группа: На плане местности найти п. Вороново. Определить расстояние на плане до объекта, если известно, что на местности до него 800 м. на северо-восток. Узнать что это за объект?
3 группа: От п. Михалино до горы Михалинская на местности 900 м. Определить расстояние на плане местности, предварительно узнав масштаб плана.
Итог работы каждой группы оформляется на формате А3 ярким фломастером и представитель от группы защищает свое решение .
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
После разбора у доски 3 основных типов географических задач, учащимся предлагается самостоятельная работа. Каждый ученик получает карточку с двумя задачами. Карточки составлены на основе дидактических материалов по математике для 6 класса (под редакцией А.С. Чеснокова, издательство М.: Просвещение, 2003 г.)
Оценка за самостоятельную работу выставляется по математике и географии.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1.Учитель математики предлагает сформулировать определение понятия масштаб, через понятие отношения двух чисел, вспомнить основное свойство пропорции и выделить три основных типа географических задач.
2. Учитель географии доводит до сведения учащихся, что рассмотренные типы задач выносятся на ЕГЭ в 11 классе.
3. Оба педагога оценивают работу на уроке самых активных ребят.