В последние годы все чаще применяется в начальном звене обучения проектный метод, эффективность которого доказана многократно и нашими и зарубежными педагогами. Основное достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Именно ре-формирование современного отечественного образования дала возможность возрождению проектного метода.
Мною он сначала применялся на уроках технологии, а в последнее время - на уроках окружающего мира, русского языка, математики, во внеклассной работе. Причем, при со-блюдении определенных правил в работе с использованием данного метода учебное сотрудничество доступно учащимся начальной школы и очень продуктивно.
Я всегда помню, что:
- Учитель должен сам принять решение, будет ли он работать с помощью метода проектов;
- Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность;
- Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие;
- Учитель предоставляет возможность детям для самостоятельной работы;
- Учитель выбирает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника;
- Учитель следит за своей речью (не "Ты сделал это неправильно!", а "Почему ты сделал так?";
- Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики просят об этом.
В результате у детей формируются следующие необходимые умения:
- Адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
- Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и сам процесс выполнения учебной задачи;
- Выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Сильные положительные эмоциональнопознавательные отклики у моих учащихся вызвали такие проекты, как: "Математический задачник" (дети составляли математические задачи на движение, используя материал краеведения), сборник сочинений "Родная Белгородчина" (по материалам экскурсий и походов), "Мой зимний сад".
В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников, а именно "Мой зимний сад".
Работа над данным проектом осуществлялась третьеклассниками по алгоритму:
Стадии работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | а) Определение темы и целей проекта, его
исходного положения б) Подбор рабочей группы |
Обсуждают тему проекта с учителем и
получают при необходимости дополнительную
информацию. Определяют цели проекта |
Знакомит со смыслом проектного подхода
и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2. Планирование | а) Определение источников необходимой
информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предложения. наблюдает за работой учащихся. Корректирует критерии. |
3. Исследование | а) Сбор и уточнение информации (основные
инструменты: интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты и т. п.) б) Выявление ("мозговой штурм") и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач |
Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы | а) Анализ информации б) Формулирование выводов |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов | а) Подготовка отчета о ходе выполнения
проекта (возможные формы отчета: устный отчет,
устный отчет с демонстрацией полученных
результатов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов |
Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. оценивает усилия учащихся, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проектов |
Прежде, чем взяться за выращивание цветов, учащиеся перечитали много книг, журналов. Дизайнеры выполняли эскизы композиций комнатных растений. Оказалось, что сделать это не так легко, как думалось детям. Но составить красивые композиции - это еще не все. Ведь для того, чтобы растения с терпимостью относились друг к другу и чувствовали себя в данном помещении как "дома", необходимо выполнять требования каждого к влажности, освещенности, температуре, подкормкам.
Учащиеся поняли, что каждое растение - это определенный организм со своим "характером". Одни могут расти в затененных уголках на значительном расстоянии от окна, другим требуется самое яркое солнце.
В результате проделанной работы были составлены паспорта (карточки) растений, которые было решено выращивать. И только после этого учащиеся приступили к выращиванию: подготовка горшков и грунта, посадочного материала, укоренение, уход за растениями, контроль над растениями.
Через 2 месяца состоялась защита проектов, в которых было отмечено:
- Значимость проекта для класса и школы;
- Роль каждого участника группы;
- Отношение каждого участника группы к работе;
- Обсуждение замысла создания эскизов;
- Подбор и поиск растений;
- Какие журналы и книги по растениеводству использовали;
- Обоснование правильности выполнения технологических этапов.
В своих отзывах учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
"Я считаю, что за время выполнения проекта мы многому научились, но прежде всего - работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал" (Покутнева В).
"А меня данная работа научила наблюдать за развитием растения и делать соответствующие выводы" (Лопин М).
"Я очень довольна тем, что мы подарим новой школе цветы. Она у нас будет красавица. Красиво должно быть и внутри" (Головкова Е).
"У нас в классе стало уютней" (Осыка М).
"Я не знал, что среди комнатных растений много полезных для здоровья человека. Теперь знаю" (Закурдаев А).
И в заключении хочется отметить, что опыт работы по проектам показывает, что творческие проекты наряду с другими методами обучения могут эффективно применяться в начальных классах, дополняя, углубляя и систематизируя знания и умения учащихся.