Проектный метод в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


В последние годы все чаще применяется в начальном звене обучения проектный метод, эффективность которого доказана многократно и нашими и зарубежными педагогами. Основное достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Именно ре-формирование современного отечественного образования дала возможность возрождению проектного метода.

Мною он сначала применялся на уроках технологии, а в последнее время - на уроках окружающего мира, русского языка, математики, во внеклассной работе. Причем, при со-блюдении определенных правил в работе с использованием данного метода учебное сотрудничество доступно учащимся начальной школы и очень продуктивно.

Я всегда помню, что:

  1. Учитель должен сам принять решение, будет ли он работать с помощью метода проектов;
  2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность;
  3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие;
  4. Учитель предоставляет возможность детям для самостоятельной работы;
  5. Учитель выбирает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника;
  6. Учитель следит за своей речью (не "Ты сделал это неправильно!", а "Почему ты сделал так?";
  7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики просят об этом.

В результате у детей формируются следующие необходимые умения:

  1. Адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
  2. Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и сам процесс выполнения учебной задачи;
  3. Выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Сильные положительные эмоциональнопознавательные отклики у моих учащихся вызвали такие проекты, как: "Математический задачник" (дети составляли математические задачи на движение, используя материал краеведения), сборник сочинений "Родная Белгородчина" (по материалам экскурсий и походов), "Мой зимний сад".

В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников, а именно "Мой зимний сад".

Работа над данным проектом осуществлялась третьеклассниками по алгоритму:

Стадии работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников

2. Планирование а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предложения. наблюдает за работой учащихся. Корректирует критерии.
3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.)

б) Выявление ("мозговой штурм") и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта выполнения проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы а) Анализ информации

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией полученных результатов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. оценивает усилия учащихся, качество отчета, качество использования источников, потенциал продолжения проектов

Прежде, чем взяться за выращивание цветов, учащиеся перечитали много книг, журналов. Дизайнеры выполняли эскизы композиций комнатных растений. Оказалось, что сделать это не так легко, как думалось детям. Но составить красивые композиции - это еще не все. Ведь для того, чтобы растения с терпимостью относились друг к другу и чувствовали себя в данном помещении как "дома", необходимо выполнять требования каждого к влажности, освещенности, температуре, подкормкам.

Учащиеся поняли, что каждое растение - это определенный организм со своим "характером". Одни могут расти в затененных уголках на значительном расстоянии от окна, другим требуется самое яркое солнце.

В результате проделанной работы были составлены паспорта (карточки) растений, которые было решено выращивать. И только после этого учащиеся приступили к выращиванию: подготовка горшков и грунта, посадочного материала, укоренение, уход за растениями, контроль над растениями.

Через 2 месяца состоялась защита проектов, в которых было отмечено:

  1. Значимость проекта для класса и школы;
  2. Роль каждого участника группы;
  3. Отношение каждого участника группы к работе;
  4. Обсуждение замысла создания эскизов;
  5. Подбор и поиск растений;
  6. Какие журналы и книги по растениеводству использовали;
  7. Обоснование правильности выполнения технологических этапов.

В своих отзывах учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

"Я считаю, что за время выполнения проекта мы многому научились, но прежде всего - работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал" (Покутнева В).

"А меня данная работа научила наблюдать за развитием растения и делать соответствующие выводы" (Лопин М).

"Я очень довольна тем, что мы подарим новой школе цветы. Она у нас будет красавица. Красиво должно быть и внутри" (Головкова Е).

"У нас в классе стало уютней" (Осыка М).

"Я не знал, что среди комнатных растений много полезных для здоровья человека. Теперь знаю" (Закурдаев А).

И в заключении хочется отметить, что опыт работы по проектам показывает, что творческие проекты наряду с другими методами обучения могут эффективно применяться в начальных классах, дополняя, углубляя и систематизируя знания и умения учащихся.