Урок-проект по химии, 9-й класс. "Мир металлов"

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока: вводный урок по теме “Металлы”.

Цели:

  1. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
  2. Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
  3. Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

Оборудование:

  • коллекции металлов,
  • периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
  • предметы, изготовленные из металлов,
  • опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,
  • макет торса человека,
  • карточки с символами металлов,
  • физическая карта Алтая.

Структура урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование
Организационный момент. 1. Приветствие

2. Читает загадку, написанную на доске:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

Выслушивает ответы учащихся.

?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.

После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.

1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Развитие умения обосновывать свою точку зрения

Актуализация знаний. 1. ?: Какие Ме вам известны?

Учитель фиксирует ответы школьников на доске.

2. Организует игровую ситуацию:

- Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске):

Я…….(металл),

Я самый …….(какой),

Потому что …...

Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев.

3. Предлогает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по параграфу 4 и дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов.

Отвечают с места

Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.

Заслушивают сообщения.

Докладчики выстраивают схему (Приложение 1) на доске, используя таблички, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь.

Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике.

Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.

Выявление субъектного опыта уч-ся.

“Проживание роли”

Расширение кругозора.

Реализация межпредметных связей (история)

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Целеполагание. 1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске (Приложение 2) и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о Ме.

2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).

3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.

4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.

Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах.

Записывают в тетрадь.

Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем.

Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу, на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”.

Конкретизация субъектного опыта учащихся

Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

Развитие логического, критического мышления

“Открытие детьми новых знаний” 1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Алтая.

Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Алтая. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории нашего Алтайского края? Ответ зафиксируйте в тетради.

2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?

3. Имитационная ситуация “Снегопад”

Организует работу в группах с использованием дидактического материала

(Приложение 3).

Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента.

Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств.

4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить задание в тетрадях на печатной основе: Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании?

Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации.

Помогает слабым учащимся.

Уточняет: Где металлы расположены в ПС?

5. Проблемные вопросы:

- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.

- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.

6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока

7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах.

Задание: Используя, дидактические материалы (опорные конспекты (Приложение 4 и Приложение 5), макет торса человека (Приложение 6) с прикрепленными на разные органы, карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).

Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.

Организует работу для первичного, закрепления изученного материала:

Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?

1. Рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы.

Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая.

2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.

3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.

4. Работают с ПТ, выполняют задания в печатных тетрадях.

Слабые находят ответы в учебнике.

5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора:

- число внешних электронов

- радиус атомов.

6. Анализируют свою работу на данном этапе,

отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера?

7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.

Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека.

Работают в печатных тетрадях самостоятельно.

1. Реализация межпредметных связей (география)

Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации)

Развитие сенсорной сферы

Активизация мыслительной, познавательной деятельности.

Применение знаний в новых условиях

Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке

2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность

3. Реализация эвристического подхода

Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.

4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником

Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся

Первичное закрепление материала

Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Промежуточная рефлексия

Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь.

Рефлексия Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?)

Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты.

Предлагает создать синквейн по теме.

(Приложение 7)

?:

1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал?

2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?

Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь

Выделяют, проговаривают вслух.

Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.

Закрепление материала.

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Домашнее задание. Обязательная часть:

П. 4 – в учебнике;

Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь

Дополнительная часть:

1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу.

2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.

(Приложение 8)

Записывают задание в тетрадь Реализация дифференцированного подхода (задания разного уровня)

Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности