Тип урока: вводный урок по теме “Металлы”.
Цели:
- Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
- Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
- Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
- коллекции металлов,
- периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
- предметы, изготовленные из металлов,
- опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,
- макет торса человека,
- карточки с символами металлов,
- физическая карта Алтая.
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование |
Организационный момент. | 1. Приветствие 2. Читает загадку, написанную на доске: Я твердый, ковкий и пластичный, Блестящий, нужный всем, практичный. Я вам уже подсказку дал, Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока? Выслушивает ответы учащихся. ?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах. После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске. |
1. Подготовка рабочего места 2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь. |
Создание положительного
эмоционального и внутреннего настроя на работу
всех учащихся. Акцентирование внимания на теме урока. Развитие умения обосновывать свою точку зрения |
Актуализация знаний. | 1. ?: Какие Ме вам известны? Учитель фиксирует ответы школьников на доске. 2. Организует игровую ситуацию: - Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске): Я…….(металл), Я самый …….(какой), Потому что …... Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев. 3. Предлогает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по параграфу 4 и дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов. |
Отвечают с места Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь. Заслушивают сообщения. Докладчики выстраивают схему (Приложение 1) на доске, используя таблички, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь. Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике. |
Актуализация знаний. Создание ситуации успеха для слабых уч-ся. Выявление субъектного опыта уч-ся. “Проживание роли” Расширение кругозора. Реализация межпредметных связей (история) Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать. |
Целеполагание. | 1. Предлагает создать кластер по теме
“Металлы” (обязательные компоненты кластера
прописаны на доске (Приложение 2) и
закрыты белыми листами) и на основе имеющихся
знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать
о Ме. 2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы). 3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы. 4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока. |
Обсуждают в парах и предлагают
компоненты кластера, что они хотели бы узнать о
металлах. Записывают в тетрадь. Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем. Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу, на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”. |
Конкретизация субъектного опыта
учащихся Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания. Развитие логического, критического мышления |
“Открытие детьми новых знаний” | 1. Организует групповую работу с
коллекциями Ме и физической картой Алтая. Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Алтая. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории нашего Алтайского края? Ответ зафиксируйте в тетради. 2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас? 3. Имитационная ситуация “Снегопад” Организует работу в группах с использованием дидактического материала Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента. Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств. 4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить задание в тетрадях на печатной основе: Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании? Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации. Помогает слабым учащимся. Уточняет: Где металлы расположены в ПС? 5. Проблемные вопросы: - Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне. - Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке. 6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока 7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах. Задание: Используя, дидактические материалы (опорные конспекты (Приложение 4 и Приложение 5), макет торса человека (Приложение 6) с прикрепленными на разные органы, карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся). Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека. Организует работу для первичного, закрепления изученного материала: Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы? |
1. Рассматривают коллекции, работают с
картой, обсуждают, фиксируют результаты работы. Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая. 2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы. 3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения. 4. Работают с ПТ, выполняют задания в печатных тетрадях. Слабые находят ответы в учебнике. 5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора: - число внешних электронов - радиус атомов. 6. Анализируют свою работу на данном этапе, отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера? 7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают. Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека. Работают в печатных тетрадях самостоятельно. |
1. Реализация межпредметных связей
(география) Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации) Развитие сенсорной сферы Активизация мыслительной, познавательной деятельности. Применение знаний в новых условиях Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке 2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность 3. Реализация эвристического подхода Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное. 4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся Первичное закрепление материала Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. Промежуточная рефлексия Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь. |
Рефлексия | Предлагает вернуться к кластеру и
выделить те компоненты, которые уже изучены (Что
знал и что узнал?) Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты. Предлагает создать синквейн по теме. ?: 1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал? 2. Где эти знания пригодятся мне в жизни? Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь |
Выделяют, проговаривают вслух. Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн. |
Рефлексивный анализ деятельности,
осознание плана действий, а возможно и целей,
последующих уроков по данной теме. Закрепление материала. Осознание личностной значимости темы для учащихся. Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка. |
Домашнее задание. | Обязательная часть: П. 4 – в учебнике; Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь Дополнительная часть: 1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу. 2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д. |
Записывают задание в тетрадь | Реализация дифференцированного
подхода (задания разного уровня) Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности |