Электромагнитное излучение и человек

Разделы: Биология, Экология


Тема: «Электромагнитное излучение и человек»/

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися причин и сущности понятия «электросмога», осмысление последствий проблемы электромагнитного излучения; познакомить с источниками электромагнитного излучения антропогенного происхождения;
    • сформировать у учащихся представление о наиболее уязвимых для ЭМИ органах и системах органов человека,
    • познакомить со способами профилактики заболеваний, вызванных ЭМИ
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи,
  • Воспитательные:
    • создать условия для формирования у учащихся сознательного отношения к проблемам загрязнения окружающей среды,
    • воспитание у учащихся чувства необходимости заботы о собственном здоровье.
    • способствовать развитию умения работать в группе, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между детьми.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Подготовительная работа: учащихся проводят социологический опрос трех возрастных групп (учащихся 5–8 классов, 9–11 классов, взрослых), анализируют полученные результаты. (Приложение 1).

Средства обучения:

Этапы урока:

1. Вступление.
2. Основная часть:
      2.1. Источники электромагнитного загрязнения.
          2.1.1.Практическое задание 1.
      2.2. Электросмог и его влияние на здоровье человека.
          2.2.1. Практическое задание 2.
      2.3. Мобильный телефон.
          2.3.1. Результаты опроса.
          2.3.2. Рекомендации по использованию телефона.
      2.4. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье.
          2.4.1. Практическое задание 3.
      2.5. Мелатонин – «гормон вечной молодости» и гормон сна.
3. Заключительная часть.

ХОД УРОКА

1. Вступление:

Часто на вопрос «Почему у тебя такое плохое настроение?» можно услышать ответы типа «Голова болит, наверное «на погоду»».
Вопрос: А действительно может ли погода повлиять на самочувствие? (Да, нет).  Так может каждый день нужно начинать с просмотра погоды? Давайте посмотрим, какую погоду на сегодня нам обещают синоптики (Просмотр записи прогноза погоды, записанного накануне урока, который можно дополнительным слайдом вставить в презентацию).
Вопрос: Ребята,  как вы думаете, какое настроение и самочувствие ждет нас сегодня? (Хорошее, потому что тепло, погода хорошая).
Вопрос: А зачем в прогнозе погоды прозвучало сообщение об магнитных бурях? (Некоторые люди плохо чувствуют себя в эти дни).
А виновато в этом электромагнитное солнечное излучение. Поэтому, если у вас иногда плохое самочувствие или без причины нет настроения, виноватыми в этом могут быть электромагнитные волны. По прогнозу погоды сегодня магнитных бурь нет, а значит, я надеюсь, что и настроение у вас сегодня будет хорошее.
На этом уроке «Электромагнитное излучение и человек», мы разберемся в вопросах влияния электромагнитных волн на здоровье человека, а эпиграфом к уроку я взяла слова «Предупрежден – значит вооружен» (слайд 2).

2. Основная часть: (слайд 2)

Наша планета защищена от солнечного ветра собственным электромагнитным полем. Это поле, возможно, оказало влияние на эволюцию живых существ. У человека за многовековую историю человечества выработались  механизмы адаптации к ЭМ излучению, которые могут давать сбои во время магнитных бурь. С развитием цивилизации естественные ЭМ поля дополнились различными полями и излучениями антропогенного происхождения. Основными источниками ЭМ полей антропогенного происхождения являются (слайд 3):

– теле- и радиостанции,
– средства радиолокации и радиосвязи,
– ЛЭП, энергетические и энергоемкие установки,
– городской электротранспорт.

Человек с помощью радиотехнических и радиоэлектронных приборов создал невидимую ЭМ паутину. И чем больше мы окружаем себя благами цивилизации, тем важнее становится для нас узнать о том, как действуют эти поля на организм человека.

Задание 1 (слайд 4)

Изучите приведенные в таблице данные. Найдите районы наибольшей и наименьшей напряженности ЭМИ. Рассчитайте, во сколько раз изменится ЭМ фон при перемещении человека

  1. Из Троице-Лыково в Строгино,
  2. С Ленинградского шоссе на Кутузовский проспект,
  3. Из пригорода на улицу Народного ополчения.

Ответы: Наибольшее излучение на улице Народного ополчения, наименьшее – вне города.

Максимальное значение уровня излучения на ул. Народного ополчения не является неожиданностью. Ведь рядом расположен Октябрьский радиопередающий центр.

Ответы: 1 – увеличится в 4 раза, 2 – в 3 раза, 3 –  в 9 раз.

Вопрос: Посмотрите еще раз на таблицу, разница в величине напряженности ЭМИ даже в пределах 500 метров (от Троице-Лыково до ул. Твардовского) меняется в 4 раза. Предположите, как эти изменения могут отразиться на человеке? (Он может чувствовать недомогание).

Передвигаясь по городу человек в течение короткого времени попадает в зоны с различной напряженностью поля, а это значит, что у человека должны каждый раз срабатывать  механизмы адаптации. Очевидно, что такой режим для организма человека не является естественным, а значит, может быть опасен.

Возвращаясь домой, мы попадаем в среду, в которой чувствуем себя комфортно. Здесь мы можем отдохнуть от уличной суеты, шума города. Но не думайте, что вы одни в квартире. Дома мы сразу же включаем телевизор, музыкальный центр, компьютер, микроволновую печь и чайник. А это означает, что вместе с нами дома появляется ЭМ поле.

Электромагнитные поля закрытых помещений называют электросмогом (слайд 5). Если бы мы могли видеть ЭМ волны, то любая наша комната выглядела бы примерно так, как на этом слайде (см. слайд 5). Если электромагнитное поле Земли, к которому более или менее адаптировался за многовековую историю, во время солнечных бурь может вызвать недомогание, то представьте, какое воздействие на организм оказывает электросмог.

Ученые установили наиболее уязвимые для электросмога системы органов человека (слайд 6):

  • общее состояние, самочувствие человека, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, головными болями, головокружениями;
  • со стороны нервной системы может появиться легкое дрожание пальцев, склонность к потению, неврастении;
  • сердечнососудистая система  – нестабильность пульса и давления;
  • иммунная, эндокринная и половая системы.

Считается, что электросмог является главной причиной  «синдрома хронической усталости»,  количество людей с таким диагнозом исчисляется миллионами, и с каждым годом их количество будет расти, особенно в развитых странах. Давайте выясним, где же мы больше всего подвергаемся действию электросмога.

Задание 2 (слайд 7)

Где мы больше всего подвергаемся действию электросмога? Вам предлагается 4 места пребывания человека – место отдыха, кухня, рабочее место и спальня. Попробуйте определить, где больше всего человек подвержен влиянию ЭМИ. Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей.

Вопрос: Как вы расположили места пребывания человека? Какое место в квартире, по вашему мнению, самое неблагоприятное? Почему?
А теперь давайте сравним ваши результаты с мнением ученых (слайд 8): на 4 месте – рабочее место, на 3 месте – кухня, на 2 – место отдыха, на 1 – спальня. Спальня оказалась на первом месте, т.к. треть жизни мы проводим во сне. При этом в непосредственной близости от себя мы располагаем будильник, ночник, телевизор, телефон. За или под кроватью обязательно лежит удлинитель или выпрямитель. Т.е. мы добровольно окутываем свое спальное место электросмогом. И так продолжается годами, иногда даже десятилетиями. Поэтому запомните, что кровать должна стоять не ближе 10 см от стены, и желательно убрать подальше все лишние электроприборы (даже расстояние в 30 см может вас защитить от ЭМИ прибора).

Вопрос: А какими  приборами чаще всего пользуетесь вы? (Мобильный телефон и компьютер)

В последнее время все чаще в периодической печати, по радио и телевидению обсуждается вопрос о вреде мобильных телефонов.

Вопрос: А как вы считаете, вреден ли для здоровья человека мобильник? (Да; нет; да, если долго пользоваться)

Несколько учащихся вашего класса провели опрос. Давайте познакомимся с полученными результатами (слайд 9, выступление ученика с отчетом о проделанной работе).
Как же на эту проблему смотрят ученые? Ученые признают, что достоверных данных о вреде мобильных телефонов у них нет, так же как и нет данных об их безопасности.  Например, Европейский союз  выделил на 10-летнюю программу по исследованию воздействия мобильных телефонов на человека около 1млрд.?. А пока ведутся исследования, я предлагаю вам несколько рекомендаций:

  • суммарное время суточного разговора ограничьте 15 минутами,
  • продолжительность 1 разговора  – 3 минуты,
  • интервал между разговорами – 30 минут.

Компьютер – это еще один прибор, который в последнее время получил широкое распространение. Вот и сегодня мне помогает проводить урок мой друг компьютер. Однако нужно знать правила работы с ним, иначе это может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье.

Задание 3 (слайд 10)

Изучите данные таблицы. Найдите нарушения связанные с воздействием ЭМ поля. Какая система органов наиболее подвержена влиянию ЭМ излучения компьютер?

Ответ: повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна. Наиболее подвержена нервная система.

Вопрос: А какие нарушения, из перечисленных выше, доставляют человеку больше всего неприятностей?

Это нарушение сна. Недаром в Древнем Китае существовала  казнь путем лишения сна. Каким образом электромагнитное излучение нарушает сон? Для этого нужно вспомнить способы регуляции сна.

Вопрос: Какие виды регуляции есть в организме человека? (Нервная и гуморальная)

Как известно, в организме человека все процессы регулируются двумя способами  – нервным и гуморальным, которые взаимосвязаны. Гуморальная регуляция сна осуществляется гормоном, который вырабатывается в эпифизе (слайд 11). Это гормон мелатонин.  Два года назад этот гормон стал в Америке хитом продаж, т.к. оказалось, что мелатонин может замедлять старение, укреплять здоровье. За это его еще назвали «гормоном вечной молодости». Вот несколько рекомендаций для тех, кто хочет крепко спать по ночам и сохранить свою молодость как можно дольше (слайд 11):

  1. Следите за уровнем ЭМИ. ЭМ поля отрицательно влияют на работу эпифиза. По возможности ограничьте повседневный контакт с полями.
  2. Уважайте суточные циклы. Наши предки рано ложились и на рассвете вставали. Появление электричества позволило нам продолжать активную жизнь намного дольше, иногда даже за полночь. Может нас это и устраивает, но природа против этого. Исследования показали, что у людей, которые рано ложатся спать (около 10 часов вечера) и встает рано, производится наибольшее количество мелатонина и чувствуют они себя более энергичными и работоспособными.
  3. Ешьте пищу богатую мелатонином. Это овес, кукуруза, рис, ячмень, а также помидоры и бананы. Съешьте эти продукты примерно за час до сна. И вы почувствуете их усыпляющий эффект.
  4. Ешьте пищу богатую углеводами. Они также вызывают повышение уровня мелатонина в организме.
  5. Не забывайте о витаминах, например В3 и В6 могут повышать уровень мелатонина. В3 содержится в кураге, семечках подсолнечника, цельных зернах пшеницы и ячменя, а витамина В6 (от его недостатка больше всего страдают люди пожилого возраста) –  в цельных зернах пшеницы, моркови, лесных орехах, а также в креветках и лососевых рыбах. Те кто предпочитает употреблять аптечные витамины, должны знать, что В6 лучше принимать в первой половине дня (он сначала вызывает возбуждающее действие и может перебить сон). Витамин В3 лучше принимать вечером вместе с кальцием и магнием

И не бойтесь электромагнитного излучения, ведь если предупрежден – значит защищен (слайд 12)…

…Хочу я пожелать вам на прощанье
Беречь здоровье, ведь здоровье – дар.
Дарю брошюру вам, чтоб сохранились знания.
Надеюсь, пригодится в жизни вам…