Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

Разделы: Биология


Задачи:

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: “Кровь”.
  • Совершенствовать умения учащихся применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека.
  • Выработать меры профилактики, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
  • Способствовать развитию общеучебных умений и навыков учащихся.

Тип урока: обобщения знаний.

Оборудование:  таблица “Ткани”, рисунки клеток крови, портрет И. И. Мечникова, тонометр и фонендоскоп, задания для групп.

Форма работы: групповая,  ролевая игра.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, эвристическая беседа.

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! В начале нашего урока я хотела бы обратить ваше внимание на доску (на доске эпиграф урока):

Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю

Гёте

Эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте могут стать эпиграфом нашего урока, потому что сегодня  вам предстоит, используя уже накопленные вами знания, применять для получения новых знаний. И не только я сегодня на уроке буду учителем, в роли учителей выступите и вы сами.
Обращаю ваше внимание на тему урока: “Кровь – зеркало здоровья”. Давайте подумаем, какие же знания, полученные вами ранее, смогут раскрыть новые для вас тайны, сделать новые открытия.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Значение крови
  • Состав крови
  • Строение клеток крови и их функции
  • Переливание крови
  • Иммунитет
  • Кровяное давление

Учитель. Скажите, а где эти знания человек применяет? Для людей какой профессии они очень важны? (В медицинской практике. Врачам.)

Учитель. Так вот, сегодня на уроке вы выступите еще и в роли врачей. Но одни из вас будут настоящими профессионалами – профессорами, а другие – студентами медицинской академии, а урок наш проводится в виде медицинского консилиума.
Профессора – знатные талантливые люди. Они много знают и хотят передать свои знания ученикам. Хотелось бы представить профессорский состав (представляются профессора).
Студенты – будущие российской медицины – очень умные и трудолюбивые люди, с удовольствием будут постигать новое, перенимать опыт, но не будут бояться и поспорить с профессионалами, потому что всем известно, что истина порой рождается в споре. Но помните, для того чтобы победить в споре, нужны веские аргументы, научные факты.
Уважаемые профессора, сначала вы должны убедиться, что студенты хорошо знают теоретический материал, поэтому я, как заведующая медицинской кафедрой, прошу, получит  задание.
Вам предлагается вспомнить важнейшие понятия и термины по темам: “Состав и функции крови”, “Переливание крови”, “Иммунитет”, “Пульс. Кровяное давление”

ЗАДАНИЕ № 1

Биологический диктант
“Состав и функции крови. Переливание крови. Иммунитет. Пульс. Кровяное давление”

1. Красные клетки крови ...
2. Форма эритроцитов ...
3. Белок эритроцитов, содержащий железо, ...
4. Функция эритроцитов ...
5. Заболевание, связанное либо с уменьшением в крови эритроцитов, либо с уменьшением содержания в них гемоглобина ...
6. Белые клетки крови ...
7. Способ поглощения бактерий лейкоцитами ...
8. Открыл это явление ...
9. Защитные белки, вырабатываемые некоторыми лейкоцитами ...
10. Защитная реакция организма на инфекции, сопровождаемая повышением температуры, увеличением количества лейкоцитов ...
11. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, инородных тел, веществ – ...
12. Иммунитет обеспечивают ...
13. Виды иммунитета ....
14. Препарат антител – ...
15. Культура ослабленных микроорганизмов – ...
16. Существующие группы крови – ...
17. Человек с I группой крови – ...
18. Человек с IV группой крови – ...
19. При переливании важно учитывать группу крови и ...
20. При несовместимости белков эритроцитов донора и белков плазмы реципиента происходит ...
21. Ритмичные колебания стенок артерий ...
22. Пульс в норме у здорового человека ...
23. Повышенное кровяное давление ...
24. Пониженное кровяное давление ...
25. В норме у человека давление ...

После выполнения заданий право ответа предоставляется одному из студентов каждой группы.

Учитель. Уважаемые профессора, хорошо ли студенты знают теоретический материал?
Ну, а теперь, раз наши студенты хорошо знают теоретический материал, мы с вами можем отправляться на медицинскую практику в поликлинику, где вам предстоит вести прием больных в терапевтическом отделении или работать в биологической лаборатории.
Скажите мне, пожалуйста, когда человек приходит на прием к врачу, что, прежде, всего, делает врач?

Предполагаемые ответы учащихся и их объяснение:

  • Слушает внимательно пациента (чтобы правильно поставить диагноз)
  • Измеряет пульс, кровяное давление, температуру (важнейшие показатели здоровья)
  • Прощупывает лимфоузлы (выясняет, есть ли воспаление)
  • Отправляет сдавать анализы крови, мочи (важнейшие показатели здоровья)
  • Ставит диагноз (чтоб назначить лечение)
  • Назначает лечение (помогает человеку справиться с болезнью)
  • Узнает, нет ли аллергии на некоторые лекарства (чтобы не было осложнений у человека при лечении)

Учитель. Какие же признаки нездоровья человека вы можете назвать? (Затем эти признаки появляются перед глазами учащихся на доске)

Признаки нездоровья:

  • Температура тела выше 36,6° С
  • Учащенный  пульс
  • Пониженное или повышенное кровяное давление
  • Увеличенные лимфоузлы
  • Анализ крови: показатели по составу крови не соответствуют средним показателям (концентрация глюкозы, количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, содержание гемоглобина, скорость оседания эритроцитов)

Если все это соответствует норме, то возможно, пациент вовсе не болен, а  “симулянт”, не желающий учиться или работать.
Какая же перед вами будет стоять задача?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Очень внимательно выслушать пациента
  • Измерить температуру, пульс, кровяное давление
  • Изучить результаты анализов
  • Правильно поставить диагноз
  • Назначить лечение

Учитель. Но вам прекрасно известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить. Поэтому вы должны составить такие рекомендации, которые будут препятствовать развитию болезни, а значит разработать профилактические меры по предотвращению этого заболевания.
Уважаемые профессора получите задания для групп.

ЗАДАНИЕ № 2

Задания для исследования
(рассматриваются на медицинском консилиуме)

ГРУППА № 1

Пациент жалуется на сильную головную боль, одышку, повышенное потоотделение. Результаты анализа у него в норме. Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни.

ГРУППА № 2

Три человека попали в аварию. Им срочно требуется переливание крови. Что должны в данном случае предпринять врачи?

ГРУППА № 3

Пациент жалуется на жажду, выделение большого количества мочи, слабость, головокружение. Анализ крови данного больного выглядит следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,3 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

6 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,5%

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни.

ГРУППА № 4

После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

3,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

5,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

7 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни – меры профилактики.

ГРУППА № 5

Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,0 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

2,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

11 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни – меры профилактики.

Для работы групп предлагается “Памятка для студентов”, дополнительные источники литературы.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  • Температура тела = 36,6° С
  • Пульс = 60–80 уд/мин.
  • Кровяное давление (16–45 лет):
    • максимальное – 110–126 мм рт ст
    • минимальное  – 60–85 мм рт ст
  • Анализ крови:
    • эритроциты – 4,5 – 5 млн в мл
    • лейкоциты – 4 – 9 тыс в мл
    • скорость оседания эритроцитов  (СОЭ) – 1 – 1,5 мм/ч
    • содержание гемоглобина – 7–8 ммоль/л
    • концентрация глюкозы – 0,10 %

После 10 минут обсуждения, группа студентов-медиков под руководством профессоров готовится к выступлению на медицинском консилиуме.

Учитель.Итак, мы готовы заслушать ваши выступления. Продолжаем наш медицинский консилиум.

Предполагаемые ответы:

ГРУППА № 1

Диагноз: гипертония

Профилактика и лечение: 

  • препараты, снижающие кровяное давление
  • в питании исключить жареное, жирное, соленое, крепкий чай, кофе
  • чаще бывать на свежем воздухе, активно двигаться
  • исключить курение
  • оберегать себя от нервных стрессов, переутомления

ГРУППА № 2

  • узнать группу крови и резус-фактор пациента
  • подобрать кровь  донора в соответствии с группой крови и резус-фактором реципиента
  • перелить кровь

Дополнительный вопрос:  Чем грозит человеку-донору переливание непроверенной крови?
– Кровь не должна содержать антитела на вирус СПИДа, т. к. ...

ГРУППА № 3

Диагноз: сахарный диабет

Профилактика и лечение:

  • инъекции инсулина, позволяющие усваивать глюкозу клетками
  • исключить из питания сахар, продукта содержащие большое количество углеводов – крахмала
  • следить за уровнем глюкозы в крови

ГРУППА № 4

Диагноз: малокровие – анемия

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание. Витамин В12 улучшает кроветворную функцию костного мозга (овощи, фрукты, мясо)
  • препараты, содержащие железо
  • прогулки на свежем воздухе (в лесу)

ГРУППА № 5

Диагноз: ОРЗ или ОРВ – об этом свидетельствует лейкоцитоз, в организме идет воспаление

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание
  • проветривание помещений
  • прием антибиотиков
  • активный образ жизни – физ. культура
  • профилактические прививки

При выступлении студентов, профессора делают дополнения. Учитель обращается к другим группам, согласны ли они с данным диагнозом, профилактикой, лечением, может быть есть какие-то дополнения, уточнения.

Учитель.Мы заслушали всех вас. Я, как заведующая медицинской кафедрой, осталась очень довольна. Но все же, уважаемые профессора, будущие врачи, основной нашей задачей является в настоящее время профилактическая работа: “Болезнь проще предупредить, чем лечить”. Давайте же выясним, какие профилактические меры должен соблюдать каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, укрепить иммунные силы организма.

Ответы учащихся появляются на доске:

  • Полноценное питание
  • Активный образ жизни
  • Свежий воздух, проветривание помещений
  • Закаливание
  • Предупредительные прививки – вакцинация
  • Оптимистическое настроение

Учитель.Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (зачитывается эпиграф). Как видите, я вас не обманула. Сегодня на уроке вы приблизились к учителю, с помощью ранее известных фактов смогли получить новые знания.
Что же нового вы узнали на уроке? Какие знания вам помогли приблизиться к учителю?

Ответы учащихся.

– Ну, а самое главное, вы убедились, что биологические знания играют важную роль в жизни человека и его практической деятельности. Знания о строении и физиологии человеческого организма являются определяющими в профессии врача и профилактические меры, предупреждающие заболевания важны для каждого человека, стремящегося сохранить и укрепить свое здоровье.
Теперь я вам предлагаю немного поработать дома и выполнить на выбор творческое задание.

ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)

1. “Если хочешь быть здоров ...” Продолжите фразу и обоснуйте ответ.

  • Если у вас дурная привычка курить ...
  • Если нетренированный человек пробежит марафон ...
  • Если нерациональное и неполноценное питаться и вести малоподвижный образ жизни ...
  • Если никогда не делать прививки ...

2. Найти взаимосвязь между следующими звеньями цепи:

  • сердце – ожирение – гиподинамия – питание
  • курение – сосуды – инфаркт – гипертония
  • эритроцит – клетка – кислород – анемия – гемоглобин – мясо

Составьте цепочку слов самостоятельно, чтобы другие учащиеся смогли найти логическую связь между ними [1, стр.128–135]


Литература

1. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.:Паритет, 2002. – 240 с.