«Ты напой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать».
С. Есенин
Цель: воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей музыкальный слух, память, чувство ритма.
- Развивать чувство ансамбля в пении и игре на инструментах.
- Коррекция рассеянности (сконцентрированная гимнастика «Думающая шляпка»).
- Коррекция застенчивости (тренировка в общении с людьми выполнение индивидуальных заданий, театрализация фрагмента сказки).
- Корркционно-обучающие:
- Научить отличать русскую народную песню от авторской песни.
- Расширять познания детей в области русского фольклора.
- Учить распевать широкие гласные.
- Распевать один слог на несколько звуков.
- Воспитательные:
- Прививать интерес к русской народной песне, любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Зал оформлен в стиле русской горницы. У входа в зал детей встречает хозяйка горницы, одетая в русский народный костюм.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Давайте будем знакомиться! Поверните ладони рук вверх и соедините их вместе. Хозяйка подходит к каждому ребёнку со словами: Меня зовут Любовь Ивановна (при этом кладёт свои ладони на ладони ребёнка), а тебя как зовут? (Ребёнок отвечает. И так со всеми детьми).
Хозяйка:Приятно видеть вас в добром здравии. Сегодня мы с вами поведём разговор о том, какие песни пели в старину, на каких инструментах играли. Но для того, чтобы попасть в «Мир русского народного творчества» надо перейти через волшебный мостик. Но прежде мы с вами наденем на голову «волшебные шляпки». Они нам будут помогать лучше думать.
Дети по показу хозяйки растирают ладони рук до горяча, складывают их чашечкой, будто держат горячий шар, и имитируют надевание шляпки. Затем растирают мочки ушей. Всё это для синхронизации работы полушарий головного мозга.
Хозяйка: А вот теперь все по очереди пойдём через волшебный мостик под звуки русской народной мелодии.
Хозяйка: Вот мы и попали в мир русского народного творчества. А какие жанры русского народного творчества вы знаете?
Хозяйка: Мы с вами сегодня будем говорить о многих жанрах русского народного творчества, а особо поговорим о песне, ПЕСНЕ РУССКОЙ – РОДНОЙ!
Хозяйка: Почему она так называется, русская народная? (Потому, что её написал народ).
Хозяйка? А какие песни ещё бывают? (Композиторские, т.к. их сочинил один человек – композитор).
Хозяйка: Мир песен можно разделить на две большие части. В первой части живут народные песни, во второй – живут композиторские.
Хозяйка: Ребята, а как рождались русские народные песни? (ответы детей).
Хозяйка:На каждый случай жизни складывались определённые песни со своей мелодией, со своим характером и словами.
Например:
1. Провожали парней в армию, пели песню весёлую, торжественную (звучат фрагменты песен):
«Как родная меня мать провожала
Тут и вся моя родня набежала».
2. Когда трудились, чтобы веселее было работать, пели о труде:
«Во ку, во кузнице
Во кузнице молодые кузнецы».
Хозяйка: Как приятно, когда кто-нибудь из взрослых перед сном поёт колыбельную песню, тогда ребёнку снятся волшебные сны. Дети, мы с вами пели много таких песен. Кто споёт нашей Танечке колыбельную?
Хозяйка: подходит к колыбельке и поёт нежно, ласково:
«Баю, баю, баю, бай
Спи, Танюша, засыпай.
Танечка устала, целый день играла.
Положи, Танюшка, щёчку на подушку.
Вытяни, ты, ножки, спи скорее, крошка».
Хозяйка: Ребята, подумайте и скажите, кто может петь такую песенку и кому? (Мама своему малышу)
Хозяйка: А как мама поёт своему малышу?
Дети: нежно, ласково, с любовью.
Достаёт из люльки куклу
Хозяйка: только она почему-то капризничает и не хочет спать. Какую тогда колыбельную её надо спеть?
Дети: строгую, запугивающую.
Ребёнок поёт:
«Баю, баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок».
Хозяйка: А если малыш уже почти уснул, а во дворе вдруг залаяла собака или закричал петух?
Ребёнок:
«Баю, баю, баю бай,
Ты, собачка, не лай.
Петушок, не кричи,
Нашу Таню не буди».
Хозяйка: Тот, кто не слыхал русской песни над колыбелью в раннем детстве, у того сердце не встрепенётся при её звуках и песня душе ничего не напомнит. А что ещё народ прославлял в своих песнях?
Дети: Солнышко, труд, природу, матерей.
Хозяйка: Скажите, можно ли сосчитать все песни, которые сочинил народ? (Ответы детей).
Подходит к бутафорскому домику, стоящему в дальнем углу горницы.
Хозяйка: Давайте спросим у нашей собирательницы фольклора, она-то знает. Стучится в домик. Тётушка Акулина, разреши, пожалуйста, наш спор.
Акулина: (из окна) Слышу,
слышу, разговор ведёте о том, что можно ли
сосчитать русские народные песни? И хочу ответ
вам дать. Да не простой ответ скажу, а сказку
расскажу. А вы слушайте, да смекайте!
В некотором царстве, в некотором государстве жил
Царь. Решил он как-то раз караул проверить и
видит, что один солдат-то вроде спит.
Сказка «Царь и солдат»
Царь: Солдат, ты спишь, что ли?
Солдат: Никак нет, Ваше благородие, не сплю.
Царь: А что же ты делаешь?
Солдат: Звёзды считаю.
Царь: Ну, и много насчитал?
Солдат: Здесь тьма тьмой (тычет пальцем в небо). Здесь семьдесят со мной, а здесь не успел сосчитать. Вы помешали.
Царь: Вот и попробуй, проверь этого солдата.
Акулина: А если бы и впрямь солдат вздумал звёзды считать, смог бы он это сделать?
Дети: Нет, конечно, их на небе видимо-невидимо. А сколько на Руси песен? Их тоже невозможно сосчитать, как и звёзды на небе.
Звучит русская народная песня.
Хозяйка:
«Много песен о Руси слышу я в родном краю,
Где найти слова такие, чтобы песню спеть свою!»
Русский народ всегда любил песню грустную или весёлую, она сопровождала его во время труда и отдыха, на праздниках. Песня помогала работать и отдыхать. Ребята, как вы понимаете выражение: «Песня передаётся из «уст в уста?» (Ответы детей).
Хозяйка: Так песня живёт! Русская народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека, поэтому момент её исполнения ответственен, так как по существу – это момент передачи опыта поколений.
Хозяйка: У каждого народа свои песни,
давайте вспомним русские народные песни.
(Ответы детей).
Хозяйка: (подходит к пряхам) В нашей горнице сидят красны-девицы. Что они делают? (Ответы детей).
Хозяйка: А как их можно назвать?
Дети: Пряхи, рукодельницы.
Хозяйка: Что пряхи делают во время работы?
Дети: Рассказывают прибаутки, поговорки, потешки, поют песни.
Хозяйка: С давних пор собирались соседушки где-нибудь в одной избе, работали, да песни пели.
Ребёнок 1: Где песня поётся, там весело прядётся!
Ребёнок 2: С хорошей русской песней и работа спорится.
Мальчики поют, обращаясь к пряхам:
Песня-скороговорка
«Вот те гребень, вот те лён, да
Вот те сорок веретён, да
Ты сиди Mпопрядывай, да,
На меня поглядывай».
Девочки-пряхи запевают свою песню и работают (прядут). Песня «Пряха»/
Ребёнок:
Там, где песня льётся
Там Mлегче живётся.
Запевайте песню шуточную,
Да прибауточную.
Дети поют песню «Тётушка-деленка».
Хозяйка: Русский народ берёг родную землю и воспевал красоту в песнях, сказках, былинах, обращаясь с нежностью к реченьке быстрой, рябинушке кудрявой, берёзке белой, к лесным ягодам.
Дети поют песню «Земляниченька».
Хозяйка: Ребята, как помочь певцам, чтобы было весело петь русскую народную песню?
Дети: Подыграть на инструментах.
Хозяйка: Но прежде вы должны разгадать музыкальный кроссворд. Вы должны по очереди подойти к домику Акулины и по слуху определить музыкально-шумовой инструмент, на котором играет Акулина. Записать его название в клетках по горизонтали, тогда в красных клетках по вертикали вы прочитаете название очень распространенного русского народного музыкального инструмента, которого пока нет в нашем оркестре.
Дети разгадывают кроссворд
Ребёнок:
Тараканы – в барабаны,
Тараканы – в барабаны
Козёл пляшет, ножкой машет.
Журавель пошёл плясать –
Долги ноги выставлять –
Бух, бух, бух, бух!
Захватило, братцы, дух!
В исполнении оркестра русских народных инструментов звучит «Барыня».
Девочки:
Зря вы, парни, ходите,
Травку в саду топчите,
Лишь для милого дружка
Не жаль ни травки, ни цветка!
Дети поют русскую народную песню – инсценировку «Как по травке». На проигрыш играют на русских народных инструментах.
Хозяйка: Во время гуляний после трудовых будней пели частушки? Что такое «частушка»? (Ответы детей)
Хозяйка: А как частушку называли в разных районах России? (Ответы детей).
Хозяйка: Плясовые песни быстрого темпа называли частыми, вот так и появилось новое название – частушка.
Хозяйка: Давайте послушаем, какие частушки знают наши дети.
Частушки.
Ребёнок:
Деревянная подружка
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кому носит прямо в рот
И обжечься не даёт. (Ложка)
Играет ансамбль «Ложкарей» русскую народную песню «Во кузнице».
Хозяйка:
Песня, русская песня,
Как же ты хороша.
Песня, русская песня,
Жизни нашей душа.
Дети поют песню «Ой, сад во дворе» (на проигрыш играет оркестр русских народных инструментов)
Хозяйка: Любовь! Какое огромное
чувство! И, конечно же, это нежное ёмкое чувство
не могло не отразиться в русских народных песнях.
Люди пели не только о любви к своим детям, но и о
любви к природе, своему суженому. Люди в русских
народных песнях выражали свои чувства, своё
отношение к происходящему.
Хозяйка: Ребята, какие вы знаете песни о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубкой, глядят, не наглядятся друг на друга, а люди все смотрят на них и любуются. (Ответы детей).
Хозяйка: Мы с вами знаем ещё одну песню о верной и счастливой любви.
Дети поют песню «Иванова жена».
Хозяйка: Ребята, я хочу, чтобы русская народная песня помогала вам жить, чтобы вы всегда помнили её, любили и пели.
Вопросы детям:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что больше всего понравилось вам на занятии?
- Интересно было на занятии?
- Какое настроение у вас осталось после этого занятия? Если весёлое, оставьте на память отпечатки своих ладоней яркого цвета (красный, оранжевый), если грустное – то тёмного цвета (чёрный, коричневый).
Дети обмакивают ладони в заранее приготовленную в блюдцах краску разного цвета и делают отпечатки на листе ватмана, который висит на стене у выхода из горницы.
Хозяйка: Спасибо, ребята, за такое прекрасное занятие! Молодцы! А сейчас по русскому обычаю я вас приглашаю на чай.
Занятие включает в себя:
- Ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, даёт положительный психологический настрой.
- Кинезиологичекое1 упражнение «Думающая шляпка» выполняет важную функцию цель которой является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
- Театрализация фрагмента сказки. Направлена на коррекцию застенчивости, проявление творчества.
- Музыкальный кроссворд направлен на развитие логического мышления, развитие музыкального слуха ребёнка, сообразительности.
- Использование фонозаписи фрагментов песен, позволяет создать особый эмоциональный настрой детей.
- Как важным элементом психокоррекции эмоционального настроя по окончании занятия применяется нетрадиционное рисование (отпечатки ладоней детей).
- Рефлексия занятия предполагает оценку эмоционального состояния детей в конце занятия.
Все приёмы, которые были использованы во время занятия, помогают сформировать у детей навыки межличностного общения.
Литература
- Фольклор – Музыка – Театр. Ред. Мерзляевой – М., 1999.
- «Красная изба» Тихонова М.В. – СПб., – 2000.
- «Детский музыкальный фольклор» (Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина).
- «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А. Бударина.
- «Практикум по сказкотерапии» Евстигнеева.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Учебно-методическое пособие СПб: «Детство-Пресс» Кылзева О.Л.
- Комплексные занятия по развитию творческих способностей Корчаловская Н.В. – Ростов нIД: Феникс 2003 г.
- Журналы «Классный руководитель».
- Народные игры с пением А.Н. Зимина М., 2000 г.
- Русские обрядовые праздники Н.Г. Круглов – М., 1982 г.
- «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко – М., 2000 г.
- Коррекция развития интеллекта А.Л. Сиротюк – Творческий Центр Москва 2003 г.
_________________________________________________
1 Кинезиология – наука развития головного мозга через движение.