Урок русского языка. 4-й класс, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Закрепить и систематизировать знания об окончании имен прилагательных; способствовать формированию грамотного письма.
  2. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость.
  3. Формировать знания и умения сочинять текст - описание.

Ход урока

Ученик:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам Вас сегодня встречать.
Но начнем, же урок, не будем зря время терять.

Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Запишите сегодняшнее число – 15 февраля. “Классная работа”.

Презентация

1. Организационный момент.

Рассмотрите запись. Предложите свое задание.

Антарктида – полярн… область, которую ... … бел… пятном.

(Вставить подходящие по смыслу слова, окончания к именам прилагательным)

Какое предложение получилось?

(Антарктида – полярная область, которую можно назвать белым пятном.)

В каком смысле Антарктида названа “белым пятном”?

(В прямом – покрыта белым снегом, в переносном – этот край полностью еще не исследован, хранит в себе много тайн)

Какое время года сейчас в Антарктиде? (лето)

Почему? (ниже экватора, в противоположной от нас стороне, полярной)

Как называются слова в русском языке противоположные по значению (антонимы).

Чтобы Антарктида не была белым пятном для Вас, тема сегодняшнего урока мы свяжем с рассказом об этом удивительном крае.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Для этого внимательно рассмотрите, как записаны прилагательные в нашем предложении.

(В предложении не обозначены гласные падежных окончаний имен прилагательных. Значит тема сегодняшнего урока – “Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных”)

2. Изучение нового материала.

Сформулируйте цель урока, учитывая, что это не первый урок по данной теме.

Повторить правила о …;

Учиться правильно … в мужском, женском и среднем роде;

Цели урока:

  1. Повторить правило о правописании гласных в окончаниях прилагательных;
  2. Учиться правильно писать окончания прилагательных в мужском, женском и среднем роде.

Вернемся к нашему предложению. Исследуем его с точки зрения орфографической. Будьте внимательны. Будем писать по памяти.

Прочитайте еще раз предложение про себя. Закройте глаза и проговорите. Запишите по памяти.

Поменяемся тетрадями, карандашом исправьте ошибки у своего соседа.

Кто написал без ошибок?

I. Расскажите, что Вы знаете о прилагательном. По плану:

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Как изменяются имена прилагательные?
  3. С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
  4. Что надо сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у имени прилагательного?
  5. Каким способом можно проверить написание окончаний? Какие окончания нельзя проверить вопросом? Почему? (Имена прилагательные в форме мужского рода в Им. и Вин. падежах в безударном окончании нельзя проверить с помощью вопроса, потому что они отвечают на вопрос какой?, а имеют окончания –ой, -ый, -ий)

II. Несмотря на то, что Антарктида – это край вечной мерзлоты, здесь очень разнообразный животный мир. Вам поможет убедиться в этом упражнение.

Прочитайте внимательно и сформулируйте свое задание:

Т.п. Царь Антарктиды Голубой кит
П.п. Самое крупное животное на земле Криль
Р.п. Антарктический рачок Белый полярный медведь

(Соединить между собой равнозначные понятия и поставить их в том падеже, который указан.)

Т.п. Царем Антарктиды - белым полярным медведем
П.п. О самом крупном животном на Земле - голубом ките
Р.п. Антарктического рачка – Криля

Назовите слова, в которых буква ? является орфограммой. Сгруппируйте их по признаку.

Безударный гласный, проверяемый ударением

Царем – царь

Рачком – рак

Безударный гласный, непроверяемый ударением

Антарктида, антарктический.

Назовите словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ, в прилагательном которого все согласные – звонкие, твердые. Голубым китом.

Назовите морфемы.

III. По разному приспосабливаются к жизни в суровых условиях представители животного мира. О некоторых из них Вы узнаете выполнив упражнение.

Прочитайте пары предложений. Рассмотрите внимательно схему к ним.

Сформулируйте свое задание к упражнению.

  1. Пингвины и киты могут долго находиться под водой?. У пингвинов и китов особ… техника дыхания.
  2. У тюленя Росса сильно увеличены глаза?. Тюлень Росса охотится за добычей в темн… морск… глубине.
  3. У водных животных светл… живот и темн… спина. Водные животные незаметны сверху и снизу.

Напиши пары предложений. Сначала предложение, которое обозначает причину, затем следствие. (В именах прилагательных – дописать пропущенные окончания). Сделать синтаксический разбор предложений, отмеченных ?

4. Закрепление изученного материала.

Расскажите, как определить, какое окончание пишется у имени прилагательного?

1. Тест.

1. Имя прилагательное часть речи, которая:

  • Обозначают признак, но как предмет.
  • Обозначает признак предмета
  • Обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные

  • Бледнеть
  • Бледноватый
  • Бледнота

3. У прилагательного нет следующего признака:

  • Времени
  • Числа
  • Рода

4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

  • Дальн… (дорога)
  • Осенн… (грязь)
  • Лучш… (ученица)

5. Имя прилагательное во множественном числе не изменяется по:

  • Падежам
  • Родам
  • Временам.

2. В Антарктиде – в этом необычном месте нашей планеты – имеются свои проблемы, которые возможно придется решать некоторым из Вас. Первую попытку можете сделать на сегодняшнем уроке.

Прочитайте текст, обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте свое задание.

Антарктида суров… прекрасн… и очень чутк… край. Появление туристов научных станций не только нарушает покой ее обитателей. При низк… температуре здесь все, в том числе и мусор отходы сточные воды нефть сохраняются долг… время. Даже незначительн… авария может принести губительные последствия для животн… и растительн… мира.

(Надо придумать концовку к тексту).

Что общего в предложениях текста. (однородные члены)

Назовите свои варианты концовки.

  1. Антарктиду надо защищать от освоения.
  2. Территория Антарктиды должна остаться нетронутой.
  3. Территория Антарктиды должна стать всемирным заповедником.

Запишите предложения.

Выборочное письмо:

Выпишите словосочетания с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Вывод:

Приложение