Опыт реализации межсекторного взаимодействия образования и бизнес-сообщества на примере МОУ "Детский дом – школа № 74", г. Новокузнецка Кемеровской области

Разделы: Социальная педагогика


За последнее время исторически складывающееся социальное партнёрство приобрело черты отношений, при которых у всех субъектов, кроме реальной обоюдной выгоды, есть еще и совместные планы, цели, задачи и главное проекты!!! Другими словами, есть совместное будущее. Будущее, которое нравится всем сторонам. Социальное партнерство – это не только перераспределение ресурсов для решения социальных проблем. Объектом общей ответственности оказываются не только социальные проблемы сами по себе, но и способы их решения. Это гражданские действия, предполагающие инициативу народа, действия в рамках гражданского общества. Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды. Представители каждой из сторон треугольника по-разному осознают собственную ответственность за эти человеческие беды, имеют разные возможности и ресурсы для помощи, и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество возможно, а главное, - необходимо.

В 1997 году, в период великого кризиса, всеохватывающих неплатежей, недофинансирования создавался наш детский дом. Не имея за плечами мощных шефских организаций, всемогущих родителей своих учеников, да и вообще их не имея, при существующих на тот момент темпах развития экономики и не рассчитывая на то, что произойдёт чудо, педагогический коллектив начал изыскивать всевозможные потенциальные ресурсы общества, как материально-технические, финансовые, юридические, информационные, так и человеческие.

В результате муниципальное образовательное учреждение “Детский дом-школа №74”, за последние 10 лет совместной работы с бизнес-сообществом г.Новокузнецка накопил достаточный опыт того, как можно двигаться от банального спонсорства в сторону равноправного социального партнерства, в результате развеяв миф о том, что социальные структуры не могут быть интересны, полезны и нужны бизнесу. Изначально мы определяли следующие цели взаимодействия нашего образовательного учреждения с внешней средой:

  1. Пропагандировать достижения детского дома-школы.
  2. Постоянно искать и создавать союзников и друзей школы.
  3. Взаимодействовать со всеми возможными педагогически ориентированными силами в социуме.
  4. Осуществлять пропагандисткое воздействие на бизнес, имея ввиду показ значимости для бизнеса участия в образовательных проектах для решения острейших молодёжных проблем, в том числе распространяющихся на их собственных детей.
  5. Формировать лобби в региональных парламентах и средствах массовой информации, поддерживающих и продвигающих различные образовательные проекты.

Для начала в ретроспективе посмотрим на себя, как субъекта социальной сферы и опишем, как мы выглядели в глазах начальства, бизнесменов, политиков и наконец спонсоров несколько лет назад. Мы беспрестанно к ним обращались за конкретной помощью в приобретении тех или иных товаров, безусловно на тот момент, остро необходимых для нормального функционирования “Детского дома-школы”, считая проделанную работу чуть ли не подвигом неравнодушных людей к судьбам детей-сирот. Постоянно, и можно сказать бесконечно, озадачивали их своими проблемами, означая в общении лишь собственные трудности, притязания и перспективы.

Учитывая, что за помощью во многие фирмы иногда по несколько раз в день обращались различные “просители” тяжело представить по какому принципу происходил отбор, предполагаем, что творилось в головах спонсоров, желающих принять правильное решение. У них невольно возникал вопрос: “Почему государство им не помогает, я же плачу налоги?”, или “помочь, конечно, надо, но когда же это кончится?!”. Зачастую мы слышали и другие варианты: “да ладно, надо вам помочь, всё-таки хорошим делом занимаетесь”, или “надо помочь, но бог его знает, куда на самом деле пойдут деньги?” и т.д. и т.п. При этом необходимо заметить, что по большому счету, прямой выгоды на тот момент для них не было. Например, могут в газете напечатать, а еще чувство гордости за себя возникало, но интереснее жить от этого нашим спонсорам не становилось.

Безусловно, субъекты социальной сферы, и тем более детские дома, давно уже поставлены в довольно жесткие условия выживания. Но вот что поражает: если спросить работников детского дома, в чем таки их задача, они конечно ответят, что задача любого детского дома состоит в том, чтобы воспитать самостоятельных, успешных людей из своих воспитанников. Но как, скажите на милость, структура, которая вынуждена все время что-либо выпрашивать, унижаться может воспитать самостоятельных, успешных людей? О каком партнерстве может идти речь?

Вместе с тем более обстоятельный анализ результативности нашей деятельности в деле общественного воспитания детей-сирот показывал, что материальная сторона проблемы очень важна, но не является определяющей – более того, такое понимание мешало адекватно понимать существующие проблемы. Обращаясь к международному опыту, за все время существования института детского дома, несмотря на изменение материальных условий жизни детей, проблема готовности выпускников детских домов для самостоятельной жизни по-прежнему существовала. А это значит, что проблема должна была быть поставлена заново. На практике выпускник любого, даже самого “идеального” детского дома попадает в инородную, незнакомую социальную среду – и пытается воспроизвести в ней навыки поведения, усвоенного в детском доме и связанного с подчинением авторитету (который знает, как себя вести и что делать в различных ситуациях). Основное противоречие состояло в том, что детский дом призван воспитать ребенка для общества, в то время как пространство детского дома являлось само по себе социально изолированным. А это означало, что дети (воспитанники детского дома) могли присвоить только те, открытые для них, социальные связи и отношения, которые реализовывались и существовали в рамках детского дома. Вместе с тем, за его пределами выпускники нуждались в других общественных связях и отношениях, которые не характерны для микросообщества детского дома и не могут быть в нем выращены.

Результаты внутренней и внешней экспертизы показали, что нормальное жизненное становление детей-сирот и успех социализации зависят от:

  • особого отношения воспитанника к себе и своему будущему, которое не определяется временем пребывания в стенах детского дома, но которое способствует выстраиванию перспективы жизни за его пределами;
  • особого социально-педагогического сопровождения выпускника, которое не замещает инициативы ребенка, а позволяет наращивать личностный ресурс и устойчивое желание добиваться своего на основе имеющегося опыта;
  • такого изменения субъектов окружающей среды, которое бы обеспечило отеческое принятие выпускника детского дома в свой мир – мир семьи, творчества, профессий, БИЗНЕСА наконец!

Возникла необходимость готовить каждого конкретного ребенка индивидуально к самостоятельной жизни ещё и ВНЕ СТЕН детского дома.

Поэтому для изменения сложившейся ситуации 10 лет назад внутри муниципального образовательного учреждения “Детский дом – школа №74” произошли качественные изменения базовых ценностей собственной деятельности:

Во-первых: мы перестали банально “ПОПРОШАЙНИЧАТЬ”. Мы думаем, что очень сложно считать партнёром того, кто постоянно в одностороннем порядке просит о помощи или пытается получить что-нибудь бесплатно. Это называется “давить на жалость”.

Во-вторых: мы начали многое ПРЕДЛАГАТЬ, сменив позицию протянутой руки, на позицию становления равноправного социального партнёра с бизнес-сообществом. При этом понимая, что если человеческий потенциал представителей бизнес-сектора оставить без внимания невостребованным то их интерес, желание помогать школе со временем быстро сходит на нет. Тем более, что отсутствие налоговых послаблений делает непривлекательным для бизнеса инвестирование средств в образовательные проекты или поддерживание образования путём простого спонсорства.

Динамика изменения отношений МОУ “Детский дом-школа № 74” с бизнес-сообществом г. Новокузнецка, Кемеровской области и РФ.

Годы Типы и характер взаимоотношений Практический опыт реализации
1997-2000 гг. Шефство.

На данном этапе отношения носили формальный характер. Бизнес-сообщество не способно было влиять на образовательный процесс, да и, честно говоря, их активность не приветствовалась, как бы отстраняясь от образовательной системы, они имели перед ней только обязанности. Стратегия взаимодействия отсутствовала, носила преимущественно ситуативный характер. Внимание к представителям бизнес-сообщества повышался в случае, если они переходили в следующую категорию-спонсора.

При помощи власти, учредителя, силовых структур школа пыталась использовать традиционную шефскую помощь, заручиться их поддержкой на основе договорных отношений. В это время начали складываться отношения с “Полиграфкомбинатом”, “Новокузнецкой таможней” и всё….!
2000-2001 гг. Спонсорство.

На этом этапе взаимоотношений от представителей бизнеса требовалась исключительно материальная поддержка, которая носила как добровольный характер, так и “принудительный” (распоряжение главы города, района и т.п.), при этом школа недооценивала их компетентностные или значимые педагогические возможности. Информация, предоставляемая спонсорам носила декоративно-позитивный характер и лишь в том объёме, которого достаточно было для получения от них разовой материальной поддержки. Влияние субъектов друг на друга носило однонапрвленный характер

В этот период добавилось количество фирм, коммерческих предприятий, желающих помочь детям-сиротам в приобретении одежды, обуви, канцелярских принадлежностей, спортивного инвентаря, постельного белья, бытовой техники для воспитанников и выпускников детского дома-школы.

Нам стали помогать “Новокузнецкая автобаза”,

ОАО “Хлеб”, “Южные энергетические сети”

2001-2003 гг. III. Инвестирование.

Начиная с 2001.года, взаимодействие “Детского дома-школы” и бизнес-сообщества стало пониматься обеими сторонами как совместный проект, в котором каждая из сторон начала вносить свой вклад и иметь возможность на его реализацию на любом этапе сотрудничества. Многие предприниматели на данном этапе взаимодействия готовы были помогать учреждению не только адресно, но и имея уже определённую отдачу. Их интересовало, как правило, три момента:

* возможная реклама деятельности их фирмы;

* участие в политически значимых проектах;

* участие в реальных, понятных программах, которые позволяют быстро помочь их детям, их окружению.

Школа начала разъяснять “инвестору” особенности проектов, стремилась повысить его компетентность, начала держать в курсе событий и перспектив, корректировала “проекты”, программы по мере необходимости, публично отчитывалась за эффективное использование средств инвестора. В результате стала отличаться степень долговременности “совместных проектов” и степень интереса представителей бизнес-сообщества к содержанию образования. То есть, инвестор, уже стал интересоваться не только результатом, но и совместным процессом. Ответственность за конечный результат начали нести обе стороны, “Детский дом-школа №74” выступал уже в качестве “исполнителя”, а инвесторы в качестве заказчика.

В это время помимо банального спонсорства происходит частичная трансформация (в лучшую сторону) взаимоотношений с фирмами города. ОАО “Хлеб”, возглавляемый С.И. Беляевым решает учредить стипендию для одарённых детей-сирот, вручаемую по итогам каждой учебной четверти, параллельно инвестируя выпускников в период обучения в системе начального профессионального обучения, рассматривая их уже как будущих своих работников

“Новокузнецкая автобаза” помогает старшеклассникам в обучении в учебно-производственных комбинатах на автослесарей и водителей

Многие фирмы обеспечивают обновление музыкальной техники, концертных костюмов и бутафории так как, с огромным удовольствием рады видеть выступления и концерты школьной самодеятельности, проходящими практически на профессиональном уровне, во время различных праздников для своих сотрудников и ветеранов.

2003-2008 гг. IV. Партнёрство.

На сегодняшний момент тип взаимоотношений с бизнес-сектором строится больше не на материальной помощи, а на педагогической (которая, безусловно, может включать и материальную). Наиболее зрелые и патриотически настроенные бизнесмены хотят, могут и участвуют в реализации различных педагогических и культурных проектов сверх уплаты налогов. Прежде всего актуализируется личностный и интеллектуальный потенциал современных бизнесменов, членов их семей и трудовых коллективов, так как многие проблемы жизни детского дома имеют не только материальный, но и чисто психолого-педагогический характер. Наша школа проектирует уже долговременную стратегию совместной деятельности, заранее согласовав план действий.

Если обратится к популярному гуманистическому подходу в контексте темы социального партнёрства, то его можно обозначить как подход, основанный на приоритетности человеческого над материальным.

Детский дом-школа становится не полноправной частью городской инфраструктуры и сетевого взаимодействия в рамках социального партнёрства, но и инициирует создание многих проектов:

1) Получение грантов от холдингов “Евраз”, “Русал”.

2) Уже традиционно каждые новогодние праздники счастливые в семейной жизни сотрудники фирм (от менеджера до зам.директора завода) принимают наших ребятишек в “гостевые” семьи.

3) Реализация проектов по организации и проведению спортивных соревнований по волейболу, футболу между нашими старшеклассниками и представителями многих кампаний, которые помогают в приобретении спортивной формы и необходимого инвентаря, обучают наших детей тонкостям игры, стали нормой и ожидаемы с обеих сторон.

На сегодняшний день мы научились быть интересными для потенциальных партнёров не только г. Новокузнецка, Кемеровской области, РФ, но и имеем опыт международного взаимодействия. По-началу, преследую цели, связанные с улучшением жизни детей-сирот, их социально-психологических условий дальнейшего вхождения в общество, более успешной их социализации, мы и не предполагали что это приведёт, не много, ни мало к качественным позитивным преобразованиям окружающего мира, внешнего социума. Наши дети перестали вызывать уничижительную жалость в глазах наших партнёров, мало того у них возникло желание не просто поддерживать и помогать сиротам, а взаимодействовать с ними, увидев в них равноправных жителей города, страны, отечества. А это ли не достижение самой главной цели учреждения, воспитывающего детей-сирот?