Открытый урок по технологии в 4-м классе. Панно "Цветочная поляна"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Обучающая: знакомить с разными поделочными материалами и способами их художественной обработки.
  2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность в выполнении работы, развивать эстетический вкус.

Оборудование: ножницы, проволока, иголки, красный пекет (упаковка для мандарин), креповая бумага зелёного цвета.

Оформление доски: изображения греческих богов Гефеста и Афродиты (карточки с именами богов прикрепляются в ходе урока), изображение горы Олимп (прикреплена заранее), музыкальные зарисовки (звуки природы)

Ход урока

- Сегодня урок труда проведу у вас я, зовут меня Нина Викторовна. Кто захочет ко мне обратиться, посмотрите на мою визитку. На уроке у нас присутствует много гостей, посмотрите, поздаровайтесь.

- Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.

- Эти прекрасные слова Николая Заболоцкого помогут нам сегодня с вами изобрести чудо.

- Ребята, а что такое труд? (ответы детей)

- А где вы встречаете это слово? (пословицы о труде: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда. Кто рано встаёт – тому бог подаёт.)

- А как давно человек начал трудиться? (ответы детей; и первобытный человек трудился)

- Ведь тысячи лет назад человек начал трудиться, сегодня мы оглянемся назад и попадём в прошлое… (звучит музыка)

… Когда-то в Древней Греции на Олимпе жили боги. Ребята, а вы сможете мне сказать, что такое Олимп? Кто-нибудь знает? (ответы детей: это название самой высокой горы в Греции)

- Бог, с которым мы познакомимся сегодня, был очень трудолюбив. Остальные боги ели, пили, танцевали, пели – целыми днями на вершине Олимпа продолжался праздник.

А этот бог работал. Он был кузнецом. Кузнец делает из металла красивые и полезные вещи – от подковы для коня до великолепного дворца.

- Ребята, а что нужно сделать с металлом, чтобы получить эти вещи? (ответы детей)

Для того, чтобы всё это сделать, металл надо сначала разогреть, а потом большим молотом придать ему нужную форму. Чтобы металл нагрелся, в мастерской кузнеца – кузнице – разводят огонь.

- Ребята, а может вы знаете, как звали этого бога? (ответы детей)

- Его греческое имя – Гефест. (музыка заканчивается)

В начале жизни Гефесту не повезло. Он родился слабым и некрасивым.

- Как вы думаете, ребята, его мать полюбила таким? (ответы детей)

- Любая другая мать слабого, болезненного ребёнка любит больше, чем других детей. Но его мать Гера была возмущена непривлекательным видом сына. Она была очень самолюбива и не очень добра и сбросила только что родившегося Гефеста с Олимпа…

- Как вы думаете, ребята, что с ним случилось? (ответы детей)

- Ребёнок не погиб – ведь он же был богом. Но повредил ногу и навсегда остался хромым. Рос он вдали от родителей.

А когда вырос и стал искуссным кузнецом, решил вернуться на Олимп. Там он построил золотые дворцы – жильё, достойное великих богов. Никогда Гефест не сидел без дела. Каждый день в его огромной кузнице горел огонь и раздавались удары тяжёлого молота. И кузнецов, равных ему не было во всём мире.

- Но не смотря на его хромоту и непривлекательность Гефеста полюбила самая красивая богиня.

- Может вы знаете, как её звали? (ответы детей)

- Её так и называли – богиня красоты и любви Афродита. (звучит музыка)

Афродита родилась из морской пены. Однажды на рассвете морские волны пригнали к берегу острова Крит огромную раковину.

В ней стояла молодая женщина с длинными золотистыми волосами. И лицо, и тело женщины были настолько прекрасны, что вся природа приветствовала её появление: пели птицы, распускались цветы, дул лёггий морской ветерок, подгоняя раковину к берегу.

Не спеша двинулась Афродита на Олимп. Сильнее запели птицы, а там, где ступали её ноги, вырастали розы. (музыка заканчивается) Воистину сама красота шла по земле.

- Если вы внимательно слушали эту легенду, то заметили: чего-то не хватает в сюжете? (ответы детей: не хватает цветов)

- Это то чудо, о котором я говорила в начале урока.

Значит цель сегодняшнего урока научиться изготавливать цветы. Посмотрите на своё рабочее место. Что находится в индивидуальном пакете? (дети перечисляют)

Используя эти материалы, мы с вами будем изготавливать те самые цветы, которые распускались под ногами Афродиты.

- Прежде чем начать, давайте вспомним, кем был Гефест? (Мастер кузнечного дела)

- А какие предметы на вашем рабочем столе могли бы ему принадлежать? (ножницы, проволока)

- И не забыайте, ещё есть иголки, с помощью которых мы будем прикреплять цветы к поляне.

ПРАВИЛА ТБ

Бог Гефест предупреждает,
Правила безопасности всем напоминает
В руки ножницы бери,
Вправо-влево не крути,Серединкой режь внимательно,
Поворачивай деталь старательно.
Проволочка нам нужна,
Закрутить должна она
Заготовку для цветочка,
Осторожен будь… и точка.
Очень острая иголка
Не играй ты ей без толку!
У неё работа есть –
Закрепить цветок вот здесь…

- А для чего нужен красный пакет? (для бутона цветка)

- А для чего нужен зелёный кусочек бумаги? (для листьев)

- А проволока для чего? (скреплять бутон с листьями)

Объяснение учителя как делать изделие:

Изготовление листьев:

- Возьмём кусочек креповой зелёной бумаги, согнём пополам; затем ещё раз пополам, ножницами вырежем два листика так, чтобы они между собой осталисть не разрезанными. Так как бумага креповая, листья можно растянуть, чтобы они стали как будто живые. Отложим их в сторону.

- Рассмотрим два варианта изготовления цветка.

Первый: пакет складываем пополам так, чтобы сгиб оказался снизу; также прищипывая свернуть, тогда роза будет раскрытой.

Второй вариант: берём пакет и складываем его пополам так, чтобы сгиб оказался сверху; затем прищипывая, сворачиваем его, чтобы получилась пухлая розочка.

Затем берём листья, прикладываем к нижней части цветка и при помощи проволоки соединяем детали.

- Ребята, у вас на столах четыре красных пакета и четыре заготовки для листьев. Кто-то из вас сделает одну розу, кто-то две, а кто-то черыре…

- Мы сделаем так, чтобы эти цветы распустились на нашей поляне. Время на самостоятельную работу 15 минут, чтобы вы знали, что время окончено, прислушайтесь…музыка.

Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.

Практическая самостоятельная работа. (во время работы звучит спокойная музыка)

После окончания работы:

- Сложите все неиспользованые материалы и обрезки в файловый пакет и положите на край стола.

- А сейчас, ребята, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что работа выполнена отлично, значит прикрепите свои цветы на более тёмные места на поляне; если работа выполнена на хорошо, то прикрепите цветы на места чуть светлее; ну ,а кто считает, что у него совсем ничего не вышло… прикрепите цветы на почти белые места.

(После выполнения работы дети выходят к доске, берут иголочку у “Гефеста” и прикрепляют цветок к поляне (по два цветка)

- Посмотрите, какая у нас получилась поляна!

- Труд сообща идёт легко, когда все мы работаем с желанием. Когда в изделие мы вкладываем частичку своей души, сердца, таланта.

Эта работа доставила нам огромное удовольствие. В память о нашем уроке, вы наверно с удовольствием подарите по одному цветку гостям, которые горели желанием поработать вместе с вами.

(звучит музыка, дети дарят по цветку присутствуищим гостям, садятся на свои места)

- А другие цветы унесите с собой, как частичку красоты сотворённую вашими руками.

(Какое впечатление оставил у вас этот урок? Что вам запомнилось?)

На этом наш урок закончен, спасибо за сотрудничество.