Подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.
Цели игры
- ознакомить участников игры с понятие «толерантность»;
- стимулировать воображение участников в поисках
собственного понимания толерантности тремя
способами:
- на основе выработки «научного определения»,
- посредством экспрессивной формы,
- с использованием ассоциативного ряда:
- научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
1. Вводная часть
Цель: ознакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Содержание этапа:
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском- «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением- толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Толерантность является важным компонентом
жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои
ценности и интересы и готовой, если
потребуется, их защищать, но одновременно с
уважением относящейся к позициям и ценностям
других людей.
В последние десятилетия понятие «толерантность»
стало международным термином, важнейшим
ключевым словом в проблематике мира. В
современном обществе толерантность должна стать
сознательно формируемой моделью
взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и
в нашей стране следует формировать такое
понимание толерантности, стремиться к тому,
что-бы оно стало привычным в обыденном языке.
2. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в
кругу) одного из участников на основе какого-либо
реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому
что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы
похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного
роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает
выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены
группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Время на проведение: 10 – 15 минут.
Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
3. Основная часть
Упражнение «Что такое «толерантность»
Цели:
- дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
- показать многоаспектность понятия «толерантность».
Материалы: Определения толерантности. (Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность-это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. (См. Приложение 1.)
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.
Участники имеют возможность ознакомиться с
существующими определениями и высказать своё
отношение к ним. Ведущий задаёт следующие
вопросы:
– Что отличает каждое определение?
– сть ли что-то, что объединяет какие-то из
предложенных определений?
– Какое определение наиболее удачно?
– Можно ли дать одно определение понятию
«толерантность»?
В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:
- Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
- Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели:
- продолжить работу с определением толерантности;
- развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 20 минут.
Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга ( для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками.
Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3-5 минут) Затем провести презентацию эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Пантомима толерантности»
Цели:
- продолжить работу с определением толерантности;
- развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; всё, что может пригодиться для пантомимы - моток верёвки, лента, принадлежности для рисования.
Время на проведение: 20 минут.
Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы
(по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из
определений толерантности, вывешенных на доске.
Задача состоит в том, чтобы пантомимически
изобразить это определение таким образом , чтобы
остальные участники догадались, о каком именно
определении идёт речь. Время на подготовку
пантомимы- 5 минут.
Ведущий задаёт следующие вопросы:
– Какая пантомима была наиболее «однозначной» и
не вызвала затруднений при угадывании?
– С какими затруднениями столкнулись группы в
процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Лукошко»
Цели:
- работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;
- развивать фантазию, творческое мышление.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпри- зов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Время на проведение: 15 – 20 минут.
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором
находятся различные мелкие предметы. Участники,
не заглядывая в лукошко, берут какой-то один
предмет. Когда все готовы,
ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь
связь между этими предметом и понятием
толерантности. Рассказ начинает участник, первым
получивший игрушку. Например: «Мне достался
мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что
толерантность долж- на быть распространена по
всему миру».
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Материалы: Бланки опросника для каждого участника. (См. Приложение 2.) Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Время на проведение: 15 – 20 минут
Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трёх черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех
трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее
характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у Вас и о результатах никто
не узнает. На заполнение опросника - 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее
подготовленный бланк опросника, прикреплённый
на доску. Для этого он просит поднять руки тех,
кто отметил в колонке В первое качество. Число
отметивших подсчитывается и заносится в колонку
бланка. Таким же об- разом подсчитывается число
ответов по каждому качеству. Те три качества,
которые набрали наибольшее количество баллов, и
являются ядром толерантной личности (с точки
зрения
данной группы).
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной
личности каждого из членов группы с
общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке
«А») с портретом толерантной личности, созданным
группой.
4. Заключительная часть
Рефлексия игры.
– Некоторые из вас впервые познакомились с
понятием «толерантность». Какое из определений
толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Какие стороны и аспекты толерантности в
наибольшей степени характеризуют это понятие?
– Представляется ли тема толерантности
актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности
стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее
неизвестное?