Цели.
- используя краеведческий материал, развивать познавательный интерес к культурному наследию малой родины; познакомить с сегодняшним днем города;
- закрепить умения решать задачи; читать и записывать многозначные числа;
- воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому.
Оборудование. Слайдовая презентация; кроссворд на ватмане; герб города;
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая поддержка.
Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!
Учитель. Молодцы! Подошли к партам, повернулись к гостям, поздоровались, сели.
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Думаю, оно вам очень понравится.
I. Сообщение темы урока.
На экране появляется слайд 1 (с изображением физической карты России)
Учитель. - Родной край, в котором мы с вами живем – частица огромной страны России.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной малой,
Мы Родиной нашей зовем.
На экране появляется слайд 2 (с изображением карты Похвистневского района).
Учащиеся рассказывают о истории возникновения района.
Ученик 1. - Наш Похвистневский район возник в конце 1929 года.Он расположен в восточной части Самарской губернии и граничит на востоке с Бугурусланским районом Оренбургской области, с юга и запада – с Кинель – Черкасским, с севера – запада – Исаклинским и с севера – с Камышлинским и Сергиевским районами Самарской области.
Учитель. - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Задание: запишите многозначные числа в левый столбик, прослушав информацию.
Ученик 2. Площадь Похвистневского района составляет 2108 кв.км. В районе насчитывалось 7920 дворов в селах и деревнях с населением 26 тысяч человек.
Учитель. Увеличьте данные числа и запишите их в правый столбик,
- 1 группа – на 1.345;
- 2 группа – на 701;
- 3 группа – на 110.
У доски работают три ученика.
2108 3453 2809 2218 7920 9265 8621 8030 26000 27345 26701 26110
III. Физкультминутка.
Учитель. - Скажите пожалуйста, в каком городе вы живете?
В 1947 году рабочий поселок Похвистнево преобразован в город.
Продолжим путешествие по нашему городу.
Слайд 3 (с изображением краеведческого музея).
-Посмотрите внимательно на следующий слайд.
Это новое местожительство краеведческого музея города.
-Что вы знаете о музее? Его руководителе?
Ученик 3. Хранителем истории города и района стал краеведческий музей. Он создан в 1991 году. Музей – центр поисковой, научно – исследовательской и просветительской деятельности.
Руководит музеем Татьяна Петровна Потапова.
Учитель. Представьте, что мы пришли в очередной раз в музей. Прошлись по залам и увидели разные экспонаты.
Слайд 4. Решите интересные задачи, имеющие непосредственное отношение к музею и истории.
Срок жизни большей части наших далеких предков – первобытных людей – был совсем мал – 20 лет. На сколько лет он увеличится в наше время, если сейчас средняя продолжительность жизни человека составляет 65 лет?
Средний рост взрослого человека сейчас равен примерно 175 см. Рост же древних людей составлял 4/5 этой величины. На сколько сантиметров “подросли” люди за последние тысячелетия?
Путешествие наше продолжается.
Слайд 5 ( с изображением железнодорожного вокзала).
- В каком году на карте появилась станция Похвистнево?
Ученик 4. Станция Похвистнево появилась на карте России 8 сентября 1888 года, одновременно с постройкой железной дороги “Самара – Уфа” и началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге.
Учитель. - Какими видами транспорта город Похвистнево связан с городом Самара?
(автобус, электропоезд)
Решите задачу: автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч. В пути находился 2 часа. Каково расстояние от Похвистнево до Самары?
Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.
Учитель. Молодцы!
Завершая наше путешествие, давайте подведем итоги о нашем городе.
Разгадайте кроссворд. Отгадайте ключевое слово.
Работа в группах.
1. Центр детского творчества, эстрадно-цирковая студия? (Пируэт).
2.Гора, которая находится в 6 км от г.Похвистнево вблизи села Старо-Похвистнево? (Копейка).
3. Фамилия дворян, от которой произошло название города? (Похвистневы).
4. Первооткрыватель, буровой мастер, в честь его переименована улица Кинельская? (Васильев)
5. Глава города Похвистнево? (Филипенко)
6. Театр, под руководством Алексея Якиманското? (Сад).
7. Профессиональная футбольная команда? (Нефтяник)
8. Большая река Самарской области, протекающая в нашем городе? (Кинель)
9. Почетный гражданин города, учитель физики? (Панюшев)
10.Почетный гражданин города, заслуженный работник культуры РФ, директор школы искусств? (Л.Г.Иванова)
11. Местный поэт, написавший много стихов о городе? (П.Руденко)
Слайд 6.
Учитель. Послушайте сочинения своих одноклассников о городе, в котором они родились и в котором они живут. Дети зачитывают свои сочинения.
А это стихотворение написал о городе Похвистнево местный поэт Павел Руденко.
Ученица читает стихотворение наизусть.
Город в Заволжской глубинке,
Ты из всех городов самый лучший на свете,
Не забудем нигде о тебе.
Мы любые невзгоды с тобою осилим,
Мы любые высоты возьмем.
Поднимайся, расти вместе с новой Россией,
Будь надеждой её и опорой во всем!
Учитель. Мы любим свой город, гордимся им. Так пусть же наш город живет и хорошеет. По настоящему счастлив лишь тот, кто живет там, где родился.
Спасибо всем. Вам понравилось наше путешествие? До встречи!