Урок окружающего мира и математики

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • используя краеведческий материал, развивать познавательный интерес к культурному наследию малой родины; познакомить с сегодняшним днем города;
  • закрепить умения решать задачи; читать и записывать многозначные числа;
  • воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому.

Оборудование. Слайдовая презентация; кроссворд на ватмане; герб города;

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая поддержка.

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!

Учитель. Молодцы! Подошли к партам, повернулись к гостям, поздоровались, сели.

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу. Думаю, оно вам очень понравится.

Презентация.

I. Сообщение темы урока.

На экране появляется слайд 1 (с изображением физической карты России)

Учитель. - Родной край, в котором мы с вами живем – частица огромной страны России.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной малой,
Мы Родиной нашей зовем.

На экране появляется слайд 2 (с изображением карты Похвистневского района).

Учащиеся рассказывают о истории возникновения района.

Ученик 1. - Наш Похвистневский район возник в конце 1929 года.Он расположен в восточной части Самарской губернии и граничит на востоке с Бугурусланским районом Оренбургской области, с юга и запада – с Кинель – Черкасским, с севера – запада – Исаклинским и с севера – с Камышлинским и Сергиевским районами Самарской области.

Учитель. - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Задание: запишите многозначные числа в левый столбик, прослушав информацию.

Ученик 2. Площадь Похвистневского района составляет 2108 кв.км. В районе насчитывалось 7920 дворов в селах и деревнях с населением 26 тысяч человек.

Учитель. Увеличьте данные числа и запишите их в правый столбик,

  • 1 группа – на 1.345;
  • 2 группа – на 701;
  • 3 группа – на 110.

У доски работают три ученика.

2108 3453 2809 2218
7920 9265 8621 8030
26000 27345 26701 26110

III. Физкультминутка.

Учитель. - Скажите пожалуйста, в каком городе вы живете?

В 1947 году рабочий поселок Похвистнево преобразован в город.

Продолжим путешествие по нашему городу.

Слайд 3 (с изображением краеведческого музея).

-Посмотрите внимательно на следующий слайд.

Это новое местожительство краеведческого музея города.

-Что вы знаете о музее? Его руководителе?

Ученик 3. Хранителем истории города и района стал краеведческий музей. Он создан в 1991 году. Музей – центр поисковой, научно – исследовательской и просветительской деятельности.

Руководит музеем Татьяна Петровна Потапова.

Учитель. Представьте, что мы пришли в очередной раз в музей. Прошлись по залам и увидели разные экспонаты.

Слайд 4. Решите интересные задачи, имеющие непосредственное отношение к музею и истории.

Срок жизни большей части наших далеких предков – первобытных людей – был совсем мал – 20 лет. На сколько лет он увеличится в наше время, если сейчас средняя продолжительность жизни человека составляет 65 лет?

Средний рост взрослого человека сейчас равен примерно 175 см. Рост же древних людей составлял 4/5 этой величины. На сколько сантиметров “подросли” люди за последние тысячелетия?

Путешествие наше продолжается.

Слайд 5 ( с изображением железнодорожного вокзала).

- В каком году на карте появилась станция Похвистнево?

Ученик 4. Станция Похвистнево появилась на карте России 8 сентября 1888 года, одновременно с постройкой железной дороги “Самара – Уфа” и началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге.

Учитель. - Какими видами транспорта город Похвистнево связан с городом Самара?

(автобус, электропоезд)

Решите задачу: автомобиль ехал со скоростью 90 км/ч. В пути находился 2 часа. Каково расстояние от Похвистнево до Самары?

Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.

Учитель. Молодцы!

Завершая наше путешествие, давайте подведем итоги о нашем городе.

Разгадайте кроссворд. Отгадайте ключевое слово.

Работа в группах.

1. Центр детского творчества, эстрадно-цирковая студия? (Пируэт).

2.Гора, которая находится в 6 км от г.Похвистнево вблизи села Старо-Похвистнево? (Копейка).

3. Фамилия дворян, от которой произошло название города? (Похвистневы).

4. Первооткрыватель, буровой мастер, в честь его переименована улица Кинельская? (Васильев)

5. Глава города Похвистнево? (Филипенко)

6. Театр, под руководством Алексея Якиманското? (Сад).

7. Профессиональная футбольная команда? (Нефтяник)

8. Большая река Самарской области, протекающая в нашем городе? (Кинель)

9. Почетный гражданин города, учитель физики? (Панюшев)

10.Почетный гражданин города, заслуженный работник культуры РФ, директор школы искусств? (Л.Г.Иванова)

11. Местный поэт, написавший много стихов о городе? (П.Руденко)

Слайд 6.

Учитель. Послушайте сочинения своих одноклассников о городе, в котором они родились и в котором они живут. Дети зачитывают свои сочинения.

А это стихотворение написал о городе Похвистнево местный поэт Павел Руденко.

Ученица читает стихотворение наизусть.

Город в Заволжской глубинке,
Ты из всех городов самый лучший на свете,
Не забудем нигде о тебе.
Мы любые невзгоды с тобою осилим,
Мы любые высоты возьмем.
Поднимайся, расти вместе с новой Россией,
Будь надеждой её и опорой во всем!

Учитель. Мы любим свой город, гордимся им. Так пусть же наш город живет и хорошеет. По настоящему счастлив лишь тот, кто живет там, где родился.

Спасибо всем. Вам понравилось наше путешествие? До встречи!