Урок алгебры и начал анализа по теме "Возрастание и убывание функции"

Разделы: Математика


Задачи урока:

Образовательная:

  • •рганизовать деятельность учащихся по применению достаточных условий возрастания и убывания функции к нахождению промежутков монотонности функции;

Развивающая:

  • содействовать развитию памяти, речи, умению обобщать;

Воспитательные:

  • формировать логическое, системное мышление;
  • формировать ответственность, организованность;
  • способствовать укреплению здоровья.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков; проверки и оценки знаний.

Метод: репродуктивный.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для проверочной работы,
  • чертёж на доске;
  • материал для минуты отдыха.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Решение задач по теме урока.
  5. Минута отдыха.
  6. Проверочная работа.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент.

Урок начинается со слов Франса А.: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. “ Как это получится у нас, узнаем …”

Ребятам сообщается структура урока.

ІІ. Устная работа.

1.Вопросы учащимся:

  • какие основные способы задания функции мы знаем?
  • дать определение возрастающей функции.
  • дать определение убывающей функции.
  • сформулируйте достаточное условие возрастания функции.
  • сформулируйте достаточное условие убывания функции.
  • как по-другому называют промежутки возрастания и убывания функции?
  • концы промежутков монотонности включаем в промежутки?

(Замечание: если функция непрерывна в каком-либо из концов промежутка возрастания (убывания), то его можно присоединить к этому промежутку.)

2.Чтение графика. Рассмотреть два случая: а) если это график функции f(x);

б) если это график функции (x);

Указать число промежутков возрастания и убывания.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

№652(1,2)

Решить неравенства:

1)

2)

(Повторение решения тригонометрических неравенств понадобится при решении №905(1))

№869 (2,8)

Найти производную функции:

2) -+2

8)

№872(4,6)

Найти производную функции:

4) хsin2x

6)

(по ходу проверки домашнего задания с ребятами повторяются правила дифференцирования произведения, сложной функции и таблица производных)

№900(4)

Найти промежутки возрастания и убывания функции у=х+12х-100 двумя способами: а) с помощью графика функции; б) с помощью графика производной функции.

ІV. Решение задач.

(прежде, чем приступить к решению задач, необходимо вспомнить с учащимися алгоритм исследования функции на монотонность аналитическим способом)

№900(6,7)

Найти промежутки возрастания и убывания функции:

6) у=х (повторяется метод интервалов)

7) у=2х

№903(4)

Найти промежутки возрастания и убывания функции:

4) у=х

№905(1)

Найти промежутки возрастания и убывания функции х-sin2х.

V. Минута отдыха.

Учитель показывает одну за другой карточки с надписями: (sinx), (2х, (log, (8х, (-5х), (3cosx), (7), (lnx), (cosx+2).

По всему классу на карточках развешены варианты ответов, учащимся необходимо выбрать правильный и указать на него рукой.

Будет видно, кто ещё недостаточно знает таблицу производных.

VІ. Проверочная работа.

1 вариант.

1) Найдите производную функции f(x)=3x

2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.

3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x

2 вариант.

1) Найдите производную функции h=4x

2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.

3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x.

3 вариант.

1) Вычислите производную функции у=х

2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и укажите число промежутков убывания.

3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x.

4 вариант.

1) Вычислите производную функции y=cosx+x

2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке .

Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.

3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x.

5 вариант.

1) Найдите производную функции у=.

2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке .

Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.

3) Найдите промежутки возрастания функции f(x)=x

6 вариант.

1) Найдите производную функции g(x)=7x.

2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке .

Исследуйте функцию у=f(х) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.

3) Найдите промежутки убывания функции f(х)=х

VІІ. Итог урока. Выставление оценок.

VІІІ. Домашнее задание.

№904

Найти промежутки возрастания и убывания функции.

1) у=;

2) у=3.

№905(2)

Найти промежутки возрастания и убывания функции у=3х+2cos3x.

№908*

При каких значениях а функция у=ах возрастает на всей числовой прямой?