Задачи урока:
Образовательная:
- •рганизовать деятельность учащихся по применению достаточных условий возрастания и убывания функции к нахождению промежутков монотонности функции;
Развивающая:
- содействовать развитию памяти, речи, умению обобщать;
Воспитательные:
- формировать логическое, системное мышление;
- формировать ответственность, организованность;
- способствовать укреплению здоровья.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков; проверки и оценки знаний.
Метод: репродуктивный.
Оборудование:
- карточки с заданиями для проверочной работы,
- чертёж на доске;
- материал для минуты отдыха.
План урока:
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач по теме урока.
- Минута отдыха.
- Проверочная работа.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
Урок начинается со слов Франса А.: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. “ Как это получится у нас, узнаем …”
Ребятам сообщается структура урока.
ІІ. Устная работа.
1.Вопросы учащимся:
- какие основные способы задания функции мы знаем?
- дать определение возрастающей функции.
- дать определение убывающей функции.
- сформулируйте достаточное условие возрастания функции.
- сформулируйте достаточное условие убывания функции.
- как по-другому называют промежутки возрастания и убывания функции?
- концы промежутков монотонности включаем в промежутки?
(Замечание: если функция непрерывна в каком-либо из концов промежутка возрастания (убывания), то его можно присоединить к этому промежутку.)
2.Чтение графика. Рассмотреть два случая: а) если это график функции f(x);
б) если это график функции (x);
Указать число промежутков возрастания и убывания.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
№652(1,2)
Решить неравенства:
1)
2)
(Повторение решения тригонометрических неравенств понадобится при решении №905(1))
№869 (2,8)
Найти производную функции:
2) -+2
8)
№872(4,6)
Найти производную функции:
4) хsin2x
6)
(по ходу проверки домашнего задания с ребятами повторяются правила дифференцирования произведения, сложной функции и таблица производных)
№900(4)
Найти промежутки возрастания и убывания функции у=х+12х-100 двумя способами: а) с помощью графика функции; б) с помощью графика производной функции.
ІV. Решение задач.
(прежде, чем приступить к решению задач, необходимо вспомнить с учащимися алгоритм исследования функции на монотонность аналитическим способом)
№900(6,7)
Найти промежутки возрастания и убывания функции:
6) у=х (повторяется метод интервалов)
7) у=2х
№903(4)
Найти промежутки возрастания и убывания функции:
4) у=х
№905(1)
Найти промежутки возрастания и убывания функции х-sin2х.
V. Минута отдыха.
Учитель показывает одну за другой карточки с надписями: (sinx), (2х, (log, (8х, (-5х), (3cosx), (7), (lnx), (cosx+2).
По всему классу на карточках развешены варианты ответов, учащимся необходимо выбрать правильный и указать на него рукой.
Будет видно, кто ещё недостаточно знает таблицу производных.
VІ. Проверочная работа.
1 вариант.
1) Найдите производную функции f(x)=3x
2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.
3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x
2 вариант.
1) Найдите производную функции h=4x
2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.
3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x.
3 вариант.
1) Вычислите производную функции у=х
2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и укажите число промежутков убывания.
3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x.
4 вариант.
1) Вычислите производную функции y=cosx+x
2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке .
Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.
3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x.
5 вариант.
1) Найдите производную функции у=.
2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке .
Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.
3) Найдите промежутки возрастания функции f(x)=x
6 вариант.
1) Найдите производную функции g(x)=7x.
2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке .
Исследуйте функцию у=f(х) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.
3) Найдите промежутки убывания функции f(х)=х
VІІ. Итог урока. Выставление оценок.
VІІІ. Домашнее задание.
№904
Найти промежутки возрастания и убывания функции.
1) у=;
2) у=3.
№905(2)
Найти промежутки возрастания и убывания функции у=3х+2cos3x.
№908*
При каких значениях а функция у=ах возрастает на всей числовой прямой?