Цели:
- в игровой форме обобщить, систематизировать знание по теме “Электрические явления”,
- совершенствовать навыки решение задач различного типа,
- научить учащихся применять знания в новой ситуации,
- вовлечь в работу всех учащихся.
Эпиграфы:
Знание – сила.
Ф. Бэкон. (Английский философ.)
Нет ничего, на что бы не дерзнуло воображение
человека.
Лукреций
Нет ничего сильнее знания.
Сократ
Оформление:
- Плакат: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.
- Портреты ученых: Ом, Ампер, Вольт, Резерфорд, Кулон, Ленц, Милликен.
- Выставка книг по теме “Электричество”.
Подготовка к уроку:
Класс предварительно делится на две команды примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан. Организуется жюри. Результаты работы оцениваются баллами, за каждый правильный ответ – 2 балла. Все полученные баллы суммируются
Ход урока
I. Вступительное слово.
Сегодняшний урок - это повторение, обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы “Электрические явления”. Мы проведем его в виде соревнований. Работать Вам предстоит командами. Помните, что от активности каждого из вас зависит успех всей команды.
Представление команд и капитанов.
II. Конкурсы.
1. Конкурс “Формулы”.
Напишите около названия каждой физической величины или закона формулу, по которой ее можно вычислить.
Сила тока –
Напряжение –
Мощность –
Закон Ома –
Количество теплоты, выделяемое током –
Сопротивление –
Работа тока –
2. Конкурс “Кроссворд наоборот”.
Командам раздают карточки с одним и тем же уже разгаданным кроссвордом. Нумерация слов в этом кроссворде не совпадает с нумерацией вопросов к ним (“кроссворд наоборот”).
- Составные части молекулы
- Частица, имеющая положительный заряд
- Возникновение зарядов на поверхности веществ
- Величина, которую измеряют в килоджоулях
- Ядра атомов содержат протоны и …
- Вещества, которые проводят электрический ток
- Одно из состояний вещества
- Изолятор или …
- В переводе с греческого – янтарь
- Величина, которая измеряется в кулонах
Ключевое слово: напряжение
Нужно установить соответствия между номерами слов и вопросов, записать на листках и передать жюри.
3. Конкурс “ Приборы - оружие физика”.
Чтобы получить право на ответ, команда должна первой поднять свою карточку.
- Прибор, служащий для обнаружения заряда.
- Прибор для регулирования силы тока в цепи.
- Прибор для измерения силы тока.
- Прибор, которым измеряют мощность электрического тока в цепи.
- Прибор, который включается в цепь, параллельно тому участку цепи, где измеряют напряжение.
- Источник тока, требующий предварительной зарядки.
4. Конкурс “Что? Где? Как?”.
От каждой команды по три участника друг за друга отвечают на вопросы. Жюри оценивает правильность ответа. Во время ответа никто не имеет право добавлять или исправлять говорящего.
1-я команда.
1. Что покажет вольтметр на схеме?
2. Где допущена ошибка?
Плакат со схемы
3.Как будут изменяться показания амперметра при передвижении ползунка реостата вправо; влево?
2-я команда.
1. Что покажет амперметр в схеме?
2. Где допущена ошибка?
Плакат со схемы.
3. Как изменятся показания амперметра и вольтметра при смещении ползунка реостата вниз?
5. Конкурс “Единицы измерения в СИ”.
От каждой команды по одному участнику работают у доски.
1-я команда.
20 кОм =
400 мА =
12 кДж =
468 мкКл =
5,5 МВт =
0,22 кВ =
2-я команда.
0,08 МДж =
0,5 мА =
45 мкКл =
0,4 кВ =
0,9 МВт =
700 кОм =
6. Конкурс “Порешаем!”.
По одному участнику от команды работают над предложенными заданиями на доске. Команды работают над задачами в тетрадях.
1-я команда.
Кипятильник включен в сеть с напряжением 220 В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 метров и площадью поперечного сечения 0,1 мм2.
2-я команда.
Определите напряжение на концах стального провода длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, по которому течет ток 250 мА.
7. Конкурс капитанов.
Даны одинаковые наборы оборудований. Капитаны должны собрать цепь с последовательным соединением всех приборов и начертить схему этой цепи.
8. Конкурс “Великие ученые”.
Обе команды отвечают на вопросы, которые задает учитель. Они касаются истории жизни и деятельности ученых. Верный ответ приносит баллы “в копилку” команды.
- Французский физик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. (Ампер)
- Немецкий физик, который открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Ом)
- Кому принадлежат слова: “Теперь я знаю, как выглядит атом!”? (Резерфорд)
- Американский ученый, который впервые определил заряд электрона. (Милликен)
- Он изобрел электрическую батарею, пышно названную короной сосудов. (Вольт)
- Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Ленц)
- Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Кулон)
9. Конкурс “Быстро и в точку”.
Команде предлагаются тестовые задания с выбором ответа, представители обеих команд работают у доски, учитель проверяет их работу, и по коду правильных ответов соперники проверяют работу друг друга и выводят балл. Остальные работают в тетрадях.
1. Тело можно наэлектризовать...
А. только при соприкосновении с заряженным телом.
Б. Только трением.
В. Только поместив его в электрическое поле заряженного тела.
Г. А, Б и В.
2. Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?
А. Нагревание, химическое и магнитное действия.
Б. Химическое и магнитное действия, нагревания нет.
В. Нагревание и магнитное действие, химического действия нет.
Г. Нагревание и химическое действие, магнитного действия нет.
3. Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи выражена графиками 1, 2 и 3. В какой точке (А, В и С) участок цепи имеет большее сопротивление?
А. В точке В.
Б. В точке С.
В. В точке А.
Г. Во всех точках сопротивления одинаковы.
4. Электродвигатель троллейбуса питается током силой 200 А по напряжением 600 В. Какую работу совершает двигатель за 5 секунд.
А. 600 кДж.
Б. 15 кДж.
В. 24 кДж.
Г. 3 кДж.
5. Определите общее сопротивление участка СD.
А. 28 Ом.
Б. 20 Ом.
В. 44 Ом.
Г. 16 Ом.
ІІІ. Подведение итогов. Награждение победителей.