Цели урока:
- ввести понятие правильного многогранника;
- выяснить, какими свойствами обладают правильные многогранники;
- использовать эти свойства при решении задач;
- развивать мышление и пространственное воображение;
- воспитывать умение работать в группе.
Подготовка к уроку:
- класс разбивается на пять групп, каждая группа знакомится со своим правильным многогранником, готовит его модель, собирает сведения по своему многограннику;
- учитель готовит пять карточек- подставок с названиями многогранников , пять вариантов задач по 6 штук, раскладывает их в подставки и модели для этих задач.
На доске: “ Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей жизни: от двухлетнего ребенка, играющего в кубики, до зрелого математика, физика, кристаллографа”.
Венниджер З. М.
Ход урока
Учитель: Еще в Древней Греции были описаны все правильные многогранники. Эти многогранники носят название “Платоновых тел” по имени древнегреческого философа Платона (428-348 г. до н.э.), в учении которого они играли важную роль. Познакомимся с ними.
По ходу знакомства в тетради заполняется таблица.
Название | Число ребер при вершине | Число сторон грани | Число граней | Число ребер | Число вершин |
Правильный тетраэдр | 3 | 3 | 4 | 6 | 4 |
Правильный октаэдр | 4 | 3 | 8 | 12 | 6 |
Правильный икосаэдр | 5 | 3 | 20 | 30 | 12 |
Куб | 3 | 4 | 6 | 12 | 8 |
Правильный додекаэдр | 3 | 5 | 12 | 30 | 20 |
Представители групп по очереди выходят к доске, демонстрируют свой многогранник и рассказывают о нем. Например, правильный икосаэдр-двадцатигранник, от греческого “икос”, то есть двадцать, составленный из двадцати правильных треугольников. В учении Платона икосаэдр символизировал воду. У икосаэдра число ребер при вершине 5, у грани 3 стороны, число граней 20, 30 ребер, 12 вершин. Сравнительно недавно было обнаружено, что симметричное тело в форме икосаэдра было изобретено живой природой: такую форму имеют белковые оболочки многих вирусов (в частности, хорошо изученных “бактериофага ” и вируса “ табачной мозаики”)
Учитель: Вы прослушали информацию по пяти правильным многогранникам и заполнили таблицу. А теперь попробуйте дать определение правильного многогранника?
При необходимости учитель исправляет или дополняет ответ учащихся.
Учитель: Ребята, а почему существует только пять правильных многогранников? Подумайте и попробуем доказать этот факт. (Л.Эйлер доказал это в 18 веке)
Наводящие вопросы:
- Не менее скольки граней может быть при одной вершине многогранника?
- Что представляют из себя грани правильного многогранника?
- Как вычисляется один угол правильного многоугольника?
- Какой может быть сумма плоских углов при вершине правильного многогранника?
Вывод.
Учитель: А теперь переходим к решению задач, которые находятся в ваших подставках.
Каждая группа находит модель для своей задачи и рассказывает ее решение, в случае необходимости другие группы оказывают помощь в решении задачи.
Задача 1. Является ли правильным многогранником четырехугольная пирамида, все ребра которой равны?
Задача 2. Докажите, что параллелепипед, у которого три грани, имеющие общую вершину - квадраты, является правильным многогранником. Как называется такой многогранник?
Задача 3. Найдите угол между двумя диагоналями граней куба, имеющими общий конец.
Задача 4. В кубе из одной вершины D проведены диагонали граней DA, DB, DC и концы их соединены отрезками. Докажите, что многогранник DABC –правильный тетраэдр.
Задача 5. Найдите площадь полной поверхности куба, правильного тетраэдра с ребром а.
Учитель: На месторождении изумрудов нашли необыкновенной красоты самородок. После необходимой обработки в ювелирной мастерской самородок принял форму правильной призмы с равными ребрами. Изумруд был настолько красив, что его решили поместить в краеведческий музей на выставку “Богатства родного края”. А чтобы кристалл не подвергался вредным воздействиям окружающей среды, его запаяли в стеклянный тетраэдр, поместив вершины верхнего основания на ребра правильного тетраэдра. Сотрудники музея, не дождавшись сопроводительных документов, разместили экспонат в выставочном зале. И тут же нашелся дотошный посетитель, который спросил о размерах изумруда.
И теперь нам предстоит решить задачу: в правильный тетраэдр вписана правильная треугольная призма с равными ребрами так, что вершины одного ее основания находятся на боковых ребрах тетраэдра, а другого - в плоскости его основания. Ребро тетраэдра равно а. Определите ребро призмы. Демонстрируется модель.
Ответ: а(v6-2) ~ 0,45а
После построения чертежа, идет обсуждение хода решения задачи, выдвигаются различные предложения, гипотезы. Затем решение записывается на доске и в тетради.
Итог урока.
Учитель: Мы познакомились с пятью правильными многогранниками. А сейчас уточним в чем сходство и различие наиболее часто используемых многогранников.
Заполняется таблица.
Правильный тетраэдр | Правильная треугольная пирамида | |
Сходство |
|
|
Различие | Все грани равные правильные треугольники | Боковые грани равные равнобедренные треугольники |
Куб | Правильная четырехугольная призма | |
Сходство | В основании квадрат, боковое ребро перпендикулярно основанию | |
Различие | Все грани равные квадраты | Боковые грани равные прямоугольники |