Урок чтения во 2-м классе. Урок-мастерская

Разделы: Начальная школа


Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой парой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются. В результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. Роль учителя состоит в том, чтобы, не навязывая своего мнения, направить мысль детей в нужное русло и сделали свой выбор.
Учиться – значит придумывать, знать – значит творить. Ж.-Ж. Руссо «Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения… Но есть средство более верное, чем всё это, средство, о котором всегда забывают: это желание учиться. Внушите ребёнку это желание и затем…– всякая метода будет хороша для него».
Общение с учеником-творцом открывает и новые перспективы для совершенствования самого учителя. Особая атмосфера, увлечённость окружающих заражает некоммуникабельных детей, которые становятся самими собой, теряют неуверенность, скованность, страх сделать что-то не так. Считаю, что развитие критического мышления у современных школьников сыграет важную роль в их будущем.

Тема: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка».

Цели:

  • Формирование умения работать в группах, аргументировать свою точку зрения, точно оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
  • Формирование собственного отношения к проблеме животных, находящихся в неволе.
  • Учить детей милосердию.

Оборудование:

  • Маркеры, прозрачная плёнка, белые листы бумаги формат А4, видеофильм «Братья наши меньшие», афиша с выставки пресмыкающихся.
  • Портреты Л.Н. Толстого, В.Е.Владыкина (удмуртский писатель-этнограф).
  • Дерево-лулпу (в переводе с удмуртского «дерево-душа») – ветки.

Оформление доски: высказывания К. Поппера «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Приветствие всех присутствующих – «Поза дерева». Стоим свободно, ноги параллельно, руки опущены вниз. Вдох, выдох. Руки через стороны вверх, пальцы не разъединяем. Представляем себя сильным деревом, крепко ухватившимся за землю и стремящимся всеми ветками к солнцу. Тянемся верх за руками, не поднимаясь на носочки. Пожелаем всем здоровья, любви, счастья, благополучия.

– Сегодня у нас не просто урок, а урок-мастерская. Поэтому принимаемся сразу за работу (у каждого ребёнка маркер, лист бумаги и файл).
– Нарисуйте маркером на плёнке клетку (дети работают на своих листах и учитель на своём);
– Обсудите в группах, что вы нарисовали (обсуждают);
– Каждая группа предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки от каждой группы (класс поделён на 4 группы по 6 человек);
– На доске появляются рисунки:

  • клетка для птиц или зверей.
  • шахматная клетка.
  • ткань в клетку.
  • клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

  • лестничная клетка.
  • грудная клетка.
  • клетка живого организма.

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

  • Без клетки не мог бы существовать организм
  • Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали
  • Перевозить кошек
  • Чтобы не падать на лестнице
  • Скатерть в клетку красивее
  • Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки
  • Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя)
  • И т.д.

Отрицательные характеристики

  • Браконьеры ловят зверей в клетках
  • Жестоко в клетках держать животных
  • Птица разучится летать в клетке
  • Клетка отделяет от своего родного дома
  • Животным лучше на воле, чем в клетке
  • И т.д.

Учитель провоцирует детей на рассуждение, на спор, предлагая прочитать стихи собственного сочинения по готовому началу:

«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
«Да так себе. А как тебе?»
«А мне-то хорошо. Сижу себе и пью и ем.
Смотрю мультфильмы целый день»

Автор – Алина Трубачёва.

«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне на ветке так удобно,
Вижу сверху что угодно.
Замечаю всё подряд,
Ах, опять мне улетать!

Автор – Сергей Бобров.

«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне хорошо на ветке!
Жалко птичек в клетке,
Они не знают неба,
Не знают облаков.
Им ломтик солнца надо
И воздуха глоток.

Автор – Михаил Подшивалов.

Следует обсуждение.

II/ Стадия содержания

На доске появляется запись:

Лев                                                                             Собачка

– Сделай быстрый рисунок льва и собачки ( дети рисуют на бумаге маркером) – 3 минуты.
– Кто хочет показать свой рисунок? (рисунки появляются на доске, под плёнками со сделанным ранее рисунком, имитируя животное в клетке. Комментируются детьми).
– Ребята, сегодня будем читать произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Что вам говорит название этого произведения?

На доске появляются два столбика слов, характеризующих льва и собачку.

Лев                                                                 Собачка
Большой                                                     маленькая
Толстый                                                      худенькая
Крупный                                                     добрая
Грозный                                                      ласковая
Злой                                                             шустрая
Неуклюжий                                                трусливая
Гневный                                                      верная
Взрослый                                                     слабая
Сильный                                                      беспомощная
Дикое животное                                         домашнее животное
Царь зверей     – почему?                            друг человека  – почему?
Преданный
Верный
Великодушный – кого так можно называть?

– Я хочу показать вам ильм, как его можно озаглавить? (демонстрация отрывка фильма «Братья наши меньшие» – о жизни животных в дикой природе, звери со своими детёнышами в обычной для них среде). Обсудите в группах.

Ответы детей:

– «Жизнь в природе»
– «Маленькие детёныши»
– «Мир животных»
– «Родители и дети»
– «Жизнь добрых животных».

– Какое настроение у этих животных, что они ощущают? (Любовь, свободу, они, счастливы, потому что дома). А дом для животного это что? (Лес, джунгли, природа).
– Теперь обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Послушайте и ответьте, было ли это на самом деле.

Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…»)

– А теперь добавьте слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:

Добрый                                             
Щедрый
Дружелюбный – что заставило его стать таким?
Какой оказалась собачка?
Пугливая
Сообразительная
Умная

– Кто из вас был в зверинце/зоопарке? Обратите внимание на глаза зверей в клетке. Они счастливые? Счастливые глаза у детей, которые смотрят на них.( Дети с этим согласны).

Чтение произведения до конца. Дети отвечают, было ли это на самом деле. Многие думают, что этого не был. Не может быть так, что за вход брали не деньги, а мелких животных. Не может быть человек таким жестоким.
Учитель демонстрирует афишу о выставке живых рептилий и обращает внимание на часы кормления этих животных. Так как рептилии хищники, то их кормят мелкими животными (грызунами), при этом некоторые люди любят приходить в часы кормления и получать от этого зрелища наслаждение. Если это происходит в природе – это кажется  естественным явлением, а в клетке – жестоким.

– Давайте подумаем, если не будет таких выставок, как можно узнать о животных?

 Ответы детей: посмотреть по ТВ, учёные увидят, напишут книгу, снимут фильм или самому можно съездить в далёкие страны.

III/ Стадия рефлексии

– А теперь каждый из вас ни с кем, не советуясь, напишет свои мысли о том, что «Оказывается животные, как люди, умеют…»
Дети вывешивают на общей ленте свои высказывания (афиширование).

  • …умеют любить и дружить по-настоящему, защищать друг друга, и что бы ни случилось, они всегда будут друзьями, а иногда животные бывают добрее людей.
  • …умеют любить и уважать друг друга. У каждого зверя есть дом – это природа. И он должен жить на воле.
  • …чувствовать, дружить, говорить без слов и понимать, а ещё бегать и любить. У нас с ними много общего.
  • …они умеют общаться, ухаживать за детёнышами. Если они в клетке, им хочется на свободу.
  • …любить и чувствовать неволю, узнавать добро и зло, они преданнее человека.
  • …любить, уважать и самое главное, дружить верно. Животные, как люди, могут умирать с добром, и мне их очень-очень жалко!

– Какой урок вы извлекли из чтения этой были?

Учитель читает стихи удмуртского писателя-этнографа В.Е.Владыкина «Ольха».

По-удмуртски ольху называют «лулпу»: «Душа-дерево» или «дерево-душа».
– Такое неказистое дерево, и вдруг – душа. Непонятно, – скажете вы.
– А с душой-то вам всё понятно?

Дети завязывают узелки на память на веточках дерева-лулпу, проговаривая это вслух.

– Давайте прочитаем хором заклинание «Человек – Человечеству, веря» В.Е.Владыкина:

Люди!
Отныне и во веки веков не забудем
О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком!
Добрым, умным милосердным!
Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов,
Да оскверним хлеб, не сожжём воду
И не погасим солнце!
Да не покинут нас благоразумие и согласие,
Радость и счастье, мир и покой!..
И тогда будет Жизнь на Земле
Вечно и бесконечно!
А что есть дороже Жизни на Земле,
Люди!

– Всех благодарю!