Мастерская часто начинается с актуализации
знаний каждого по данному вопросу, затем эти
знания обогащаются знаниями соседа по
парте. На следующем этапе знания корректируются
в разговоре с другой парой, и только после этого
точка зрения группы объявляется классу. В этот
момент знания ещё раз корректируются. В
результате сопоставления своей позиции с
позицией других групп. Роль учителя состоит в
том, чтобы, не навязывая своего мнения, направить
мысль детей в нужное русло и сделали свой выбор.
Учиться – значит придумывать, знать – значит
творить. Ж.-Ж. Руссо «Немало хлопочут найти лучшие
методы для обучения… Но есть средство более
верное, чем всё это, средство, о котором всегда
забывают: это желание учиться. Внушите ребёнку
это желание и затем…– всякая метода будет
хороша для него».
Общение с учеником-творцом открывает и новые
перспективы для совершенствования самого
учителя. Особая атмосфера, увлечённость
окружающих заражает некоммуникабельных детей,
которые становятся самими собой, теряют
неуверенность, скованность, страх сделать что-то
не так. Считаю, что развитие критического
мышления у современных школьников сыграет
важную роль в их будущем.
Тема: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка».
Цели:
- Формирование умения работать в группах, аргументировать свою точку зрения, точно оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
- Формирование собственного отношения к проблеме животных, находящихся в неволе.
- Учить детей милосердию.
Оборудование:
- Маркеры, прозрачная плёнка, белые листы бумаги формат А4, видеофильм «Братья наши меньшие», афиша с выставки пресмыкающихся.
- Портреты Л.Н. Толстого, В.Е.Владыкина (удмуртский писатель-этнограф).
- Дерево-лулпу (в переводе с удмуртского «дерево-душа») – ветки.
Оформление доски: высказывания К. Поппера «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова
Приветствие всех присутствующих – «Поза дерева». Стоим свободно, ноги параллельно, руки опущены вниз. Вдох, выдох. Руки через стороны вверх, пальцы не разъединяем. Представляем себя сильным деревом, крепко ухватившимся за землю и стремящимся всеми ветками к солнцу. Тянемся верх за руками, не поднимаясь на носочки. Пожелаем всем здоровья, любви, счастья, благополучия.
– Сегодня у нас не просто урок, а
урок-мастерская. Поэтому принимаемся сразу за
работу (у каждого ребёнка маркер, лист бумаги и
файл).
– Нарисуйте маркером на плёнке клетку (дети
работают на своих листах и учитель на своём);
– Обсудите в группах, что вы нарисовали
(обсуждают);
– Каждая группа предлагает свои варианты
ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки от
каждой группы (класс поделён на 4 группы по 6
человек);
– На доске появляются рисунки:
- клетка для птиц или зверей.
- шахматная клетка.
- ткань в клетку.
- клетка (тетрадная)
Дополняет учитель своими рисунками:
- лестничная клетка.
- грудная клетка.
- клетка живого организма.
– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?
Мнения детей разделились.
Положительные характеристики
- Без клетки не мог бы существовать организм
- Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали
- Перевозить кошек
- Чтобы не падать на лестнице
- Скатерть в клетку красивее
- Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки
- Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя)
- И т.д.
Отрицательные характеристики
- Браконьеры ловят зверей в клетках
- Жестоко в клетках держать животных
- Птица разучится летать в клетке
- Клетка отделяет от своего родного дома
- Животным лучше на воле, чем в клетке
- И т.д.
Учитель провоцирует детей на рассуждение, на спор, предлагая прочитать стихи собственного сочинения по готовому началу:
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
«Да так себе. А как тебе?»
«А мне-то хорошо. Сижу себе и пью и ем.
Смотрю мультфильмы целый день»
Автор – Алина Трубачёва.
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне на ветке так удобно,
Вижу сверху что угодно.
Замечаю всё подряд,
Ах, опять мне улетать!
Автор – Сергей Бобров.
«Как тебе на ветке?» –
Спросила птица в клетке.
Мне хорошо на ветке!
Жалко птичек в клетке,
Они не знают неба,
Не знают облаков.
Им ломтик солнца надо
И воздуха глоток.
Автор – Михаил Подшивалов.
Следует обсуждение.
II/ Стадия содержания
На доске появляется запись:
Лев Собачка
– Сделай быстрый рисунок льва и собачки ( дети
рисуют на бумаге маркером) – 3 минуты.
– Кто хочет показать свой рисунок? (рисунки
появляются на доске, под плёнками со сделанным
ранее рисунком, имитируя животное в клетке.
Комментируются детьми).
– Ребята, сегодня будем читать произведение Льва
Николаевича Толстого «Лев и собачка». Что вам
говорит название этого произведения?
На доске появляются два столбика слов, характеризующих льва и собачку.
Лев Собачка
Большой маленькая
Толстый худенькая
Крупный добрая
Грозный ласковая
Злой шустрая
Неуклюжий трусливая
Гневный верная
Взрослый слабая
Сильный беспомощная
Дикое животное домашнее животное
Царь зверей – почему? друг человека – почему?
Преданный
Верный
Великодушный – кого так можно называть?
– Я хочу показать вам ильм, как его можно озаглавить? (демонстрация отрывка фильма «Братья наши меньшие» – о жизни животных в дикой природе, звери со своими детёнышами в обычной для них среде). Обсудите в группах.
Ответы детей:
– «Жизнь в природе»
– «Маленькие детёныши»
– «Мир животных»
– «Родители и дети»
– «Жизнь добрых животных».
– Какое настроение у этих животных, что они
ощущают? (Любовь, свободу, они, счастливы,
потому что дома). А дом для животного это что? (Лес,
джунгли, природа).
– Теперь обратимся к произведению Л.Н.Толстого
«Лев и собачка». Послушайте и ответьте, было ли
это на самом деле.
Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…»)
– А теперь добавьте слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:
Добрый
Щедрый
Дружелюбный – что заставило его стать таким?
Какой оказалась собачка?
Пугливая
Сообразительная
Умная
– Кто из вас был в зверинце/зоопарке? Обратите внимание на глаза зверей в клетке. Они счастливые? Счастливые глаза у детей, которые смотрят на них.( Дети с этим согласны).
Чтение произведения до конца. Дети отвечают,
было ли это на самом деле. Многие думают, что
этого не был. Не может быть так, что за вход брали
не деньги, а мелких животных. Не может быть
человек таким жестоким.
Учитель демонстрирует афишу о выставке живых
рептилий и обращает внимание на часы кормления
этих животных. Так как рептилии хищники, то их
кормят мелкими животными (грызунами), при этом
некоторые люди любят приходить в часы кормления
и получать от этого зрелища наслаждение. Если это
происходит в природе – это кажется
естественным явлением, а в клетке – жестоким.
– Давайте подумаем, если не будет таких выставок, как можно узнать о животных?
Ответы детей: посмотреть по ТВ, учёные увидят, напишут книгу, снимут фильм или самому можно съездить в далёкие страны.
III/ Стадия рефлексии
– А теперь каждый из вас ни с кем, не советуясь,
напишет свои мысли о том, что «Оказывается
животные, как люди, умеют…»
Дети вывешивают на общей ленте свои высказывания
(афиширование).
- …умеют любить и дружить по-настоящему, защищать друг друга, и что бы ни случилось, они всегда будут друзьями, а иногда животные бывают добрее людей.
- …умеют любить и уважать друг друга. У каждого зверя есть дом – это природа. И он должен жить на воле.
- …чувствовать, дружить, говорить без слов и понимать, а ещё бегать и любить. У нас с ними много общего.
- …они умеют общаться, ухаживать за детёнышами. Если они в клетке, им хочется на свободу.
- …любить и чувствовать неволю, узнавать добро и зло, они преданнее человека.
- …любить, уважать и самое главное, дружить верно. Животные, как люди, могут умирать с добром, и мне их очень-очень жалко!
– Какой урок вы извлекли из чтения этой были?
Учитель читает стихи удмуртского писателя-этнографа В.Е.Владыкина «Ольха».
По-удмуртски ольху называют «лулпу»:
«Душа-дерево» или «дерево-душа».
– Такое неказистое дерево, и вдруг – душа.
Непонятно, – скажете вы.
– А с душой-то вам всё понятно?
Дети завязывают узелки на память на веточках дерева-лулпу, проговаривая это вслух.
– Давайте прочитаем хором заклинание «Человек – Человечеству, веря» В.Е.Владыкина:
Люди!
Отныне и во веки веков не забудем
О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком!
Добрым, умным милосердным!
Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов,
Да оскверним хлеб, не сожжём воду
И не погасим солнце!
Да не покинут нас благоразумие и согласие,
Радость и счастье, мир и покой!..
И тогда будет Жизнь на Земле
Вечно и бесконечно!
А что есть дороже Жизни на Земле,
Люди!
– Всех благодарю!