Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессий.
Задачи:
- повысить уровень компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями, пробудить потребность в самосовершенствовании;
- ознакомить с базовыми понятиями: профессия, специальность, классификация профессий;
- закрепить первоначальное осознание и воспроизведение новой темы через выполнение практических заданий и выполнение мини-проекта;
- формирование технологической культуры, культуры поведения и общения.
Формы и методы организации занятия:
- тип урока – комбинированный (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи – изучение нового материала из урока приобретения учащимися новых знаний; самостоятельная работа учащихся из урока формирования умений и навыков; выполнение практической работы из урока применения знаний на практике).
- форма организации деятельности – групповая; индивидуальная; фронтальная.
- методы организации занятия – словесные (устное изложение); наглядные (демонстрация опорных плакатов, самостоятельное работа по карточкам и схемам); практические (упражнения, выполнение мини-проекта).
И.М.П.: карточки-задания, плакаты, звездочка обдумывания, опорные таблицы «Классификация профессий», «Порядок выбора профессии», «Примеры применения классификации профессий», «Мини-проект».
Структура урока:
- Организационная часть (5 мин.)
- Сообщение нового материала (25 мин)
- Закрепление нового материала по ходу сообщения нового материала (1 упражнение 5 мин.; 2 упражнение 5 мин.)
- Вводный инструктаж (5 мин.)
- Практическая работа. Выполнение мини-проекта. (20 мин.)
- Заключительный инструктаж (10 мин)
- Уборка рабочих мест (5 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Проверка готовности к занятию. Сообщение темы и целей урока, общих сведений о форме проведения занятия и методах проверки их знаний, характера практической работы.
Вступительное слово учителя: Сегодня
нам предстоит совершить очень необычную,
увлекательную и познавательную экскурсию в мир
профессий, где вы сможете узнать о таких понятиях
как профессия, специальность, условия труда,
орудия труда, цель труда, предмет труда.
Вы научитесь различать понятия профессия, и
специальность получите необходимые знания по
классификации профессий, выполните мини-проект
«Профессия которая мне нравиться». В роли
экскурсовода будет выступать учитель, а его
главным помощником будете вы и путеводитель
«Основы профессионального самоопределения».
Вся работа будет построена следующим образом. На
протяжении всей экскурсии нам предстоит
работать вместе. В ходе экскурсии будет задано
множество вопросов.
В течение всей экскурсии, в любой момент вы
можете задать вопросы – для этого вам достаточно
поднять руку.
Все понятно? Тогда отправляемся в путешествие.
II. Сообщение нового материала
1. Наша жизнь состоит не из случайных,
разрозненных событий. Это целый процесс, имеющий
направление. Для человека главным в этом
процессе является самоопределение. Не
углубляясь в философию, самоопределение
личности можно определить как осознание своего
отношения к миру, утверждение своей позиции в
нем.
Очень важное место в самоопределении личности
занимает выбор профессии. Нашему далекому предку
таких задач решать не приходилось. За него все
решало государство, которому нужны были люди
четырех чинов: освященный (духовенство), служивый
(военная и государственная служба), торговый
(купцы) и земледельный (крестьяне). Кто, в каком
сословии родился, такое занятие и получил, чтобы
«божьи люди и государевы… в своем уставе и в
царском повелении твердо и непоколебимо стояли»,
– так гласил «крепостной устав». В течение XVII–XIX
вв. сословные ограничения были разрушены, на
первый план выступили экономические. Они
существуют и сейчас, но к ним прибавился целый
ряд проблем, связанных с переходом нашего
общества к рыночным отношениям. Сегодня задача
выбора профессии стоит особенно сложно.
Обостряет проблему (особенно в малых городах) то,
что сокращается количество государственных
предприятий и человек должен искать работу в
частном секторе экономики.
Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю
жизнь. Но в 14 лет еще не обязательно его делать. А
вот задуматься об этом всегда полезно.
2. А теперь переходим к изучению следующей
странички путеводителя. Познакомимся с
понятиями профессия и специальность.
В мире сейчас количество профессий и
специальностей превышает 40 тысяч. Необходимо
различать эти понятия. Профессия – род трудовой
деятельности, требующий специальных знаний и
опыта и обеспечивающий условия существования
человека. Специальность – более узкая область
приложения физических и духовных сил человека в
рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных
специальностей. Например, профессия врача
включает специальности: врач ЛОР, врач зубной,
врач детский; профессия учитель включает
специальности: учитель математики, учитель
химии, учитель физкультуры.
Прежде, чем мы перевернем очередную страничку,
давайте быстро проверим и закрепим полученные
знания. У каждого учащегося на столе карточка с
двумя колонками: профессия и специальность, в
каждой из колонок перечисляются различные
профессии и специальности, необходимо найти и
исправить ошибки.
Профессия |
Специальность |
Парикмахер |
Хирург Преподаватель Водитель автомобиля Летчик-испытатель Учитель математики Врач |
Проверим полученные результаты, если все,
верно, поставьте себе 3 балла, одна ошибка 2 балла
и т.д.
Переходим к следующей страничке путеводителя.
3. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет классификация профессий и специальностей. Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать – это цель труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.
Классификация профессий
Признак |
Виды и характер труда |
||||||
Предмет труда |
Т Человек-техника |
П Человек-природа |
Ч Человек-человек |
З Человек-знаковая система |
Х Человек-художественный образ |
||
Цель труда (классы профессий) |
Г Гностическая
|
Пр Преобразовательная
|
И Изыскательская
|
||||
Орудия труда |
Р Ручные Непосредственное выполнение функций |
М Механизированные Управление машинами, механизмами |
А Автоматизированные Управление устройствами, станками с ЧПУ |
Ф Функциональные Использование функциональных средств организма человека |
|||
Условия труда |
М Условия с повышенным уровнем моральной ответственности |
Н Необычные условия труда |
Б Условия бытового типа |
О Работа на открытом воздухе |
Порядок выбора профессии:
- Предмет труда
- Цель труда
- Орудия труда
- Условия труда
Примеры применения классификации профессий:
Цветовод | Природа, Преобразующие, Ручной, Бытовые |
Токарь | Техника, Преобразующие, Моральная ответст-ность, Необычные |
Бухгалтер | Знаковая система, Гностические, Ручной, Бытовые |
Учитель | Человек, Преобразующие, Функциональные средства, Моральная ответственность |
Модельер | Художественный образ, Изыскательские, Ручной, Бытовые |
Предлагаю попробовать каждому, пользуясь
порядком выбора профессии и примерами
применения классификации профессий, рассмотреть
профессию врач и музыкант.
Проверим что у вас получилось, если все, верно, то
поставьте себе 3 балла, если одна ошибка – 2 балла
и т.д.
На этом заканчивается изучение последней
странички путеводителя. Впереди - интересная
практическая работа.
III. Самостоятельная работа учащихся
Приступаем к выполнению очень интересной работы, которую проведем в форме деловой игры «Знатоки профессий». Наверное, первый раз в жизни вам представляется возможность почувствовать себя в роли знатоков в той или иной профессии и выполнить мини-проект по защите профессии. Работа будет оцениваться по 4 бальной системе.
Учащиеся работают.
IV. Заключительный инструктаж
Защита мини-проектов.
Время подвести итоги работы на протяжении всей
экскурсии.
Учитывается все: текущие наблюдения, устный
опрос (ответы на вопросы), выполнение и анализ
практического задания (мини-проекта),
организация деятельности на всех этапах,
активность учащихся. В соответствии с набранными
баллами выставляется оценка за работу на уроке.
Домашнее задание: выучить записи в тетради,
пользуясь классификацией профессий описать
профессии бухгалтер, адвокат.
Молодцы! Вы показали умение работать и
добиваться поставленных целей.