Урок по теме "Основы профессионального самоопределенеия. Отрасли экономики. Классификация, формула профессии"

Разделы: Технология


Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессий.

Задачи:

  • повысить уровень компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями, пробудить потребность в самосовершенствовании;
  • ознакомить с базовыми понятиями: профессия, специальность, классификация профессий;
  • закрепить первоначальное осознание и воспроизведение новой темы через выполнение практических заданий и выполнение мини-проекта;
  • формирование технологической культуры, культуры поведения и общения.

Формы и методы организации занятия:

  • тип урока – комбинированный (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи – изучение нового материала из урока приобретения учащимися новых знаний; самостоятельная работа учащихся из урока формирования умений и навыков; выполнение практической работы из урока применения знаний на практике).
  • форма организации деятельности – групповая; индивидуальная; фронтальная.
  • методы организации занятия – словесные (устное изложение); наглядные (демонстрация опорных плакатов, самостоятельное работа по карточкам и схемам); практические (упражнения, выполнение мини-проекта).

И.М.П.: карточки-задания, плакаты, звездочка обдумывания, опорные таблицы «Классификация профессий», «Порядок выбора профессии», «Примеры применения классификации профессий», «Мини-проект».

Структура урока:

  • Организационная часть (5 мин.)
  • Сообщение нового материала (25 мин)
  • Закрепление нового материала по ходу сообщения нового материала (1 упражнение 5 мин.; 2 упражнение 5 мин.)
  • Вводный инструктаж (5 мин.)
  • Практическая работа. Выполнение мини-проекта. (20 мин.)
  • Заключительный инструктаж (10 мин)
  • Уборка рабочих мест (5 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

Проверка готовности к занятию. Сообщение темы и целей урока, общих сведений о форме проведения занятия и методах проверки их знаний, характера практической работы.

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит совершить очень необычную, увлекательную и познавательную экскурсию в мир профессий, где вы сможете узнать о таких понятиях как профессия, специальность, условия труда, орудия труда, цель труда, предмет труда.
Вы научитесь различать понятия профессия, и специальность получите необходимые знания по классификации профессий, выполните мини-проект «Профессия которая мне нравиться». В роли экскурсовода будет выступать учитель, а его главным помощником будете вы и путеводитель «Основы профессионального самоопределения».
Вся работа будет построена следующим образом. На протяжении всей экскурсии нам предстоит работать вместе. В ходе экскурсии будет задано множество вопросов.
В течение всей экскурсии, в любой момент вы можете задать вопросы – для этого вам достаточно поднять руку.
Все понятно? Тогда отправляемся в путешествие.

II. Сообщение нового материала

1. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это целый процесс, имеющий направление. Для человека главным в этом процессе является самоопределение. Не углубляясь в философию, самоопределение личности можно определить как осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.
Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный (крестьяне). Кто, в каком сословии родился, такое занятие и получил, чтобы «божьи люди и государевы… в своем уставе и в царском повелении твердо и непоколебимо стояли», – так гласил «крепостной устав». В течение XVII–XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям. Сегодня задача выбора профессии стоит особенно сложно. Обостряет проблему (особенно в малых городах) то, что сокращается количество государственных предприятий и человек должен искать работу в частном секторе экономики.
Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14 лет еще не обязательно его делать. А вот задуматься об этом всегда полезно.

2. А теперь переходим к изучению следующей странички путеводителя. Познакомимся с понятиями профессия и специальность.
В мире сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч. Необходимо различать эти понятия. Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия врача включает специальности: врач ЛОР, врач зубной, врач детский; профессия учитель включает специальности: учитель математики, учитель химии, учитель физкультуры.
Прежде, чем мы перевернем очередную страничку, давайте быстро проверим и закрепим полученные знания. У каждого учащегося на столе карточка с двумя колонками: профессия и специальность, в каждой из колонок перечисляются различные профессии и специальности, необходимо найти и исправить ошибки.

Профессия

Специальность

Парикмахер
Сборщик полупроводниковых приборов
Продавец
Ветеринарный врач
Инженер

Хирург
Преподаватель
Водитель автомобиля
Летчик-испытатель
Учитель математики
Врач

Проверим полученные результаты, если все, верно, поставьте себе 3 балла, одна ошибка 2 балла и т.д.
Переходим к следующей страничке путеводителя.

3. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет классификация профессий и специальностей. Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать – это цель труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.

Классификация профессий

Признак

Виды и характер труда

Предмет труда
(типы)

Т

Человек-техника

П

Человек-природа

Ч

Человек-человек

З

Человек-знаковая система

Х

Человек-художественный образ

Цель труда (классы профессий)

Г

Гностическая

  • Распознавать
  • Различать
  • Определять
  • Оценивать
  • Разбирать
  • проверять

Пр

Преобразовательная

  • преобразовывать
  • обрабатывать
  • упорядочивать
  • организовывать
  • оказывать влияние
  • обслуживать

И

Изыскательская

  • изобретать
  • придумывать
  • находить новый способ решения

Орудия труда
(отделы профессий)

Р

Ручные

Непосредственное выполнение функций

М

Механизированные

Управление машинами, механизмами

А

Автоматизированные

Управление устройствами, станками с ЧПУ

Ф

Функциональные

Использование функциональных средств организма человека

Условия труда
(группы профессий)

М

Условия с повышенным уровнем моральной ответственности

Н

Необычные условия труда

Б

Условия бытового типа

О

Работа на открытом воздухе

Порядок выбора профессии:

  • Предмет труда
  • Цель труда
  • Орудия труда
  • Условия труда

Примеры применения классификации профессий:

Цветовод Природа, Преобразующие, Ручной, Бытовые
Токарь

Техника, Преобразующие, Моральная ответст-ность, Необычные

Бухгалтер Знаковая система, Гностические, Ручной, Бытовые
Учитель Человек, Преобразующие, Функциональные средства, Моральная ответственность
Модельер Художественный образ, Изыскательские, Ручной, Бытовые

Предлагаю попробовать каждому, пользуясь порядком выбора профессии и примерами применения классификации профессий, рассмотреть профессию врач и музыкант.
Проверим что у вас получилось, если все, верно, то поставьте себе 3 балла, если одна ошибка – 2 балла и т.д.
На этом заканчивается изучение последней странички путеводителя. Впереди - интересная практическая работа.

III. Самостоятельная работа учащихся

Приступаем к выполнению очень интересной работы, которую проведем в форме деловой игры «Знатоки профессий». Наверное, первый раз в жизни вам представляется возможность почувствовать себя в роли знатоков в той или иной профессии и выполнить мини-проект по защите профессии. Работа будет оцениваться по 4 бальной системе.

Учащиеся работают.

IV. Заключительный инструктаж

Защита мини-проектов.
Время подвести итоги работы на протяжении всей экскурсии.
Учитывается все: текущие наблюдения, устный опрос (ответы на вопросы), выполнение и анализ практического задания (мини-проекта), организация деятельности на всех этапах, активность учащихся. В соответствии с набранными баллами выставляется оценка за работу на уроке. Домашнее задание: выучить записи в тетради, пользуясь классификацией профессий описать профессии бухгалтер, адвокат.
Молодцы! Вы показали умение работать и добиваться поставленных целей.