Цель:
Создать условия для формирования представлений учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный.
Задачи:
Образовательные:
1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;
2. Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;
3. Знать основные этапы в развитии человека.
Развивающие:
1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.
Воспитательные:
1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Формы работы:
1) индивидуально- групповая
2) самостоятельная
3) работа с учебником
Оборудование: коллекция «Происхождение человека», в/фильм «Происхождение человека».
Структура урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Когда и как появилась наша планета?
Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (современная гипотеза)
Учитель: Когда на Земле появилась жизнь?
Ученик: Учёные считают, что развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад.
Учитель: Как прекрасна Земля.
И на ней человек.
Эти строки принадлежат русскому поэту С. Есенину. А когда и как на Земле появился человек? Вы знаете?
Ученики: …..
Учитель: Хотите узнать?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда тема нашего урока « Происхождение человека» (сформулировать вместе). Но прежде чем начать изучение темы я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы
Я хочу узнать |
Я узнал |
… |
… |
Учитель: Спасибо. Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Существует несколько гипотез появления человека на Земле. Кто-нибудь знает, что такое гипотеза, и какие существуют гипотезы по поводу появления человека на Земле?
Ученики: Обсуждение…..
Учитель: Рассмотрим две гипотезы появления человека на Земле
А) Библейская
Согласно этой гипотезе – творцом человека был Бог. Отрывок из детской Библии: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».Существуют легенды:
а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.Б) Научная
Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (портрет). В своем труде «Происхождение человека », он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.
Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики: Да.
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Так.
Ученики: Так.
Учитель: И что была обезьяна и сразу человек. Что – то я не поняла!
Ученики: Человек развивался.
Учитель: Человек прошёл путь развития. Этот путь был трудным, сложным, долгим и запутанным. Это был путь нужды и лишений, требовавший быть твердым и стойким, на нем были и страдания и достижения. Этот путь привел человечество из тьмы веков в солнечное сегодня. Вы хотите отправиться по этому пути?
Ученики: Да.
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто – нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.
4. Работа в группах.
Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по плану:
а) Когда жили;
б) где жили;
в) как выглядели;
г) какие прогрессивные черты имели;
д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.
Для работы учащиеся используют текст учебника на стр. 132-133 и дополнительную информацию.
5. Обсуждение и анализ работы в группах.
Представитель от каждой группы выходит к доске и отчитывается по данному плану (вывешивает на доску картинку предка человека и время когда он жил).
В результате обсуждения на доске получается лента времени и таблица.
Предок |
Когда и где |
Прогрессивные |
Орудия |
||
Дриопитек |
30 – 25 млн. лет |
Рост 110 см, жили |
отсутствуют |
||
Австралопитек |
5 млн. лет, |
Рост 120 – 150 см, |
Камни, палки, кости крупных животных |
||
Человек |
2,5 млн. лет, |
Рост 109 – 152 см, |
Скребло, каменный молоток, рубило |
||
Человек |
Европа, Азия |
Рост 150 – 170 см, |
Рубило, деревянное копьё |
||
Неандерталец |
Европа, Азия |
Развитие членораздельной речи, огонь, охота на крупных животных |
Нож, деревянное копьё |
||
Кроманьонец |
Европа, Азия Менее 40 тыс. лет |
Строили хижины, шили одежду, украшения, рост до 180 см, объем головного мозга 1600 см3 |
Нож, игла, проколка |
Во время обсуждения показ фрагментов в/фильма «Происхождение человека».
После обсуждения вопрос к классу: В связи, с чем происходит увеличение головного мозга?
Ученики: На увеличение головного мозга повлияло следующее:
а) усложнялись трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта; в результате трудовой деятельности взаимоподдержка и взаимопомощь.
б) от мимики и жестов к речи.
Учитель: А теперь перечислите прогрессивные черты на пути от обезьяны к человеку?
Ученики: Перечисляют прогрессивные черты:
а) членораздельная речь;
б) труд;
в) сознание и мышление;
г) прямохождение.
Учитель: Эти прогрессивные черты привели к появлению вида – человек разумный, который расселился по всей планете примерно 10 тысяч лет назад и живет, по сей день.
6. Закрепление материала
Построить ленту времени.
7. Рефлексия
Заполнить вторую колонку таблицы (я узнал). Затем обсудить добились ли мы поставленной цели.
8. Домашнее задание:
а) стр. 132 – 133 прочитать;
б) ответ на вопрос: Жили ли предки человека на Урале? (использование дополнительной литературы)
9. Оценивание работы и благодарность за работу.