Тема занятия: «Сказочный домик гномов».
Цели и задачи:
1. Образовательная:
- обучение технике работы с пластилином, технике теневого эффекта;
2. Развивающая:
- развитие умений работать с пластилином;
- развитие умений подбирать цветовые гаммы;
- развитие глазомера у детей;
3. Воспитательная:
- воспитание у обучающихся эстетического вкуса, аккуратности в работе;
- воспитание у обучающихся чувства коллективизма.
Оборудование:
- Учебная доска.
- Стенд для образца лесного домика.
- Аппликационный образец.
- Наборы с аппликационным материалом для обучающихся – 10 шт.
- Клей – 10 шт.
- Пластилин – 10 комплектов.
- Карандаш-путеводитель – 10 шт.
- Таблица образцов штрихов.
- Награда - «Молодчинки» – 10 шт.
- Магнитофон (мелодия, пьесы, композиции из сказок лесных жителей).
- Цветовой конспект.
- Карточки с листочками.
- Картон – 10 шт.
- Клеенка – 10шт.
- Ножницы – 10шт.
- Колпаки – 10 шт.
Ход занятия
I. Настрой на работу.
Прием педагогической техники «Приветствие».
Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алефтина Николаевна. Я пришла сегодня к вам не одна, а с моим другом «Карандашом-путеводителем».
II. Вступление в тему.
1. Прием педагогической техники «Карандаш-путеводитель».
Формула: педагог спрашивает ребят о том, что они видели, что им запомнилось, когда они гуляли по осеннему парку и когда ходили в осенний лес. Дети передают «Карандаш-путеводитель» по кругу и отвечают на вопрос.
Педагог: Ребята мы с «Карандашом-путеводителем» очень хотим узнать, что вы интересного и запоминающегося увидели осенью в парке и в лесу, что для вас было самым ярким и красивым там? Я, например, люблю осенью листву на кустах и деревьях, а ты (имя ребенка)?
(Ребята отвечают по кругу)
Педагог: Спасибо. Ребята, вспомните, сколько листьев разного цвета вам пришлось увидеть. Они напоминают яркие огни фестиваля. Становится радостно на душе при виде такой цветовой гаммы. Вспоминаются строчки из стихотворения о золотой осени, хочется вспомнить сказки о жителях леса, гномах.
«Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья-
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!»
Педагог: Сегодня на нашем занятии, ребята, мы с вами будем украшать домик гномов, и пока мы будем работать, на голову наденем колпачки и представим себя их дружной семьей.
Чтобы домик был веселым, ярким, мы, должны будем сделать много осенних листьев. И для этого нам необходимо будет в ходе работы научиться различной технике. А работать придется пластилином. Например, освоим технику теневого эффекта, кроме того, мы с вами будем учиться подбирать цветовые гаммы с применением теплых тонов.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Прием педагогической техники. Игра «Собери конспект».
Формула: Педагог показывает детям цветовую таблицу с названием цветов. Дети должны вспомнить и расположить карточки возле соответствующего цвета. Педагог анализирует полученный конспект, указывая на ошибки детей.
Педагог: А знаете ли, вы, ребята, какие цвета относятся к теплым тонам, а какие к холодным? А чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, мы с вами выполним интересное задание. На столе лежат карточки, перевернутые надписью вниз. Вам необходимо будет выбрать любую карточку и затем по очереди прикрепить ее на таблице возле соответствующего цвета: теплого или холодного. И так, начнем.
(Дети выполняют задание).
Педагог: Давайте теперь проверим, правильно ли вы его выполнили.
Педагог анализирует задание: если все правильно, то хвалит ребят, если есть ошибки, то исправляет их.
Педагог: Ребята, давайте еще раз повторим, какие же тона являются теплыми и холодными?
(Дети отвечают хором, педагог показывает на таблице).
Педагог: А сейчас, ребята, чтобы украсить домик гномиков, листиками, надо правильно подобрать соответствующие цвета переходов осенней листвы. Для этого нужно владеть техникой цветовых переходов.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с осенними листьями, можно сочетать, например:
- желтый с оранжевым;
- красный с оранжевым;
- красный с коричневым и т.д.
Но хочу напомнить, что не желательно применять холодные тона.
2.Актуализация знаний о сочетании цветов.
Педагог: А теперь мы с «Карандашом-путеводителем» хотим услышать от вас, какие же сочетания цветов вы будете применять в своей работе.
Пожалуйста (Имя ребенка).
(Дети передают «Карандаш-путеводитель» и называют сочетания цветов, а педагог корректирует их ответы).
Педагог: Молодцы, ребята, вы подобрали очень интересные сочетания. А я еще раз вам напоминаю, что правильный выбор цветовых тонов называется культурой цветового оформления.
IV. Формирование новых понятий и способов действия.
Педагог: Прежде чем мы приступим к выполнению нашего сказочного задания, давайте с вами вспомним технику работы с пластилином, чтобы правильно распределить пластилин на листике и создать плавные переходы цвета.
V. Применение новых понятий и способов действия.
Педагог: Ребята, вначале я вам покажу образец пластилинового листика, посмотрите на него. Напоминаю вам, что аппликацией называется рисунок, на который прикрепляются при помощи клея объемные предметы. Каждый из вас сейчас получит панельку, на которой будет прикреплен шаблон листика, он является частью нашей аппликационной позиции. Вы будете покрывать листик пластилином, по своему художественному вкусу. Наборы аппликационных материалов я вам сейчас раздам. Достаньте все предметы из них на стол. Положите панельку перед собой. Вам необходимо вначале разместить на листике кусочки пластилина по цвету, потом каждый кусочек плавно размазывать по форме листика, соединяя цветовые переходы. После этого вы будете приклеивать свои листики. Не забудьте, что наносить клей на предмет (т.е. листик), нужно по центру с обратной стороны. Итак, приступаем к работе.
(Педагог проводит индивидуальное консультирование с детьми: в ходе работы подходит к каждому ребенку и консультирует его по технике оформления пластилинового листика).
1. Прием «Оценка работы педагогом».
Формула: Педагог берет работу каждого ребенка, вначале отмечает проявленную оригинальность работы детей, аккуратность, эстетичность, а затем кратко дает рекомендации тем, кто не придерживался основных правил выполнения техники работы с пластилином, т.е. плавных переходов, после этого педагог возвращает каждому ребенку его работу.
Педагог: Ребята, а теперь заканчиваем работу, и посмотрим, что у каждого получилось.
Рефлексия: Начнем с работы (Имя ребенка). Каждый обучающийся характеризует работу своего товарища, педагог подводит итог.
Педагог: Я хочу отметить в работе аккуратность, правильное нанесение пластилина, вкус цвета, плавность переходов. А этому автору (Имя), наиболее равномерно распределять пластилин по поверхности листика, не делать контрастных переходов.
(Так отмечается работа каждого ребенка)
Педагог: Я надеюсь, ребята, что в дальнейшем вы учтете мои рекомендации и будете применять их на уроках в школе.
2. Создание «Сказочного домика гномов».
(Педагог открывает рисунок-панель, на котором изображен старенький домик гнома и приглашает каждого обучающегося по одному прикрепить свой листик рядом с домиком по определенным точкам).
(Дети подходят и прикрепляют свои листики).
Педагог: Посмотрите, ребята, как ваши листики обновили, сделали ярким, веселым, старенький домик гномов. А вам нравится?
(Дети отвечают).
VI. Подведение итога работы.
Педагог: Что же, ребята. Наше занятие подходит к концу, и мне бы хотелось, чтобы мы с вами еще раз повторили то новое, что мы узнали сегодня на занятии.
- Назовите, пожалуйста, теплые тона.
- Какие тона у осенней листвы?
- Что такое аппликация?
- Что главное в работе с пластилином?
- Как можно добиться плавных переходов при работе с пластилином?
Педагог: Я всех благодарю за сотворчество и сотрудничество. Мне очень понравилось, ребята, работать с вами. Хочу на память вручить каждому из вас награду - «молодчинки». Я надеюсь, что ваши идеи по оформлению сказочного домика гномов, когда-нибудь воплотятся в жизнь, они будут служить украшением детских площадок, города, детских садов, центра дополнительного образования.
Наше занятие окончено. Всего вам доброго!