Спирты. Биологическое действие на организм. Элективное интегрированное занятие для 10-го класса (химия + биология)

Разделы: Химия, Биология


«Пиво – это круто! Это не водка. Оно не вредит. Не нравиться пиво – попробуй коктейль!» – навязчиво советует реклама молодым людям. Современные подростки сейчас мало задумываются о вреде спиртных напитков, и литр пива, выпитый между делом, считается в подростковой среде нормой. А чуть постарше – и вполне спокойно непременными атрибутами общения становятся напитки покрепче. А ведь существуют данные, что в возрасте до 25 лет от употребления спиртных напитков и последствий, связанных с этим,  гибнет молодых парней в несколько раз больше, чем на военной службе!
В нашем учреждении обучаются мальчики с 5-го по 11-й класс. Мы уже не первый год проводим для десятиклассников подобные интегрированные занятия. У наших воспитанников они вызывают интерес. По словам кадетов, они другими глазами смотрят после урока на спиртные напитки. Некоторые говорят и об отвращении, особенно после опытов.

Для проведения занятия лучше выбрать сдвоенный урок и время после изучения темы «Спирты». Занятие, как правило, готовим совместно с учителем биологии.

Цель: углубление знаний о биологическом действии этанола на организм через физические и химические свойства спиртов (на примере этанола).

Задачи:

  • на примере а) реакции окисления этанола в организме показать отравляющее действие этанола, б) денатурации белка под действием спирта показать воздействие спирта на мышечную ткань и половые клетки, в) способности спирта образовывать водородные связи и растворять жиры раскрыть пагубное действие алкоголя на цнс и сердечно-сосудистую систему.
  • Через внутри и  межпредметную интеграцию (с биологией) продолжить формирование надпредметных знаний, умений и навыков: анализа, работы с источниками информации, обобщения и систематизации, установлению взаимосвязей.
  • Через аксиологический подход к данному вопросу показать важность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью собственных детей (воспитание ответственного отца), (каждый делает свой вклад в то, каким будет будущее общество).

Методы и методические приёмы: частично-поисковая и исследовательская работа в группах, создание проблемой ситуации, составление обобщающих схем.

Средства: внутри и межпредметные связи, икт, биологические схемы, лабораторные опыты.

Оборудование и реактивы: компьютер с проектором и слайды к уроку, таблицы по биологии «Действие спирта на организм», р-р дихромата калия, р-р спирта, р-р хлорида натрия, р-р альбумина, сырые субпродукты (желудок и печень), выпарительные чашки, пинцеты, штативы с пробирками, стеклянные стаканы, раздаточные листы.

Предварительная работа: ребята делятся на пять групп, каждая группа готовит свой материал о влиянии алкоголя на орган или систему органов. Мы рассматриваем пищеварительную систему, печень, сердце и сердечнососудистую систему, головной мозг, репродуктивную систему. Ребята самостоятельно находят очень много информации. Учителю остается только помочь отобрать интересный и доступный материал, подвести в каждой группе под него химическую базу – какое химическое или физическое свойство этанола вызывает то или иное воздействие на организм. С учителем биологии ребята разбирают путь прохождения алкоголя в организме. Можно воспользоваться информацией с сайта  http://trezvost.ru/ . Также отдельные кадеты готовят сообщения об истории употребления спиртных напитков (Пичугина В.Г. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004, стр.212–214) и о вине и о содержащихся в нем веществах (Большая Советская энциклопедия, Вино). Дополнительно можно дать подготовить информацию о влиянии пива.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация

Весь урок сопровождает презентация. (Приложение 1).

1. Создание проблемной ситуации при помощи стихотворения (слайд 2).

Очнись, Великая Россия
Не пора ли, русы-братья,
Нам снова взяться за мечи,
Собраться под знамена ратью
Для смертной праведной сечи.

Очнись, Великая Россия!
И с пьяных четверенек встань!
Довольно алчным ханам змия
Платить чудовищную дань!

Быть или пить – всего два слова,
Но в них душою мы торим.
Вот наше поле Куликово,
Вот где за Русь мы постоим.

И если хочешь ты Отчизне
Хмельные путы разорвать,
Вернуть народ свой к трезвой жизни –
Возьми свой меч, встань в нашу рать!

Борис Кардаш

Выбор у нас не богатый: Трезвая Россия или Мертвая Россия!

Учитель:К какой борьбе призывает автор? Почему возникла такая проблема в современной России? (Ответы учащихся).

2. Обсуждение проблемы употребления алкоголя в мире: карта «пьющих стран» (слайд 3).

– Какое химическое вещество вызвало такие процессы? Вспомним, что такое спирты? (После ответов – слайд 4).

III. Объяснение нового материала

У: Пожалуй, нет ни одного класса орг. соединений, которые бы так противоречиво не вошли в историю человечества, как спирты. И главным образом благодаря одному своему представителю – этанолу. Как давно человек использует винный спирт?

Историческая справка об истории употребления алкоголя – выступление учащегося. В конце ответа – слайд 5.

– Итак, какие же спиртные напитки употребляли наши предки? Виноградство и виноделие с древнейших времен почиталось как достойное и прибыльное занятие. Чем же так привлекательно вино?

Справка о вине – выступление кадета. В конце ответа – слайд 6.

У: Итак, хорошо видны плюсы вина (слайд 6). Почему вино обладает бактерицидными действиями? (Содержит этанол.) Вино – неотъемлемый элемент культуры многих народов мира. Но с ним связано и соответствующее распространение алкоголизма и сопровождающих болезней, а также высокий уровень преступности. Но не только вино содержит алкоголь. Разберем влияние спирта на некоторые органы и системы органов.

Работа в группах.

У каждой группы набор необходимых реактивов и оборудования, а также карточки с заданиями. Ребята выполняют задания в группах, готовят ответы на вопросы, используя заранее проработанный материал и справочные таблицы. Свой ответ подтверждают результатами лабораторных опытов.

1. Воздействие спирта на пищеварительную систему (денатурация мышечных белковых волокон под воздействием спирта)

  • Опыт. Опустите по кусочку мяса в крепкие растворы этанола и этанола с поваренной солью. Что произойдёт с мясом через 5 мин?
  • Почему употребление солёных чипсов, сухариков и прочего в пищу вместе с алкоголем вызывает обострение заболеваний органов системы пищеварения? Ответ обоснуйте, используя результаты опыта.
  • Какие заболевания пищеварительной системы и почему возникают при потреблении алкоголя? Запишите на доске.

2. Воздействие на печень (реакции окисления спирта под действием ферментов)

  • Опыт: опустите кусочек куриной печени в спирт. Понаблюдайте за изменениями в течение 3–4 минут.
  • Какие химические превращения вызывают такие изменения в печени? Запишите уравнения реакций на доске. Почему спирт «согревает»?
  • Какие проблемы с печенью могут возникнуть у человека после выпитой порции – другой спиртного? Ответ запишите на доске.

Здесь важно, чтобы ученики поняли, что в организме не просто происходит окисление этанола в уксусный альдегид, а затем в уксусную кислоту и конечное образование СО2 и Н2О с выделением энергии. В результате образуется вещество (альдегид), которое в несколько раз более ядовито, чем сам спирт! Покажите каждому, какими стали кусочки куриной печени, обратите внимание на идентичность процессов в печени человека. Результат именно этого опыта являются одним из самых веских аргументов о вреде алкоголя.

3. Воздействие на сердце (действие на сердечную мышцу, кровеносные сосуды)

  • Опыт: в пробирку налить 2 мл подкисленного H2SO4 дихромата калия K2Cr2O7, добавить столько же этанола. Обратите внимание на запах продукта реакции окисления этанола. Данная реакция используется ГИБДД для экспресс – анализа на трезвость.
  • Объясните, как алкоголь поступает в выдыхаемый человеком воздух. Для ответа используйте схему кровообращения.
  • Почему сердце подвергается неоднократной алкогольной атаке даже после однократного применения спиртного? Какие опасности для сердца таит алкоголь?

4. Воздействие на нервную систему (растворимость спиртов в жирах и в воде, образование водородных связей спирта в клетках и межклеточном пространстве)

  • Опыт: нанесите по капле масла на 2 предметных стекла. Протрите одно из них ватой, смоченной в воде, а другое – ватой, смоченной в спирте. Сравните. Каким свойством обладает спирт в отличии от воды. Почему спирт легко и быстро распространяется по организму?
  • Поясните, почему основной мишенью алкоголя после распространения в организме является головной мозг? Каковы последствия?
  • Проанализируйте таблицы на листах. Объясните применение во время ВОВ в полевых госпиталях спирта в качестве анестезирующего вещества. В данном случае  используем таблицы из книги «Химия и общество» – М.: Мир, 1995.: «Алкоголь в крови», стр.483 и «Влияние уровня алкоголя в крови на поведение». Стр 484.

Здесь важно показать, что даже разовое употребление алкоголя вызывает закупорку мелких сосудов, ведущих к нервным клеткам, из-за растворения жировой оболочки эритроцитов крови и последующего образования минимум сгустков эритроцитов, а максимум – тромбов. В результате некоторые клетки головного мозга погибают.

5. Воздействие на репродуктивную систему (денатурация белка, мутационное воздействие спирта).

  • Как влияет алкоголь на эндокринную систему, а через неё и на половую сферу?
  • опыт: протоплазма половых клеток содержит белок. Добавьте к раствору альбумина (куриного белка) этанола. Что наблюдаете?
  • Яйцеклетки закладываются у девочек ещё в утробе матери. Используя результаты опыта, поясните, какими могут быть последствия употребления беременной женщиной алкогольных напитков. Почему раньше на Руси молодоженам запрещалось употреблять спиртные напитки?

Группы могут отвечать в любой последовательности. Затем выстраиваем схему: «Путь действия спирта на организм» (слайд 7).

Пищеварительная система ––> печень ––> сердечно сосудистая система ––> цнс ––> эндокринная система ––> репродуктивная система + соответствующие заболевания

Отдельно рассматриваем действие слабоалкогольных напитков – пиво (слайд8).

Сообщения учащихся.

Кадеты, как правило, находят много информации об отрицательном воздействии пива и слабоалкогольных напитков. Особо следует уделить внимание быстрому формированию алкогольной зависимости у подростков при употреблении и «легкого», и «крепкого» пива. Обратить внимание на содержание алкоголя.

Для этого по группам предлагается  провести перерасчет слабоалкогольных напитков на водку, проверяем по таблице (Приложение 2). В данной таблице можно произвольно заполнять колонки объем и градус, дополнять первую колонку. В последней колонке (при заполнении второй и третей) будет высвечиваться, какому количеству водки соответствует, например, 1500мл  9% пива (а это, между прочим, почти 340 мл). На слайде 8 есть ссылка, позволяющая перейти к этой таблице.
Обсуждение результатов с кадетами.

IV. Подведение итогов

У: Вернемся к стихотворению (слайд 10): на каком уровне о воздействии на организм здесь говорится? Составление поуровневой схемы воздействия спирта на организм:

Клетка ––> популяция (слайд 9)

Нарушение обмена веществ ––> алкоголизм ––> деградация общества (щелчок мышью).

– Какие физические и химические свойства спирта вызывают все эти воздействия? (Щелчок мышью).

Вывод.  Многие проблемы современного общества можно решить в ближайшем будущем, если сейчас осознанно отнестись к проблеме употребления алкоголя и других наркотических веществ! Ваше будущее и будущее страны в Ваших руках! Ваш выбор – это ответственность перед своим здоровьем, своей семьей, своей Родиной!

Можно попросить ребят написать отзыв о занятии.