Проектное обучение в технологии

Разделы: Технология


Концепция развивающего обучения предусматривает среди прочего и формирования способности к таким сравнительно новым видам деятельности, как управление, организация, планирование, программирование и проектирование. Проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не только результаты, но и в большей мере сам процесс.
В процессе выполнения проектных заданий обучающиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

  • Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем.
  • Планирование конечного результата и представление его в вербальной форме.
  • Планирование действий.
  • Выполнение обобщенного алгоритма проектирования.
  • Внесение коррективов в ранее принятые решения.
  • Конструктивное обсуждение результатов, проблем, вопросов и запросов о помощи.
  • Выражение замысла с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов.
  • Самостоятельный поиск информации.
  • Проведение необходимых расчетов.
  • Понимание критериев оценивания проектов, их защиты.

Проектанты должны ответить на многие вопросы: Что уже есть?  Что предлагает рынок? Кто потенцальные потребители? За счет чего Вы хотите добиться успеха? Какие оригинальные,  актуальные идеи есть у Вас? Какими ресурсами располагаете? Каковы основные расходы в связи с выпуском нового изделия? Что Вам больше всего понравилось в работе? Есть ли недостатки?

Обучающиеся выбирают объект проектирования, т.е. изделие, которое они хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у обучающихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.

Творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности обучающихся, их умение аргументировано защитить свою работу и эффектно представить.

Современный проект школьника – путь самореализации личности

Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологии и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Творчество представляет собой одно из древнейших занятий человека.

Каждый может открыть в себе творческие способности, неизвестные ни ему самому, ни окружающим, их можно вырастить и развить. Для этого сегодня существуют и методы. И инструменты.  Одним из таких методов технологического образования школьника, развития его творческого потенциала является выполнение проекта.

«Проект» – термин из технического мира, Являющийся сегодня одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьника в процессе учения.

«Брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем в конце XX века оно превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, и их преодоление и является одной из ведущих целей метода проектирования. Так как в основе метода лежит условие новой информации, и его нужно организовать. Моделировать, что учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

  • постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
  • поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  • осуществление и аргументация выбора;
  • осознание последствий выбора;
  • самостоятельные действия (без подсказки);
  • сравнение полученного с требуемым;
  • корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

В процессе работы, особенно над групповыми проектами, учащиеся приобретают многие ценные качества:

  • умение работать в коллективе;
  • умение брать ответственность за выбор решения;
  • умение разделять ответственность;
  • умение анализировать результаты деятельности;
  • способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам общего дела).

Меняется роль учащегося в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже не работает оценочная схема: это верно, а это – неверно (плохо и т.д.).

При этом проектанты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Эталона такой работы просто не существует.

Неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе проверки и оценки результатов, предполагающих определенный самоанализ, а затем на защите учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную учащимися, объективные и субъективные причины неудач и т.п. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности (новый проект – но может быть по другому предмету и на другую тему), формирует личный интерес к новому знанию, т.к. именно неудачно подобранная информация или выбранное направление создали ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать у учащихся адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоцоуме.

Можно выделить основные требования к использованию метода проектирования в системе технологического образования школьника:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад, совместный выпуск газеты, альманаха, план мероприятий и т.д.).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов: определение  проблемы, вытекающих задач, гипотеза, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, использование метода «мозговой атаки», «круглого стола», отчетов, просмотров.

Выбор тематики проектов может быть различным. Темы проектных работ с успехом предлагают сами учащиеся, которые ориентируются при этом на собственные интересы, познавательные, творческие, прикладные.

Тема может касаться теоретического вопроса школьной программы с целью. Углубить знания или относиться к практическому вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Результаты выполненных проектов материальны, т.е. оформляются учащимися (видеофильмы, сценарий, альбомы, альманахи и т.д.).

Проектные работы, выполняемые школьниками различаются по типологии делятся на:

Исследовательские. Такие проекты требуют от учащихся хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, социальной значимости, экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участникам проекта.

Информационные. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентировочные работы. Практико-ориентировочные работы отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Он обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проекты различаются и по количеству участников:

  • Личностные – между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах.
  • Парные – между парами участников.
  • Групповые – между группами участников.

В практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, одновременно  практико-ориентировочные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например история, литература, МХК и т.д.), надпредметным, который выполняется в ходе работы факультативов, в творческих мастерских.

По включенности в учебные планы проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала, и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции, характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта, условий поведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся, этапно оценивая ее шаг за шагом.

При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. В творческих проектах часто бывает невозможно оценивать промежуточные результаты.

В отличие от ранее существующей практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого независимое жюри (педагоги, учащиеся из других классов).

Таким образом, в процессе работы над проектом у школьника есть возможность осуществить свой замысел, воплотить свою идею, применить и показать на практике все свои знания и способности, и мы можем утверждать, что именно проект и есть тот самостоятельно выбранный путь реализации личности в образовательном процессе.