Цели урока.
- Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями;
- упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
- развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа;
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- развивать интерес к математике, активность внимания учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Упражнения на снятия эмоционального напряжения.
- Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.
- Вы сегодня будете работать лучше всех, быстрее всех решать.
- Вы сегодня много узнаете, много выполните заданий, т.к. вы все умеете делать.
II. Сообщение темы и целей урока.
На прошлом уроке вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.
Нам предстоит выполнить примеры на умножения чисел, оканчивающихся нулями, совершенствование умений решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать. Вы готовы?
Тогда произносим наше волшебное заклинание.
(Дети произносят заклинание и записывают число в тетради).
III. Устный счет.
Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста Елена Прекрасная.
Однажды, гуляли они по саду, и вдруг налетел вихрь, и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич.
Опечалился он, голову повесил. Вдруг прилетела птичка и защебетала: "Не печалься Иван-Царевич, найдешь ты свою невесту в невиданной стране. Все там подчинено законам математики", уронила листочек с письменами, которые путь указывают, и улетела.
Что делать, думает Иван-царевич.
Поможем Ивану?
(Дети по одному выходят к доске читают задания и дают устный ответ).
Ковер-самолет пролетел за 5 часа 150 км. Какое расстояние он пролетит за 5 часов? |
Сивка-Бурка скакал 4 часа со скоростью 20
км/ч, а потом еще 6 часов, со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние проскакал Сивка-Бурка за все это время? |
Чему равна площадь квадрата со стороной 6 см? | Найди частное от деления чисел 96 и 12. |
Сколько килограммов в 6 ц? | У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пять овец, шестой жеребец. Сколько живых существ было у стариков? |
(Составляем картинку.)
- Ребята, кто украл Елену Прекрасную?
Посмотрите, тут на листе, что-то написано? Как вы думаете, что это?
А зачем нам надо помогать, может не надо?
IV. Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Отправился Иван в путь дорогу. Шел-шел и вдруг перед ним – лес.
Лесная тропинка привела его к избушке на курьих ножках. И видит: Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: ? Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги разобраться с примерами стр.16 №11 (1, 2 столбики) [1]. Ника не пойму что с нулями делать?
- Кто поможет вспомнить алгоритм умножения чисел, оканчивающихся нулями?
- Давайте проверим, все ли мы правильно вспомнили.
(прочитываем алгоритм.)
(Решение на доске с объяснением.)
Упражнение на внимание (Найди ошибку)
- Иванушка я туточки примерчики решила. Проверь, пожалуйста
7·8=56
9·9=81
6·8=42
6+7=12
5·6=11
5+4=20
V. Решение задачи на встречное движение.
У. Спасибо, что помог. Вот тебе волшебный клубок, он укажет тебе дорогу к замку Кощея.
- Нет, - говорит Царевич, мне надо быстрее. Дай мне лучше ступу.? ? Что ж бери. Да только вместо топлива работает она на математическом ускорителе. Если рассчитаешь скорость правильно, то сможешь взлететь.
- Поможем Ивану?
- Что такое скорость?
- Как зависит скорость от расстояния и времени?
(Вывешивается плакат с чертежом).
Задача. От избушки Бабы Яги до замка Змея Горыныча 650 км. Из избушки к замку Кощея в ступе вылетел Иван. В это же время Змей вылетел на помощь Кощею Бессмертному и летел 10 ч со скоростью 30 км/ч. С какой скоростью летела ступа, если время полета было таким же, как у Змея?
VI. Физкультминутка.
В ступе чудненько лететь,
Во все стороны смотреть,
Столько неизвестного,
Столько интересного!
VII. Задание на сравнение двух выражений.
Приземлился Иван у входа в Кощеев замок встал перед дверью, а там замок с кодом. Надо разгадать.
Прочитай те задание.
Дети читают: Сравни выражения"
18·40 * 18·4·10
36·5·10 * 36·15
VIII. Решение задачи на нахождение площади прямоугольника.
- Открыл Царевич замок, вошел в замок, видит там сидит Кощей. Он решил добреньким притвориться.?
Давай мирно договоримся: задам тебе одну всего задачку. Решишь – забирай Елену Прекрасную, а нет – голова с плеч.?
Задача №18 па странице 5 [1]
- О чем говорится в задаче?
- Что надо узнать?
- Что такое площадь?
- Можно ли ответить сразу на поставленный вопрос?
- Что надо узнать, чтобы ответить на вопрос?
Решаем задачу самостоятельно.
(Слабо успевающим учащимся предложить найти только площадь.)
IX. Решение уравнений.
Решил Иван задачку, но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе к трону подбирается. Вот схватил шкатулку, а на ней запись:
90·Х=6300
1400:Х=70
- Решил Иван уравнение, в тот же миг шкатулка открылась. Он сломал иглу и Кощей упал замертво.
X. Рефлексия.
- Понравилась сказка?
- Что вы нового узнали?
- Какие открытия вы сделали?
- Посмотрите внимательно и ответьте, какое правило чаще всего вы применяли при вычислениях?
- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам все это изучать?
- Для чего?
Литература.
1.Учебник математики 4-й класс начальной школы. В 2 ч Ч. 2. (Второе полугодие) / [М.И. Моро, М. А. Бантова и др.].3-е издание-М.: Просвещение, 2006 г.