Введение
Проведение интеллектуальных соревнований в Исилькульском лицее стало доброй традицией: «Что? Где? Когда?», интеллектуальные марафоны, Часы науки организуются ежегодно в День лицеиста (19 октября) и Дни науки (27-28 января). Целями проведения интеллектуального марафона являются формирование ключевых компетентностей старшеклассников (сотрудничать в команде, выбирать тактику действий, принять решение в рамках отведенного времени), а также актуализация знаний, демонстрация эрудированности и широты кругозора. Для игры образуются команды из 5 человек (среди условий важными являются образование команд непосредственно перед началом марафона и их разновозрастной характер). Один из членов команды назначается «бегунком»: его задача – относить ответы жюри и получать задания.
В этом учебном году один из марафонов был посвящен Году русского языка.
Цель марафона – формирование лингвистической компетентности учащихся, развитие умений взаимодействовать в группе.
Задачи: - способствовать интеллектуальному развитию лицеистов;
- расширить знания учащихся по разным разделам русского языка;
- воспитывать чувство любви к русскому языку;
- развивать логическое мышление учащихся.
Интеллектуальный марафон «Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой Царь! Мой раб! Родной язык!»
2007 год объявлен Годом русского языка. Русский по-прежнему остается языком мирового общения, одним из шести рабочих языков ООН, родным для 170 миллионов человек и 350 миллионов его понимают. Отдавая дань приверженности родному языку, мы посвятили ему интеллектуальный марафон и назвали его строкой из стихотворения поэта Серебряного века Валерия Брюсова. Эта цитата замечательного русского поэта напоминает нам, сколь неоднозначно это явление – язык.
Пришло время узнать, кто среди присутствующих является истинным знатоком русского языка. Итак, мы начинаем!..
1 раунд. «Вспомни: как это по-русски!..» Запишите современное значение слова, названное устаревшим словом. На обдумывание – 1 минута. За каждый верный ответ -1 балл.
1 | Десница |
Правая рука |
2 |
Виктория |
Победа |
3 |
Око |
Глаз |
4 |
Политес |
Вежливость |
5 |
Ветрило |
Парус |
6 |
Шуйца |
Левая рука |
7 |
Рех |
Дыра |
8 |
Седмица |
Неделя |
9 |
Серник |
Спичка |
10 |
Длань |
Ладонь |
2 раунд. «Соответствия». Добро пожаловать в четвертый раунд. Здесь необходимо привести в соответствие 2 группы разнообразных понятий. Запишите рядом номер вопроса и номер соответствующего ему понятия. На размышление – 40 секунд. 3 блока по 5 вопросов. За каждое правильное соотношение – 1 балл. Не забудьте указать название команды.
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
1. Приведите в соответствие автора и животное из его художественного произведения |
1.Приведите в соответствие автора и животное из его художественного произведения |
||||||
1 |
Кот Бегемот |
|
Э.Успенский |
1 |
Кот Бегемот |
3 |
Э.Успенский |
2 |
Пудель Артемон |
|
С.Маршак |
2 |
Пудель Артемон |
4 |
С.Маршак |
3 |
Кот Матроскин |
|
М.Булгаков |
3 |
Кот Матроскин |
1 |
М.Булгаков |
4 |
Поросенок Ниф-Ниф |
|
П.Ершов |
4 |
Поросенок Ниф-Ниф |
5 |
П.Ершов |
5 |
Конек-Горбунок |
|
А Толстой |
5 |
Конек-Горбунок |
2 |
А Толстой |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
2. Сопоставьте иностранные слова и язык, из которого они пришли в русский язык |
2. Сопоставьте иностранные слова и язык, из которого они пришли в русский язык |
||||||
1 |
Стакан |
|
Латынь |
1 |
Стакан |
2 |
Латынь |
2 |
Пикап |
|
Иранский |
2 |
Пикап |
5 |
Иранский |
3 |
Кукла |
|
Арабский |
3 |
Кукла |
1 |
Арабский |
4 |
Инфляция |
|
Греческий |
4 |
Инфляция |
3 |
Греческий |
5 |
Факир |
|
Английский |
5 |
Факир |
4 |
Английский |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
3.Сопоставьте иностранные слова и язык, из которого они пришли в русский язык |
3.Сопоставьте иностранные слова и язык, из которого они пришли в русский язык |
||||||
1 |
Голубая страна (исп.) |
|
Гренландия |
1 |
Голубая страна (исп.) |
5 |
Гренландия |
2 |
Ледяная земля |
|
Нидерланды |
2 |
Ледяная земля |
3 |
Нидерланды |
3 |
Низменные земли |
|
Бразилия |
3 |
Низменные земли |
4 |
Бразилия |
4 |
Страна красного дерева (исп.) |
|
Мексика |
4 |
Страна красного дерева (исп.) |
1 |
Мексика |
5 |
Зеленая земля |
|
Исландия |
5 |
Зеленая земля |
2 |
Исландия |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
4.Сопоставьте начало и конец пословицы. |
4.Сопоставьте начало и конец пословицы. |
||||||
1 |
Кто про кого за глаза говорит |
|
всей птичке пропасть |
1 |
Кто про кого за глаза говорит, |
2 |
всей птичке пропасть |
2 |
Ноготь увяз |
|
а господин ябедника. |
2 |
Ноготь увяз - |
4 |
а господин ябедника. |
3 |
Кто гнев свой одолевает |
|
так не будет и скуки. |
3 |
Кто гнев свой одолевает, |
5 |
так не будет и скуки. |
4 |
Бог любит праведника |
|
тот того боится. |
4 |
Бог любит праведника |
1 |
тот того боится. |
5 |
Не сиди сложа руки |
|
крепок бывает. |
5 |
Не сиди сложа руки - |
3 |
крепок бывает. |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
5. Сопоставьте иностранные слова и их дословный перевод |
5. Сопоставьте иностранные слова и их дословный перевод |
||||||
1 |
Гротеск (франц.) |
|
Очищение |
1 |
Гротеск (франц.) |
3 |
Очищение |
2 |
Аллегория (греч.) |
|
Причудливый, комичный |
2 |
Аллегория (греч.) |
1 |
Причудливый, комичный |
3 |
Катарсис (греч.) |
|
Предмет |
3 |
Катарсис (греч.) |
4 |
Предмет |
4 |
Сюжет (франц.) |
|
Иносказание |
4 |
Сюжет (франц.) |
2 |
Иносказание |
5 |
Фигура (лат.) |
|
Внешний вид, образ |
5 |
Фигура (лат.) |
5 |
Внешний вид, образ |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
6. Соотнесите название коллекционеров и их страсть |
6. Соотнесите название коллекционеров и их страсть |
||||||
1 |
Бирофилия |
|
Бумажные деньги и ценные бумаги |
1 |
Бирофилия |
2 |
Бумажные деньги и ценные бумаги |
2 |
Бонистика |
|
Знаки почтовой оплаты |
2 |
Бонистика |
3 |
Знаки почтовой оплаты |
3 |
Филателия |
|
Монеты |
3 |
Филателия |
4 |
Монеты |
4 |
Нумизматика |
|
Печати и их оттиски |
4 |
Нумизматика |
5 |
Печати и их оттиски |
5 |
Сфрагистика |
|
Пивные аксессуары |
5 |
Сфрагистика |
1 |
Пивные аксессуары |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
7. Сопоставьте немецкие фамилии и их русские эквиваленты |
7. Сопоставьте немецкие фамилии и их русские эквиваленты |
||||||
1 |
Шмидт |
|
Свободин |
1 |
Шмидт |
3 |
Свободин |
2 |
Вебер |
|
Ткачев |
2 |
Вебер |
2 |
Ткачев |
3 |
Фрай |
|
Пометкин |
3 |
Фрай |
5 |
Пометкин |
4 |
Шперлинг |
|
Кузнецов |
4 |
Шперлинг |
1 |
Кузнецов |
5 |
Ремарк |
|
Воробьев |
5 |
Ремарк |
4 |
Воробьев |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
8.Какие языки являются национальными в этих странах |
8.Какие языки являются национальными в этих странах |
||||||
1 |
Венесуэла |
|
Португальский |
1 |
Венесуэла |
3 |
Португальский |
2 |
Танзания |
|
Испанский |
2 |
Танзания |
1 |
Испанский |
3 |
Бразилия |
|
Арабский |
3 |
Бразилия |
4 |
Арабский |
4 |
Египет |
|
Французский |
4 |
Египет |
5 |
Французский |
5 |
Гаити |
|
Суахили |
5 |
Гаити |
2 |
Суахили |
Задания | Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
9. Соотнесите иностранные слова и их переводы на русский язык. |
9. Соотнесите иностранные слова и их переводы на русский язык. |
||||||
1 |
Багет |
|
Друг, против друга |
1 |
Багет |
3 |
Друг, против друга |
2 |
Бакшиш |
|
Планка для рамок и карнизов |
2 |
Бакшиш |
1 |
Планка для рамок и карнизов |
3 |
Визави |
|
Взятка, подношение |
3 |
Визави |
2 |
Взятка, подношение |
4 |
Генезис |
|
Пониженная подвижность человека |
4 |
Генезис |
5 |
Пониженная подвижность человека |
5 |
Гиподинамия |
|
Происхождение, возникновение |
5 |
Гиподинамия |
4 |
Происхождение, возникновение |
Задания |
Ответы |
||||||
Название команды |
Название команды |
||||||
10. Соотнесите названия известных сказок Ш.Перро и Г.-Х.Андерсена, представленные на русском и болгарском языках |
10. Соотнесите названия известных сказок Ш.Перро и Г.-Х.Андерсена, представленные на русском и болгарском языках |
||||||
1 |
Червената шапчица |
|
Храбрый портняжка |
1 |
Червената шапчица |
4 |
Храбрый портняжка |
2 |
Пепеляшка |
|
Снежная королева |
2 |
Пепеляшка |
5 |
Снежная королева |
3 |
Малечка Палечка |
|
Золушка |
3 |
Малечка Палечка |
2 |
Золушка |
4 |
Храбрият шивач |
|
Красная шапочка |
4 |
Храбрият шивач |
1 |
Красная шапочка |
5 |
Крулова снегу |
|
Дюймовочка |
5 |
Крулова снегу |
3 |
Дюймовочка |
3 раунд. «Правда ли, что…»
Известны ли вам правила этого конкурса? Нет? Тогда слушайте. Я произношу некое утверждение. Если вы считаете его верным, то ставите в бланке ответов «+», если нет – «-». Знак должен стоять рядом с номером вопроса. На обдумывание – 10 секунд. Начали!
Правда ли, что…
- Пословица «Голод – не тетка» имеет продолжение «а родная мать»? (+)
- Настоящее имя Игоря Северянина Борис Николаевич Бугаев? (-)
- Слово «крыса» исторически родственно слову «грызть»? (+)
- Автором стихотворения в прозе «Русский язык» является Л.Толстой? (-)
- Жители Архангельска называются архангелогородцы? (+)
- Французское имя Анри и русское Геннадий произошли от имени Гарри? (+)
- В греческом алфавите букв больше, чем в латинском? (-)
- Название головного убора «кокошник» происходит от слова «курица»? (+)
- Полька – это чешский танец? (+)
- Все: Фасмер, Шанский, Грин, Виноградов, Даль – лингвисты? (-)
- Раздел лингвистики, исследующий географические названия, называется топонимика? (+)
- Прообразом Анны Карениной стала дочь А.С.Пушкина Мария Гартунг? (+)
- В слове «её» все согласные звуки - мягкие? (+)
- Все названные языки: испанский, немецкий, русский, иранский, эстонский – относятся к индоевропейской языковой семье? (-)
- Во фразе «съел 5 оладьев» не нарушена грамматическая норма? (-)
4 раунд «Что? Где? Когда?»
На размышление – 1 минута. 15 вопросов. За правильный ответ – 6 баллов.
- Что объединяет этих людей? Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос, Иван Царевич, Янко Купала, Жан-Батист Мольер. (Эти люди – тезки. Их имена – варианты произношения библейского имени Иоанн на немецком, чешском, итальянском, испанском, русском, украинском, английском и французском языках.)
- Даны слова на неизвестном племени грабарей.
Крумозорча – подберезовик
Кулорды – осиновый
Мозорды – березовый
Кулорт – осина
Как по-грибарски будет подосиновик? (Подосиновик будет крукулорча.)
- В конце XIX в Россия занимала первое место в мире по производству этого. По свидетельству Корнея Чуковского ЭТО может служить пищей для экзотических рептилий. Народная молва гласит, что именно в него садятся неудачники. Что это? (Ответ: Калоши.)
- Каждое новое поколение детей всегда создает великое множество новых слов. Одну из таких историй приводит в своей книге «От двух до пяти» К.Чуковский: «Гай, внучонок И.Репина, крепко сжал свои кулачки и предложил дедушке их разжать». Каким словом он обозначил это действие? (раскулачить)
Ответ: Блокъ (до реформы 1918 года).
- Ульяновск, Минск, Запорожье, к Нижнему Новгороду нужно сделать историческую поправку, Кременчуг. Какая буква древнеславянского алфавита объединяет все эти и некоторые другие города? (Ответ: АЗ. Комментарий: УАЗ, МАЗ, ЗАЗ, ГАЗ, КрАЗ - автомобильные заводы)
- По арамейски слово "эмуна" означает "вера", но не уверенность в какой-то отвлеченной истине, а доверие к Богу, верность Ему. Какое известное всем слово произошло от него? (Ответ: Аминь)
- В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Назовите его. (Игра не стоит свеч)
- Что получится, если английское легкое соединить с латинской водой? (акваланг)
- В 18 веке в России было модно переводить русские фамилии на латынь. Так, например, Добровольские стали Беневоленскими, Надеждины - Сперанскими. А какую весьма современно звучащую фамилию брали Преображенские? (Ответ: Реформатские).
- Архип означает "старший конюх", Ипполит - "запрягающий лошадей". А кто просто "любит лошадей"? (Ответ: Филипп)
- Изобрел его Жан Франсуа Мармонтель. Вольтер ни разу не обратился к его помощи. Андрей Барсов утвердил его в России под именем молчанки. В сказке Ивана Штефмана, изданной в Одессе в 1904 г., ему приписаны воспитанность, скромность, гордость и образованность. Пристрастием к нему отличалась Марина Цветаева. А Морзе, вообще без него не обошелся бы. Назовите его. (Ответ: тире.)
- У многих писцов всех времен и народов был популярен обычай писать на последней странице рукописи просьбу о прощении. За что? (Ответ: За ошибки.)
- Бывшего в 80-х годах 20-го века главного редактора "Нового мира" Владимира Карпова иногда в шутку называли полиглотом. И не из-за того, что он знал много языков, а из-за его занятий несколько десятков лет назад. Кем же он был тогда? (Ответ: Разведчиком на фронте - брал "языков".)
- Согласно словарю Даля, одно из значений слова «гача» - пояс. Как наши предки называли деньги, которые закладывали за пояс, про запас? (Ответ: Загашник.)
- В пятидесятые годы, в эпоху борьбы с космополитизмом и в разгар «холодной войны», советские ученые-физики часто упоминали на своих симпозиумах о своем коллеге по фамилии Однокамешков. Назовите его настоящую фамилию.(Ответ: Эйнштейн.)
5 раунд «Пентагон». Задача участников - отгадать задуманное понятие, используя как можно меньше подсказок. Всего предлагается 5 подсказок. Если понятие верно угадано с 1-й, команда получает 5 баллов, со 2-й – 4 балла и т.д. Угаданное с 5-й подсказки понятие приносит 1 балл. Дополнительной трудностью является то, что за каждый неверный вариант 1 балл вычитается. Таким образом, команда должна определиться с тактикой: рисковать или постепенно двигаться к цели.
Соль
1. У многих народов ЭТО служило символом постоянства, нерушимой дружбы и гостеприимства.
2. Однако это не мешало ЭТОМУ стать причиной многочисленных (за историю человечества) беспорядков, войн и бунтов.
3. ЭТО нашло свое применение не только при консервировании мяса, рыбы и овощей, но и при производстве мыла и кожевенном производстве.
4. Суточная потребность человека в ЭТОМ составляет около 6 граммов. Избыточное потребление ЭТОГО приводит к нарушению обмена веществ в организме.
5. Русская пословица гласит о том, что «чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд именно ЭТОГО».
Гипербола
- Слово это по-гречески означает «избыток».
- Линия имеет два фокуса и две асимптоты.
- Этот термин используется также в литературоведении и означает – преувеличение.
- Чтобы получить ее полностью как конический конус, надо взять двухполосный конус.
- Это график обратной пропорциональной зависимости.
Замок
- Одно из определений ЭТОГО звучит так: устройство для соединения подвижных частей машин, механизмов, препятствующее их относительному повороту и самоотвинчиванию.
- С другой стороны ЭТО специальное соединение неподвижных частей деревянных конструкций.
- В русской загадке ЭТО сравнивается с лающей и кусающейся собакой.
- Этим же словом назывались некоторые известные тюрьмы и жилища средневековых феодалов.
- ЭТО устройство для запирания помещений, известны навесные, накладные и встроенные.
Буква ё
- ОНА родилась в 1797 году. 9 сентября 2005 года ЕЙ поставлен памятник в Ульяновске
- Родителями ЕЁ считают по праву Н.М.Карамзина и Е.Дашкову.
- ОНА из «многодетной» семьи: у НЕЁ есть 32 сестры. Когда к НЕЙ относятся с некоторым пренебрежением, ОНА становится похожа на одну из них.
- По мнению Игоря Сида, ОНА «олицетворяет собой всё живое (тёплое, весёлое, смышлёное), что есть в языке».
- ЕЁ можно встретить только в сильной (ударной) позиции.
Яблоко
- Существует фразеологизм с ЭТИМ словом, свидетельствующий о заполненности помещения, площади или пространства.
- Одна из расцветок, относящихся к животному миру, замешана на ЭТОМ.
- Одна парная часть тела названа так, наверное, в связи с похожей на ЭТО формой.
- Существует легенда, что из-за золотого ЭТОГО с надписью “прекраснейшей”, возник спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой.
- В ботанике это слово означает «сочный, обычно многосемянной нераскрывшийся плод растений семейства розоцветных (подсемейства яблоневых)».
(яблоку негде упасть, кони в яблоках, глазное яблоко, яблоко раздора)
Шапка
1. Первые подобные вещи были найдены при изучении стоянок древнего человека.
2. Еще 23 тысячи лет назад люди делали их и украшали оленьими рогами, используя во время охоты.
3. У современного человека их может быть несколько. В переводе с французского имя этого предмета означает «покрышка».
4. В холодное время года малышам их могут надеть несколько штук одновременно для сохранения тепла.
5. Имя этого предмета сохранилось во многих русских пословицах. Например, на воре ОНА горит.
Жюри подводит итоги, определяется команда-победитель. Именно эта команда представляет лицей на районном интеллектуальном марафоне, где встречаются сильнейшие команды школ г.Исилькуля и Исилькульского района.