Цели:
- Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Изучение и закрепление основных понятий теоретической информации
- Развитие логического мышления, расширение кругозора.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: интерактивная доска, презентация “Информация и мы”, рисунки, предметы (блокнот, кассета, дискета), карточки, графический редактор Paint.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята посмотрите на экран. Что вы там видите? Давайте попробуем все вместе назвать одним словом.
Ответ: информация.
- Да, и сегодня мы проведем обобщающий урок по теме “Информация и мы” в виде конкурса. И задания будут только об информации.
II. Обобщение и систематизация знаний.
- Сначала вспомним определение информации. Что такое информация?
Ответ: информация – это сведения об окружающем мире.
- Какие действия мы выполняем с информацией?
Ответ: Обработка, хранение, поиск, передача и т.д. (приведите примеры).
- А ценность информации зависит от ее свойств. Скажите с какими свойствами мы познакомились?
Ответ: Презентация “Информация и мы” <Приложение 1>.
Полнота. Например человек отправил письмо другу. На конверте он написал имя и фамилию друга, область, название населенного пункта, название улицы, номер дома и квартиры и индекс.
- Ребята, получит ли друг это письмо? (Беседа с учениками)
Достоверность – информация должна поступать без ошибочных сведений.
Например: вы едете в автобусе. кондуктор объявляет вашу остановку.
Понятность – информация должна быть понятной. (Письмо из Англии)
Полезность – информация должна быть полезной нам.
Например: врачи рекомендуют делать по утрам гимнастику. Полезную ли информацию дают врачи. Примеры.
Своевременность – информация должна поступать к нам вовремя.
Например: вы собираетесть в поход на несколько дней. Но по радио передали, что в ближайшие дни ожидаются сильные грозы. Как вы поступите?
- Как мы уже говорили информацию можно передавать и получать. А каким образом человек получает информацию?
- Ответ: с помощью органов чувств. Давайте проверим, каким образом можно получить информацию. Проведем такую игру.
Игра №1
Ученику завязываю глаза и он должен определить, какой предмет ему дали. (Блокнот, кассета, дискета)
- С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью рук, точнее кожей рук., т.е человек получает осязательную информацию. Человек узнает предмет на ощупь – теплый или холодный, мягкий или твердый, большой или маленький.
Оказывается кожа предупреждает нас об опасности. Например на морозе нам подсказывает: очень холодно не обморозь пальцы, уши и лицо! Старайтесь не ранить кожу, не допускайте ожогов, обморожения.
Игра №2: участнику необходимо устно объяснить понятие, не называя ее. (Рисунок собаки, яблоки, краски)
Ответить, что было задумано, за лучшее объяснение ученик получает медаль.
- Ребята, с помощью какого органа чувств вы получили информацию и какую информацию?
Ответ: с помощью ушей, то есть звуковую информацию.Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания.С помощью этого органа чувств мы принимаем чудесные звуки природы, музыку. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм.
Игра №3: участник должен нарисовать рисунок на интерактивной доске.
Пока он рисует, мы с вами будем загадывать загадки.
1. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
2. Весной пашут,
Летом поливают,
Осенью копают,
И урожай снимают. (Поле)3. Сам алый сахарный,
кафтан зеленый бархатный. (Aрбуз)4. Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала –
Опять побежала. (Река)5. Стальной конек по белому полю бекает,
За собой черные следы оставляет. (Ручка)6. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать дркг друга не могут. (Ноги)7. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
8. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)9. Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)10. Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы)
- Ребятя, что нарисовано на доске? (Ученики должны угадать нарисованный рисунок)
- Ребята, с помощью какого органа чувств вы получили информацию и какую информацию?
Ответ: с помощью глаз, то есть человек получает зрительную информацию.
- А чем помогает зрение?
Ответ: Зрение помогает различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко или близко. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор.
Игра №4. С помощью мимики и жестов, не произнося ни звука, нужно объяснить или показать животных.
III. Физкультминутка (на доске показывается рисунок медведя) <Рисунок 2>.
- Ребята, что вы видите на доске? (Медведя)
- Передайте мне информацию о медведях. (дикое животное, живет в лесу, есть белые медведи, зимой спят и т.д.) Молодцы.
- А теперь ребята все встали и представим себя медведями. И выполняем за мной движения.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
IV. Практическая работа.
- Как мы уже знаем для построения, коррекции, сохранения и получения “бумажных” копий рисунков и других изображений используется специальная программа. Это графический редактор Paint. Это программа для работы с гафической информацией.
- Давайте вспомним какие инструменты вы знаете? <Приложение 2>
Ластик. Закрашивает фоновым цветом.
Заливка. Позволяет заменить один цвет в рис. на другой.
Выбор цвета. Используя этот инструмент, можно выбрать любой цвет из уже имеющихся на рисунке.
Масштаб. Этот инструмент позволяет выбрать масштаб отображения рисунка на экране. Рисунок можно рассматривать с увеличением в 2, 4, 6, 8 раз.
Карандаш предназначен для рисования объектов произвольной формы. Для этого надо двигать мышь при нажатой левой клавише.
Кисть. Этот инструмент имитирует движение кисти художника по бумаге. Можно выбрать несколько различных конфигураций кисточек, которые появляются на дополнительной панели.
Распылитель позволяет наносить краску на поверхность не сплошным слоем, а как бы рассеивая отдельные капельки. Ширина следа распылителя может быть установлена в одно из трех положений (на дополнительной панели).
Надпись. Этот инструмент позволяет вставлять в рисунок различные надписи. При создании текста его можно оформлять различными гарнитурами, изменять размер и начертание шрифта. После того как надпись сформирована, она, как и графические примитивы, перестает быть самостоятельным объектом.
Линия, Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник. Эти инструменты позволяют создавать соответствующие графические примитивы.
Кривая строится в два этапа. Первый этап — построение прямой линии. Второй — это формирование изгиба. Для этого необходимо установить указатель возле предполагаемого изгиба и двигать мышь при нажатой левой кнопки до получения желаемого эффекта. Возможно формирование одного или двух изгибов.
Многоугольник. При формировании многоугольника сначала задается отрезок прямой, затем последовательными щелчками мыши указываются все вершины многоугольника. Линии между вершинами будут нарисованы автоматически.
Помимо инструментов рисования в графическом редакторе имеется палитра.
С ее помощью можно выбирать основной и фоновый цвета. Информация о том, какие цвета заданы в данный момент в качестве основного и фонового, представлена на панели текущих цветов.
- Ребята, сегодня вам, возможно, понадобится несколько инструментов.
Самостоятельная работа учащихся над созданием иллюстрации.
Задание 1. Алгоритм (полная информация). (Приложение 2, слайд 2, 3, 4).
Задание 2 (карточка 1).
Алгоритм (неполная информация)
Вписать пропущенные слова. Использовать алгоритм рисования в графическом редакторе клеточного поля, состоящего из 20 маленьких квадратов.
- Нарисуй квадрат, используя инструмент_____________________________________
- Выдели квадрат точно по периметру при помощи инструмента__________________
- Скопируй выделенный квадрат, выбрав команду____________ из меню __________
- Выполни команду _______________ из меню ________________________________
- Перемести появившуюся копию квадрата, присоединив ее к имеющимся на экране.
- Повтори _________раз пункты 4 и 5.
Задание 2 (карточка 2)
Алгоритм рисования солнца. (непонятная информация).
Определить порядок действий. Проставить в первом столбце номера действий, чтобы получился алгоритм рисования солнца и информация должна быть понятной. (Эта карточка для самостоятельной работы)
№ | Действие |
Выбрать инструмент Линия | |
Закрасить нарисованный круг | |
Выбрать инструмент Заливка | |
Нарисовать лучи | |
Выбрать в Палитре желтый цвет | |
Выбрать инструмент Овал | |
Нарисовать круг | |
Загрузить графический редактор: Пуск/Программы/Стандартные/Paint |
V. Домашнее задание
Написать писмо другу состоящий из 5 предложений
VI. Итог урока.
Понравился ли вам этот урок? Оценивание результатов работы. Молодцы.
Те кто не успел закончить свою работу, продолжит ее на следующем уроке. Дайте свое название картинке и сохраните ее.
Урок окончен до свидания.