Воспитательная система класса "Город мастеров"

Разделы: Классное руководство


Ведущий замысел воспитательной системы заключается в том, что в классном сообществе создается комфортная атмосфера для проявления творческих способностей, пробуждается интерес учащихся к реализации их природных талантов, школьники овладевают навыками самостроительства и самопознания.

Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию творчески активной, образованной личности, способной к самопознанию, самостроительству и самовыражению.

Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:

  • способствовать формированию в классе творческой и доброжелательной атмосферы, благоприятной для развития учащихся;
  • создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка;
  • содействовать развитию культуры общественных и формированию гуманных межличностных отношений;
  • формирование творческой активности школьников с использованием воспитательного потенциала литературного краеведения.

Чтобы достигнуть этих ориентиров, предполагается индивидуальное и коллективное самоопределение через осознание и принятие таких ценностей, как:

  • сотворчество (построение жизнедеятельности учащихся на основе собственных творческих устремлений в союзе с учителями и родителями);
  • свобода (право выбора пути проявления своей творческой активности );
  • любознательность (стремление познавать себя и мир);
  • инициативность (желание быть первым в познании нового);
  • оптимизм (уверенность в своих силах);
  • самообладание (умение контролировать свои действия и поступки в сложных ситуациях).

Большую роль в реализации спроектированного замысла воспитательной системы играют следующие заповеди жизни в классном коллективе:

1. Каждый член классного коллектива имеет право “сметь свое суждение иметь”.

2. Вдохновение приходит к тому, кто душевно спокоен.

3. Труд – это та сила, которая объединяет весь коллектив.

4. Без внутренней свободы нет счастья творчества.

5. Уверенность в своих силах – основа любого таланта.

6. Любознательный человек всегда будет успешным в жизни.

7. Школа – это прежде всего книга.

8. Радость труда – это красота бытия.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе “Город мастеров” является литературное краеведение, которое затрагивает все направления класса. В воспитательной системе – три этапа ( “этажи”), которые проходит каждый учащийся за весь период своего обучения с 5-го по 11-й класс.

1 этап – ознакомительный. Воспитание любви к литературе родного края, к искусству слова писателей и поэтов, связанных с Оренбуржьем (экскурсии по городу, посещение музеев и выставок, встречи с интересными людьми, чья жизнь связана с Оренбургом).

2 этап – участие в кружке “литературное краеведение”, где идет активная творческая работа по созданию собственных текстов, рисунков, таблиц, связанных с деятельностью выдающихся земляков.

3 этап – исследовательская деятельность. Участие в школьном научном обществе.

Механизм функционирования воспитательной системы.

Основным фактором воспитательной системы является литературное краеведение. Увлечение литературой родного края началось еще в конце 4-го класса, когда учитель познакомил ребят со сказками оренбургских писателей. Эта увлеченность переросла в систематические занятия в кружке литературного краеведения в 5-м классе, а затем в школьном научном обществе. В итоге ребята прошли большой путь от знакомства с творчеством оренбургских писателей до серьезных исследовательских работ, в результате класс стал выделяться на фоне остального школьного сообщества своей неповторимостью и своеобразием. А еще системообразующим фактором воспитательной системы является познавательная деятельность, организованная как “Путь к вершине творчества” и проходящая под девизом: “Каждому таланту – свою мастерскую!”.

Ежегодно разрабатывается программа, содержание которой связано с важнейшими литературными событиями в жизни Оренбургского края и России. Четыре секции в ней – это четыре мастерских, которые способствуют воспитанию у школьников чувства патриотизма, развивают творческие способности, формируют культуру общественных и межличностных отношений.

Название
мастерской
Ученик, его задачи и виды деятельности Учитель, его задачи и виды деятельности Родители,
их задачи и виды деятельности
Мастерская поэтов и художников Самостоятельное знакомство с произведениями оренбургских художников и поэтов; посещение библиотек, выставок, Интернет-сайтов, создание собственных произведений о родном крае. Формирование художественно – эстетического вкуса, содействие приобретению навыков образного мышления; посещение Дома литераторов, целенаправленные беседы о ценности произведений искусства, помощь в создании WEB-сайтов. Организовать деятельность своих детей, чтобы она была направлена на самопознание, самостроительство; обеспечением транспортом и обратной связью, участие в обсуждении детских произведений, помощь при оформлении и публикации.
Мастерская литературоведов Изучать теоретический и практический материал по теории литературы, знакомиться со статьями известных литературоведов; создавать собственные эссе, критические статьи, отзывы о прочитанном. Создавать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, способствовать развитию исследовательских навыков; помощь в создании проектов, индивидуальные консультации. Обеспечение условий для плодотворной работы учащихся, поддержание их творческой активности; помощь по организации встреч учащихся с преподавателями вузов.
Мастерская науки Изучать научную литературу о родном крае, научиться анализировать и сопоставлять научные факты и результаты; посещать занятия школьного научного общества. Развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательную активность; проведение экскурсий, классных часов, выступление с лекциями в других классах. Создавать комфортные условия для учащихся, следить за состоянием эмоционально-психической сферы ребенка; организация экскурсий по предприятиям города и области.
Мастерская туристов и исследователей Самостоятельно или в группе выбирать маршрут похода, продумывать план проведения предстоящего мероприятия; ведение дневников наблюдений, составление планов предстоящих исследований. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, контроль за здоровьем физическим состоянием учащихся; обеспечение участия учащихся в районных, областных, международных конкурсах Развивать интерес учащихся к занятиям исследовательской деятельностью; помощь в работе с архивными источниками, материальная поддержка по организации встреч с ветеранами, замечательными людьми города и т.д.

Схему данной системы см. рисунок 1.

Каждый год программа имеет свое направление. Так, 2006–2007 год был посвящен П.И. Рычкову, первому члену – корреспонденту Академии наук.

2005–2006 был посвящен 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

Чтобы работа по реализации функций данной воспитательной системы шла успешно, классный руководитель выбрал себе в помощники родительскую общественность. В союзе с ними класс плодотворнее включается в различные виды совместной деятельности, решает важные вопросы творческого развития учащихся. В “Городе мастеров” есть так называемая

“Площадь талантов” – библиотека, где организуются временные выставки учащихся, а иногда и родителей. Тематика их разнообразна: “Война и дети”,

“Мама, папа, город, я”, “Герои произведений оренбургских писателей в иллюстрациях учащихся” и др. Конечно, воспитательная система имеет более широкие внутренние связи и корни. И нельзя не признать, что в школьном сообществе класс занимает ведущее место по организации и проведению различных творческих и интеллектуальных мероприятий.

(См. Приложение 1).

Для оценки эффективности работы воспитательной системы я использую различный диагностический инструментарий. В нем представлены и критерии, по которым изучается система, и основные методики.

Что диагностирую Методика
1. Развитие качеств личности учащихся (на основе педагогических наблюдений) Методика А. Герасимова
2. Уровень развития творческого мышления Тест Е.Торренса
3. Уровень развития интеллекта (на основе анализа текущей и итоговой успеваемости). Школьный тест умственного развития (ШТУР)
4. Сформированность классного коллектива (эмоционально-психологические отношения); индивидуальность класса Методика А.Н. Лутошкина по определению степени удовлетворенности учащихся своим коллективом (социометрия)
5. Изучение удовлетворенностью учащихся и родителей жизнедеятельностью классного классного сообщества Методика А.А.Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”; методика Е.Н.

Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой школы