Ведущий замысел воспитательной системы заключается в том, что в классном сообществе создается комфортная атмосфера для проявления творческих способностей, пробуждается интерес учащихся к реализации их природных талантов, школьники овладевают навыками самостроительства и самопознания.
Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию творчески активной, образованной личности, способной к самопознанию, самостроительству и самовыражению.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
- способствовать формированию в классе творческой и доброжелательной атмосферы, благоприятной для развития учащихся;
- создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка;
- содействовать развитию культуры общественных и формированию гуманных межличностных отношений;
- формирование творческой активности школьников с использованием воспитательного потенциала литературного краеведения.
Чтобы достигнуть этих ориентиров, предполагается индивидуальное и коллективное самоопределение через осознание и принятие таких ценностей, как:
- сотворчество (построение жизнедеятельности учащихся на основе собственных творческих устремлений в союзе с учителями и родителями);
- свобода (право выбора пути проявления своей творческой активности );
- любознательность (стремление познавать себя и мир);
- инициативность (желание быть первым в познании нового);
- оптимизм (уверенность в своих силах);
- самообладание (умение контролировать свои действия и поступки в сложных ситуациях).
Большую роль в реализации спроектированного замысла воспитательной системы играют следующие заповеди жизни в классном коллективе:
1. Каждый член классного коллектива имеет право “сметь свое суждение иметь”.
2. Вдохновение приходит к тому, кто душевно спокоен.
3. Труд – это та сила, которая объединяет весь коллектив.
4. Без внутренней свободы нет счастья творчества.
5. Уверенность в своих силах – основа любого таланта.
6. Любознательный человек всегда будет успешным в жизни.
7. Школа – это прежде всего книга.
8. Радость труда – это красота бытия.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе “Город мастеров” является литературное краеведение, которое затрагивает все направления класса. В воспитательной системе – три этапа ( “этажи”), которые проходит каждый учащийся за весь период своего обучения с 5-го по 11-й класс.
1 этап – ознакомительный. Воспитание любви к литературе родного края, к искусству слова писателей и поэтов, связанных с Оренбуржьем (экскурсии по городу, посещение музеев и выставок, встречи с интересными людьми, чья жизнь связана с Оренбургом).
2 этап – участие в кружке “литературное краеведение”, где идет активная творческая работа по созданию собственных текстов, рисунков, таблиц, связанных с деятельностью выдающихся земляков.
3 этап – исследовательская деятельность. Участие в школьном научном обществе.
Механизм функционирования воспитательной системы.
Основным фактором воспитательной системы является литературное краеведение. Увлечение литературой родного края началось еще в конце 4-го класса, когда учитель познакомил ребят со сказками оренбургских писателей. Эта увлеченность переросла в систематические занятия в кружке литературного краеведения в 5-м классе, а затем в школьном научном обществе. В итоге ребята прошли большой путь от знакомства с творчеством оренбургских писателей до серьезных исследовательских работ, в результате класс стал выделяться на фоне остального школьного сообщества своей неповторимостью и своеобразием. А еще системообразующим фактором воспитательной системы является познавательная деятельность, организованная как “Путь к вершине творчества” и проходящая под девизом: “Каждому таланту – свою мастерскую!”.
Ежегодно разрабатывается программа, содержание которой связано с важнейшими литературными событиями в жизни Оренбургского края и России. Четыре секции в ней – это четыре мастерских, которые способствуют воспитанию у школьников чувства патриотизма, развивают творческие способности, формируют культуру общественных и межличностных отношений.
Название мастерской |
Ученик, его задачи и виды деятельности | Учитель, его задачи и виды деятельности | Родители, их задачи и виды деятельности |
Мастерская поэтов и художников | Самостоятельное знакомство с произведениями оренбургских художников и поэтов; посещение библиотек, выставок, Интернет-сайтов, создание собственных произведений о родном крае. | Формирование художественно – эстетического вкуса, содействие приобретению навыков образного мышления; посещение Дома литераторов, целенаправленные беседы о ценности произведений искусства, помощь в создании WEB-сайтов. | Организовать деятельность своих детей, чтобы она была направлена на самопознание, самостроительство; обеспечением транспортом и обратной связью, участие в обсуждении детских произведений, помощь при оформлении и публикации. |
Мастерская литературоведов | Изучать теоретический и практический материал по теории литературы, знакомиться со статьями известных литературоведов; создавать собственные эссе, критические статьи, отзывы о прочитанном. | Создавать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, способствовать развитию исследовательских навыков; помощь в создании проектов, индивидуальные консультации. | Обеспечение условий для плодотворной работы учащихся, поддержание их творческой активности; помощь по организации встреч учащихся с преподавателями вузов. |
Мастерская науки | Изучать научную литературу о родном крае, научиться анализировать и сопоставлять научные факты и результаты; посещать занятия школьного научного общества. | Развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательную активность; проведение экскурсий, классных часов, выступление с лекциями в других классах. | Создавать комфортные условия для учащихся, следить за состоянием эмоционально-психической сферы ребенка; организация экскурсий по предприятиям города и области. |
Мастерская туристов и исследователей | Самостоятельно или в группе выбирать маршрут похода, продумывать план проведения предстоящего мероприятия; ведение дневников наблюдений, составление планов предстоящих исследований. | Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, контроль за здоровьем физическим состоянием учащихся; обеспечение участия учащихся в районных, областных, международных конкурсах | Развивать интерес учащихся к занятиям исследовательской деятельностью; помощь в работе с архивными источниками, материальная поддержка по организации встреч с ветеранами, замечательными людьми города и т.д. |
Схему данной системы см. рисунок 1.
Каждый год программа имеет свое направление. Так, 2006–2007 год был посвящен П.И. Рычкову, первому члену – корреспонденту Академии наук.
2005–2006 был посвящен 60-летию победы в Великой Отечественной войне.
Чтобы работа по реализации функций данной воспитательной системы шла успешно, классный руководитель выбрал себе в помощники родительскую общественность. В союзе с ними класс плодотворнее включается в различные виды совместной деятельности, решает важные вопросы творческого развития учащихся. В “Городе мастеров” есть так называемая
“Площадь талантов” – библиотека, где организуются временные выставки учащихся, а иногда и родителей. Тематика их разнообразна: “Война и дети”,
“Мама, папа, город, я”, “Герои произведений оренбургских писателей в иллюстрациях учащихся” и др. Конечно, воспитательная система имеет более широкие внутренние связи и корни. И нельзя не признать, что в школьном сообществе класс занимает ведущее место по организации и проведению различных творческих и интеллектуальных мероприятий.
(См. Приложение 1).
Для оценки эффективности работы воспитательной системы я использую различный диагностический инструментарий. В нем представлены и критерии, по которым изучается система, и основные методики.
Что диагностирую | Методика |
1. Развитие качеств личности учащихся (на основе педагогических наблюдений) | Методика А. Герасимова |
2. Уровень развития творческого мышления | Тест Е.Торренса |
3. Уровень развития интеллекта (на основе анализа текущей и итоговой успеваемости). | Школьный тест умственного развития (ШТУР) |
4. Сформированность классного коллектива (эмоционально-психологические отношения); индивидуальность класса | Методика А.Н. Лутошкина по определению степени удовлетворенности учащихся своим коллективом (социометрия) |
5. Изучение удовлетворенностью учащихся и родителей жизнедеятельностью классного классного сообщества | Методика А.А.Андреева “Изучение
удовлетворенности учащихся школьной жизнью”;
методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой школы |