Обобщающий заключительный урок по теме "Мир астрономии"

Разделы: Астрономия, Общепедагогические технологии


Цели урока:

образовательные: систематизация и углубление знаний учащихся по теме, обобщение пройденного материала, развитие умения логически мыслить и чётко формулировать ответ.

воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за сохранение природы.

развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.

Оборудование: таблички с надписями лаборатории, вопросы задания для каждой группы учащихся, рисунки учащихся по данной теме, музыка из кинофильма “Секретные материалы”.

“Без истории, астрономии мы не можем ничего
– оценить ни в истории человечества
– ни в истории Вселенной”

Никола Камиль Фламмарион.

1. Учащиеся разбиваются на лаборатории.

  • Лаборатория “Земля”
  • Лаборатория “Луна”
  • Лаборатория “Солнце”
  • Лаборатория “Солнечная система”
  • Лаборатория “Астероид”
  • Лаборатория “Метеорит”

2. Выбирается руководитель лаборатории (записываются сотрудники лаборатории; оценивает их работу; следит за дисциплиной во время работы; заполняет листок лаборатории).

Ф.И.сотрудника

Персональная оценка сотрудника

Оценка лаборатории

Штрафные баллы

Итог

         
         
         

Конкурс “Карусель вопросов”

  • Всего 50 вопросов.
  • За каждый правильный ответ на вопрос лаборатория получает 1 балл.
  • Каждой группе-лаборатории даётся по 1 минуте.
  • Выигрывает та лаборатория, которая получила больше баллов.
  1. Астрономия изучает…(небесные тела)
  2. Ученый, создавший систему мира, в центре которой располагается Солнце…(Н.Коперник)
  3. Планета Марс относится к планетам… (Земной группы)
  4. Самая большая планета Солнечной системы – это… (Юпитер)
  5. Ближайшая к Солнцу планета – это… (Меркурий)
  6. Созвездие – это… (Участок неба с расположенными на нём звёздами)
  7. Первый лунный календарь создали – … (Шумеры)
  8. Какие календарём мы пользуемся в настоящее время? (Григорианским)
  9. Самая яркая звезда неба северного полушария – это (Венера)
  10. Каково происхождение названия месяца март? (От римского бога войны Марса)
  11. Диаметр Солнца в _____ раз больше диаметра Земли. (В 109)
  12. Местоположение Луны при солнечном затмении… (Между Землёй и солнцем)
  13. В состав Солнечной системы входят: … (Планеты, кометы, астероиды, метеориты)
  14. Метеор – это… (Световое явление, возникающее при вторжении в атмосферу твёрдых частиц)
  15. Планеты обращаются по… (Эллипсу)
  16. И.Ньютон открыл … (Закон всемирного тяготения)
  17. Астрономии переводится … (ASTRON – звезда, NOMOS – закон)
  18. Пифагор предположил, что … (Земля – шар)
  19. Первая система мира была предположена … (Аристотелем)
  20. Система мира по Птолемею получила название … (Геоцентрическая)
  21. Назови выдающихся учёных Востока… (Бируни, Омар, Хаяйан. Улугбек)
  22. Древний прибор астрономии… (Гномон)
  23. Современные методы исследования Космоса… (Фотограф, радиолокаторы, радиотелескопы)
  24. Кто первый направил телескоп в звёздное небо? ... (Галилей)
  25. Перевод слова телескоп – … (дальновидец)
  26. Кто изготовил новый вид телескопа – зеркальный? … (И. Ньютон)
  27. Когда произвели запуск первого искусственного спутника в СССР? … (4 октября 1957 г.)
  28. Основоположник космонавтики … (К.Э.Циолковский)
  29. Выдающийся конструктор ракетно-космических систем … (К.Э.Циолковский)
  30. Первый полёт человека в космос… (12 апреля 1961 г. с космонавтом Гагариновым)
  31. Название нашей Галактики… (Млечный путь)
  32. Самая яркая звезда неба… (Сириус)
  33. Самая далёкая и холодная планета – это… (Плутон)
  34. Самая главная звезда в жизни человека – это … (Солнце)
  35. Астероид – это (Малая планета или звездоподобное небесное тело)
  36. Чьи космонавты первыми высадились на Луну? … (Американцы Нил Армстронг и Эдвин Олдрин 21 июня 1969 г.)
  37. Когда возникла солнечная система? … (4,5–5 млрд. лет)
  38. Какая планета названа в честь римской богини любви и красоты? … (Венера)
  39. У какой планеты диаметр равен 12.740 км ? ... (Земля)
  40. Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс)
  41. Какая планета имеет самую большую спутниковую систему? (Сатурн–17)
  42. Что такое Комета? … (Холодное небесное тело, состоящее из замерзших газов, паров воды и твердых частиц)
  43. Сколько известно созвездий? … (88)
  44. В каком созвездии располагается Полярная звезда? … (Б. Медведицы)
  45. Когда происходит полное лунное затмение? … (Земля между солнцем и Луной, Луна попадает в земную тень)
  46. Температура на поверхности солнца составляет … (+6000 градусов Цельсия)
  47. В каком году появилась секундная стрелка? … (В 1760 г.)
  48. Были солнечные, песочные и … часы. (Водные)
  49. Что такое метеорит? (Остаток космического тела, упавший на Землю)
  50. Перечислите планеты – гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Конкурс “Что это?”

  • Каждая лаборатория получает листок с заданием.
  • Обсуждение происходит в группе-лаборатории.
  • На вопросы отвечает руководитель лаборатории.
  • На подготовку даётся 10 минут.
  • За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

Задания для лаборатории “Земля”

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое Земля?
  2. Какое место занимает в Солнечной системе?
  3. Какова форма Земли? Кто первый предположил, что Земля имеет такую форму?
  4. Что такое ось Земли?
  5. Что является доказательством вращения Земли вокруг оси?
  6. За какое время Земля совершит полный оборот вокруг Солнца?

На вопросы отвечает руководитель лаборатории.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания для лаборатории “Луна”

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое Луна?
  2. Каковы её размеры и форма?
  3. Почему мы видим только одну сторону Луны?
  4. Как изучают Луну?
  5. Что означает число 380.000 км?
  6. Чем отличается Луна от Земли?

Задание для лаборатории “Солнце”

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое Солнце?
  2. В каком состоянии находятся вещества на Солнце?
  3. Почему нам кажется, что Солнце и Луна имеют одинаковые размеры?
  4. Расскажите о значении Солнца для Земли?
  5. Что означают эти числа: +60000С; 150 млн. км2 ?
  6. Можно ли смотреть на Солнце? Почему?

Задания для лаборатории “Солнечная система”

Ответьте на вопросы:

  1. Что входит в состав Солнечной системы?
  2. Какие планеты получают от Солнца больше тепла и света, чем Земля?
  3. Почему планеты видны с Земли как яркие светящиеся точки?
  4. Назовите планеты земной группы в порядке удаления от Солнца.
  5. Назовите планеты-гиганты?
  6. Назовите самую большую планету Солнечной системы.

Задания для лаборатории “Астероид”

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое астероиды, в чём сходство и различия с планетами?
  2. Чем планеты отличаются от звёзд?
  3. Что такое созвездие? Сколько насчитывается созвездий?
  4. Каков механизм солнечного затмения?
  5. Яркая звезда в Северном полушарии?
  6. Причина смены времён года на планете Земля?

Задание для лаборатории “Метеорит”

Ответьте на вопросы:

  1. Современные методы изучения астрономии.
  2. Какое строение имеет комета?
  3. Почему комета становится видна только при приближении к Солнцу?
  4. В чём причина явления, которое называется метеор?
  5. Что такое метеорит??
  6. Название Галактики, в которой мы живём. Какое созвездие является центром нашей Галактики?

Конкурс “Театр-мим Вселенной”
(домашнее задание)

  • Каждая лаборатория должна изобразить один из запомнившихся эпизодов из астрономии.
  • Лаборатории по очереди показывают свои пантомимы, а другая лаборатория должна отгадать.
  • За правильный ответ – 5 баллов.

Пауза между конкурсами.

Учитель: “Мы с вами хорошо поработали, предлагаю отдохнуть, совершив путешествие по Вселенной” (просмотр слайдов с музыкальным сопровождением).

Конкурс “Перепутаница”

Учитель: “Ребята, мы знаем жизнь пока существует на планете Земля, но не все галактики во Вселенной найдены и изучены – такой наукой как внегалактическая астрономия и космология.

Давайте с вами пофантазируем!!!

Представьте, далёкая планета Мелмок, на которой живут существа невысокого роста, имеют 8 желудков, на десерт ловят кошек… Одного вы знаете под именем Альф.

Внимание! Альф пишет письмо своим собратьям. Он просит вас прочитать письмо и найти ошибки (не грамотические) и написать наш звёздный адрес”.

  • Каждая правильно найденная ошибка – 1 балл.
  • За правильное написание звёздного адреса – 2 балла.

ПИСЬМО

Дорогие мои собратья с планеты МЭЛМОК!

  1. Земля – это уникальная планета!
  2. Она является, по видимому, центром Вселенной.
  3. Земля, единственная мне известная планета, на которой есть жизнь. Здесь тепло, много воды.
  4. А тепло, потому что Земля располагается на 4 месте от Солнца.
  5. Я слышал, что Земля вращается вокруг своей оси за 365, 24 суток.
  6. А вот период обращения Земли вокруг Солнца происходит за сутки и можно наблюдать смену времён года (весна, лето, осень, зима).
  7. У планеты Земля много спутников, как у Сатурна – 17, но пока я видел только один спутник – Луну.
  8. Мне очень нравится на планете ЗЕМЛЯ!

Мой звёздный адрес: Альф 5 ноября 2007 год.

Правильные ответы:

2 пред.– Земля не является центром Вселенной.

4 пред. – Земля располагается на 3 месте от Солнца.

5 пред. – Вращается вокруг своей оси за 24 суток.

6 пред. – Период обращения вокруг Солнца за 365,24 суток.

7 пред.– Один спутник – Луна.

Звёздный адрес:

  1. Планета Земля.
  2. Система звезды Солнца (солнечная система).
  3. Галактика Млечный путь.
  4. Метагалактика.
  5. Вселенная.