Цели:
- Работать над дифференциацией звуков С–Ш, соблюдением норм орфоэпии, составлением ритмического рисунка к словам, работать над интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
- Развивать умение различать речевой материал на слух и слухозрительно по теме, с образовательных уроков, разговорно-обиходного характера; развивать мышление, воображение, память, восприятие.
- Воспитывать эстетические чувства, интерес к народным промыслам, уважение к труду народных мастеров; интерес к занятиям.
Оборудование: набор хохломской посуды (кувшин, поднос, чашки, ложки), картины с изображением хохломских изделий, коробочка, таблички с речевым материалом, доска для записей, фломастеры.
I. Организационный момент.
Доброе утро! (Доброе утро, М.В.)
Как ты меня слышишь? (Я слышу Вас хорошо)
Ты готов к уроку? (Я готов к уроку)
Какой сейчас урок? (Урок развития слуха и формирования произношения)
II. Дифференциация звуков. Продолжим работу над звуками С–Ш.
- Какие это звуки? С – согласный, глухой, свистящий. Ш – согласный, глухой, шипящий.
- Назови изделия, которые ты видишь перед собой. Кувшин, поднос, чашки, ложки.
- Какая это посуда? Хохломская посуда.
- Послушай. Повтори. Расписные чашки, растительный узор, расписывают красками, пишут мастера, широкая кисть, мастера промысла.
- Вставь пропущенные буквы. Прочитай. Как же хороша хохломская роспись! Красота и радость вошли в наш дом с Хохломой.
- Послушай. Прочитай. Поставь орфоэпические знаки. Красива, удобна деревянная посуда!
- Какие здесь орфоэпические правила? В слове посуда безударное -о- говорим как -а-. В слове деревянная двойные согласные звуки говорим как один звук.
III. Фразы разговорно-обиходного характера.
- Какие народные промыслы ты знаешь? Гжель, кружева, Хохлома.
- Какой народный промысел тебе больше всего нравится?
- Чтобы ты хотел сделать сам? (Я хотел бы расписать что-нибудь хохломским узором)
IV. Ритмико-интонационные упражнения.
- Послушай слова. Поставь ударение. Составь схемы слов. Хохлома, деревянные, ложки, роспись.
- На какую тему слова? Хохлома.
- Что такое Хохлома? Это народный промысел.
- Послушай предложения. Повтори. Какой знак в конце? Из чего делают хохлому?Чудо как хороши!
V. Работа над текстом.
Над каким текстом работаем? Хохлома
1. Чтение текста учителем (за экраном).
2. Ответы на вопросы по тексту:
- Из чего делают хохлому?
- Откуда пошло название “хохлома”?
- Как изготавливают хохлому?
- Какими узорами расписывают хохломские изделия? Прочитай из текста.
3. Продолжи предложения (на слух):
Особенно прославились изделия …
Красота русской природы …
Красный, желтый, …
4. Подбери прилагательные к слову “хохлома”
Деревянная, золотая, нарядная, красивая, яркая, праздничная, расписная хохлома.
Составь предложение с одним из словосочетаний
Деревянная хохлома – удобная и красивая посуда.
5. “Угадай, что это?”
Я принесла какой-то предмет. Догадайся, что это? Задавай мне вопросы. Я буду отвечать.
- Какого размера этот предмет?
- Это небольшой предмет.
- Какого цвета?
- Черного, золотого, красного цветов.
- Это хохлома?
- Да.
- Это посуда?
- Да.
- Как используют этот предмет?
- Им едят.
- Я знаю, что это! Это хохломская ложка.
6. Послушай словосочетания и предложения.
Повтори (без аппарата, шепотом). Хохломские изделия, народный промысел, праздничная роспись; хохлома, роспись. Хохломская роспись праздничная, нарядная.
VI. Задания развивающего характера.
Послушай. Повтори по порядку. Хохлома, узор,
изделия, посуда
Лишнее слово голубой, потому что голубого цвета нет в хохломской росписи.
VII. Фразы с общеобразовательных уроков.
Послушай словосочетания. Повтори. Из какого предмета? График функции, линейная функция, координатная плоскость, независимая переменная, область определения функции.
VIII. Контрольные фразы (на слух, на расстоянии).
- Хохлома – это народный промысел.
- Красота русской природы отразилась в узоре.
- Пишут мастера свои узоры людям на радость.
IX. Итог занятия.
Какая была тема на уроке?
Что ты узнал нового?
Ты доволен своей работой на уроке?
Ты работал хорошо. Молодец.