Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Понятие рефлексии в историческом ракурсе, восходящее ещё к Дж. Локку, открывает в ней сначала способность человека “познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы”. Затем эта способность, обозначенная П. Тейяром как отличительно человеческая способность, характеризуется тем, что человек уже “не просто знает, а знает, что знает”.

Итак, рефлексия умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. [1]

Одна из центральных задач образования – формирование активной созидательной личности, способной к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации её возможностей.

Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе и в конечном итоге “потолок его достижений”. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. [4]

Было доказано, что при обращении к анализу субъектом оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Поэтому на учебных занятиях большое значение необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. [2]

Рефлексивность и критичность при самооценке — важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске — поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности.

Полезно стимулировать развитие у учащихся умений самоанализа и самооценки, используя такие средства, как сочинение “Мои достижения”, “Письмо в будущее”, игру “Машина времени” (дети пишут себе письмо в будущее, отмечая, что они хотят научиться делать, что хотят узнать, что будут уметь через год, через два года, пять лет и т.д.)

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Думаю, что начать надо с развития следующих видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной (групповой) формах.

При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. [3] Для реализации данного вида рефлексии я использую следующие приёмы: (образцы карточек в файлах постоянно находятся на партах учащихся).

Образец № 1

To achieve the aim of the lesson I’ll have to…/I should… (use…/ look at…/ remember…/review…/ be…/open…/

To fulfill the task I should/must… (use…/ look at…/remember…/review…/ be…/open…/

Для учащихся младшего подросткового возраста очень важна оценка их учебной и познавательной деятельности. Поэтому в карточке рефлексии содержания учебного материала я обращаю на это внимание.

Образец № 2

Чтобы достичь цели, надо, прежде всего, к ней идти!

I want to receive a good mark today. That’s why I should

  • be attentive, emotional, active;
  • listen to my classmates, to my teacher;
  • ask and answer different questions;
  • participate in discussion;
  • review some words and grammar rules;
  • read a lot;
  • open the book at page….

Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. На одном из этапов урока я предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения.

Образец № 3

Say what you have just done and how you’ve done it.

I (we) have just

  • read an extract from the fairy-tale “…”;
  • acted out the dialogue;
  • practiced grammar;
  • asked and answered different questions;
  • played a game;
  • written a test;
  • retold the story…;
  • reviewed the words.

В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).

Образец № 4

Finish the sentences:

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо также учить детей, как мы учим их знаниям, умениям, навыкам, самостоятельному мышлению.

Образец № 5

Кроме того, стимулирую учащихся использовать данный вид рефлексии при комментировании отметок за выполненные задания и называть те знания и умения, которые усвоил или проявил ученик.

Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант (я им пользуюсь на начальном этапе обучения иностранному языку) – учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению: выберите рисунок, который соответствует Вашему настроению: Choose the drawing that reflects your spirits: (можно предложить и подбор других рисунков). Данный вид рефлексии можно использовать в начале и в конце урока одновременно, чтобы учитель мог судить, как меняется настроение учащихся.

Эффективен приём “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

В среднем звене и на старшей ступени я предлагаю учащимся следующие опоры, которые постоянно находятся на их столах.

Образец №6

What emotions do you feel?

I feel

Сначала предлагаю высказывать свои мысли всем желающим, но постепенно в этот процесс включаются и остальные ребята.

На этапе чтения по методике Зайцева ребёнок должен осознавать, для чего он это делает.

Образец №7

Why is reading useful?

Reading is useful because it helps us to:

  • broad our mind;
  • get knowledge;
  • learn something new;
  • develop and improve our speech;
  • brush up our English…

Развитие рефлексивных способностей учащихся призвано облегчить вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями. Наряду с тем, что он должен уметь осуществлять разные виды деятельности, пользоваться новыми информационными технологиями, он должен быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты. Поэтому мне всегда интересно узнавать мнение выпускников об эффективности нашей педагогической деятельности. В связи с этим я разработала анкету для учащихся, заканчивающих школу и использую её обычно на последнем уроке английского языка. На результаты анкетирования опираюсь в своей дальнейшей работе.

Dear school-leaver, answer the following questions, please.

Has the school taught you to…?

Yes

No

1 work with books    
2 make brief notes    
3 express your opinion    
4 love and respect people    
5 avoid problems    
6 solve problems    
7 love your country    
8 take any decision yourself    
9 be responsible    
10 be proud of your country    
11 understand the world    
12 protect the nature    
13 be confident    
14 achieve the goal    
15 be independent    
16 be in a team    
17 be proud of yourself    
18 develop your abilities    
19 be tolerant    
20 not to be in despair, if you loose    

Has the school helped you to…?

1 prepare for your future life    
2 prepare for your future profession    
3 choose your future profession    
4 believe in yourself    
5 broad your mind    
6 solve some problems    
7 earn money    
8 not to feel lonely    
9 develop your skills    
10 learn your traits of character    
11 improve(change) your traits of character    
I wish the school had taught me…
  • to …
  • to…
  • to…

Итак, посредством рефлексивных действий ученик осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков. Высокий уровень развития самооценки соотносим с наличием у учащегося умения обосновывать её, актуализировать используемые средства её обеспечения. [1] Чтобы добиться успехов в этой области, необходимо теснейшее сотрудничество с коллегами. К тому же постоянно встает вопрос: как организовать учащихся с целью развития у них рефлексии на каждом уроке не в ущерб программе? Проблема заключается и в отсутствии сформированной, чётко направленной психологической помощи (из-за перегруженности психолога школы) учащимся и преподавателям, которая предполагала бы проведение диагностик, тренингов, направленных на формирование навыков кооперативной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
  2. Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула, 2003.
  3. Научно-методический журнал “ Иностранные языки в школе” № 1 2005 год,  № 2 2005 год.
  4. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство Союз, 2000.