Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Программное содержание: Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.

Материал: Иллюстрации по данной теме и из рассматриваемых сказок.

Методика: Занятия проходит в форме беседы – диалога с элементами обсуждения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.

А преступник – гадости,
Чтоб ребенка усыпить,
Фанту даст ему попить,
В очень вкусные конфетки
Сунет сонные таблетки.
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку.
Надо помнить: такая еда
Принесет вам немало вреда!

Сейчас мы рассмотрим опасности, которые могут подстерегать нас возле дома и на улице.

И так первая ситуация:

1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей)

И так из всего вами сказанного выводим правила: стой там, где их потерял, если их долго нет обратитесь за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.

2. Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и завет покататься на автомобиле, ваши действия? (Мнения детей)

И так из всего вами сказанного выводим правила:

а) идя на улицу ставить родителей в известность, где вы будите играть;

б) ели уже стемнело лучше вернуться домой;

в) не принимай от незнакомых взрослых угощенья;

г) никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;

д) не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, пустырь или другие безлюдные места.

3. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу, и почувствовал, что кто-то бежит за тобой, что предпримем? (Мнения детей)

А теперь подытожим:

а) не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;

б) если он применяет силу – сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек”

в) на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.

4. Ситуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги, ваши действия? (Мнения детей)

И так выводим правила:

а) со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть свои сверстники;

б) если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или проголодался и бегом домой;

в) если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя, домой обязательно расскажи родителям;

г) умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию – залезть на крышу, пойти одним в лес.

5. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Сказочные герои”. Правило игры: педагог показывает иллюстрации с изображением героев сказок: “Буратино”, “Кот, петух и лиса”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о спящей царевне”, “Волк и семеро козлят”, “Дудочка и кувшинчик”, “Колобок”; а дети должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.

6. Подвести итог занятия:

Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо “Нет!”
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо “Нет!”

Затем предлагается провести тренинг.

7. Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,

Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд спасите меня!

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.

В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают “чужого человека” и “ребенка”, которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли “похищенного” побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т.д.

Интеллектуальная телевикторина
“Турнир эрудитов”

Программное содержание: Закрепить понятие ОБЖ; сформировать умение действовать правильно в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о правилах техники безопасности в быту на улице. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Воспитывать уверенность в своих силах.

Материал: Телевизор с магнитофоном, аудиокассета с музыкой, кассета на которой записаны вопросы сказочных животных. Волшебный ящик, в котором лежит 3 мешочка с изображением: утюг, фен, игрушечная газовая плита, спички, нож и ножницы. Мнемотаблицы и дорожные знаки; карточки с номерами телефонов службы спасения в 2-х экземплярах; карточки с изображением органов человека: легкие, сердце, глаз, ухо, мозг, пищевод, ноги, руки и т.д. План-схема здания детского сада в 3-х экземплярах. Цветы на всех гостей, пришедших на занятие. Эмблемы 3-х команд. Вопросы для зрителей. Цветные ценники для отметки балла.

Ход игры:

Воспитатель: Уважаемые гости сегодня вашему вниманию мы представляем интеллектуальную телеигру “Турнир эрудитов”. Просим вас принять активное участие. На ваших стульчиках располагались вопросы, каждый имеет свой цвет. По ходу игры я буду обращаться к вам, а вы зачитываете вопрос четко и ясно. Начинаем игру

- И так наши эрудиты!

Звучит музыка, входят дети и располагаются полукругом. Они поделены на три команды. Каждая команда обозначена знаковыми эмблемами.

Сегодня мы проводим турнир эрудитов. В турнире учавствуют три команды: “Знайки”, “Почемучки”, “Умники”. Против вас, эрудиты, играют телезрители и гости студии. Ваша задача. Как можно больше собрать огоньков. Начало турнира объявляю открытым!

На земле жизнь светла и прекрасна
Все мы дети природы родной
Но не мало явлений опасных
Угрожает нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся. Будь смелым
Подави страх невольный в душе
Чтобы грамотно браться за дело
Юный друг. Изучай ОБЖ! (Ю.Форостенко)

Уважаемые эрудиты. Что входит в понятие ОБЖ? Совершенно верно ОБЖ – это основы безопасной жизнедеятельности.

Первый труд “Школа светофора”
(на телеэкране выступает Дядя степа)

Я прочту стихи сейчас
Я начну. А вы кончайте
Хором, дружно отвечайте
Вот зажегся красный свет
Всем известно, хода… (нет)
С вами так условимся
Желтый… (приготовимся)
А зеленый говорит
Путь для вас сейчас… (открыт).

Дядя Степа: Вы оправдали звание эрудитов. А сейчас вам задание высший класс! Я высылаю вам задание в конверте. (Отключение телевизора).

Ведущий: Конверт от Дяди Степы уже у нас в студии (открывает конверт и зачитывает вопрос). Логика для современного человека весьма важна, поэтому найдите и назовите сходство между квадратами на мнемотаблицах (игра по мнемотаблицам).

Еще одно задание:

- Узнайте и покажите из имеющихся знаков нужный знак.

  • пешеходный переход;
  • проезд запрещен;
  • осторожно, дети.

А сейчас блиц-опрос игра с гостями нашей студии. Вопросы задают с желтых карточек.

  1. Можно ли выходить из автобуса, если двери закрываются?
  2. Мальчик с любопытством рассматривая улицу выглядывает в открытое окно автобуса и машет рукой проезжающему мимо транспорту. Правильно ли он поступает?
  3. Можно ли играть на проезжей части улицы?

Ведущий: Молодцы! Первый тур пройден успешно. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка “Машины”.

На улице нашей

Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие,
Спешат грузовые
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как-будто живые
Эй, машины, полный ход
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю. (Я.Тайц)

Дети двигаются по кругу топающим шагом держа в руках воображаемый руль.

Поворачиваются на 180° и продолжают движение.

Ставят руки на пояс и выполняют пружинящие приседания.

Ведущий: Объявляется начало второго тура “Волшебный сундучок”. Внимание на экран, вопрос задается один раз (на телеэкране появляется Кощей Бессмертный).

“Я Кощей зовусь Бессмертный
Вы ответ мне дайте верный
И предметы назовите
Чем страшны они скажите!”

В группу ввозится сундучок в нем три мешочка с разрезанными картинками на которых изображены: утюг, газовая плита, затем рассказывают правила обращения с этими предметами.

Предметы для команды “Знайки”: утюг, фен, все предметы являются электроприборами. Уходя из дома. Проверьте, выключены ли электроприборы и свет. Если нет, то нужно попросить взрослых обязательно их выключить. Не прикасайтесь к тому, что находится под током электрического тока, не трогайте руками висящий или торчащий провод, не наступайте на него. Если от работающего телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо сразу позвать взрослых.

Предметы для команды “Почемучка”: газовая плита, спички. Без взрослых никогда не включайте газ. помните – что спички детям не игрушка. Не оставляйте включенной не зажженную газовую горелку. Если пахнет газом, а ты дома один, надо срочно вызвать аварийную службу газа по телефону 04, позвонить родителям на работу или позвать на помощь соседей.

Предметы для команды “Умники”: нож, ножницы, иголка. Работать этими предметами можно только в присутствии взрослых, очень аккуратно, чтобы не порезаться и не уколоться. Когда нарезается хлеб или овощи, не держите пальцы близко к лезвию. Работая ножницами, нужно опускать их концы вниз. Поработав нужно обязательно убрать режущие и колющие предметы на место. Нельзя нож брать за острие, а иголки держать во рту. Нельзя бегать и размахивать ножом и ножницами.

Пальчиковая игра “Наперсток”

Вышивает, шьет иголка

Пальцу больно
Пальцу колко
А наперсток в тот же миг
К нам на пальчик прыг!
Говорит иголке “Шей!”
А колоться ты не смей! (М. Кульская)

Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный палец левой руки.

Делают движение, как будто надевают наперсток на палец левой руки.

“Шьют”. Грозят указательным пальцем левой руки.

Ведущий: Вот и наступило время 3 тура. “Школа Айболита” (с телеэкрана вопросы задает Айболит)

Со здоровьем дружим мы
И я, и ты, и вы
Вы картинки получите
И орган быстро изобразите.

Ведущий из конверта достает карточку с изображением органов человека. Располагает карточки веером и дети выбирают по 1 карточки на команду. Дети изображают орган, а гости студии должны отгадать, что это.

Ведущий: И вновь блиц-опрос гостей студии. Вопросы задают с белых карточек.

  1. Почему человек заболевает?
  2. Как отличить больного человека от здорового?
  3. Какие существуют правила обращения с лекарствами?

Ведущий: 4 тур. “Чрезвычайные ситуации” (на телеэкране появляется волк и поет песню).

Вы ребятушки отворяйтеся
И засовы все отпирайтеся
Я принес для вас и конфеточки
И бараночки мои деточки
Как поступите в данном случае
Жду ответ от вас, очень мучаюсь.

Дети команды, которая первая готова отвечать на этот вопрос, перечисляют правила поведения, когда ты дома один. Другие команды дополняют данный ответ.

  1. А сейчас блиц-опрос по оранжевым карточкам.
  2. Подъехала красивая машина. Незнакомец предлагает вам сесть в нее и показать дорогу к магазину. Что вы сделаете?
  3. Какие правила нужно соблюдать, выходя на улицу?
  4. Что делать, если ты потерялся?

Подведение итогов. По количеству огоньков на бейджиках команд ведущий определяет лидирующую команду.

Ведущий: К нам на телеэкран рвется новый игрок. Поэтому спешим объявить 5 тур “Красный огонек”. Внимание на экран (вопрос задает дракон).

Я веселый зверь Дракон
Мой лучший друг – красный огонь
Очаг возгорания определите
Пути эвакуации вы покажите.

Задание для всех команд. Каждой команде раздается свой схематичный план здания с очагом возгорания. Дети на этих картах показывают пути эвакуации из здания.

Ведущий: И вновь блиц-опрос. Вопросы командам задаются с красных карточек.

  1. Назовите причины возникновения пожаров и методы их избежания?
  2. Каковы правила поведения при пожаре?
  3. Если в квартире возник пожар, к какой службе спасения ты обратишься, выйдя из дома?

Ведущий: Вы прекрасно отвечали, давайте немного поиграем. Игра “Чей кружок быстрее соберется”. В разных сторонах зала ставятся стулья с таблицами “01”, “02”, “03”. Дети встают в кружок у своих стульев под музыку двигаются по кругу, разбегаются по залу. Ведущий в это время меняет таблички местами. При остановке музыки – дети должны постараться собраться в кружок у таблички со своим номером телефона. Выигрывает команда сделавшая это первая.

Ведущий: Заключительный тур. Внимание на экран (задает вопрос цветок).

Я цветочек, живое создание
Охраняйте леса и поля мироздания
Вы загадку мою отгадайте
И беречь ее не забывайте!
Цветочек загадывает загадку о природе

В задании участвуют все три команды. Огонек получает команда первая назвавшая отгадку.

Ведущий: Наш последний любимый блиц-опрос. Зачитываются вопросы с зеленых карточек.

  1. Почему важно беречь и охранять природу?
  2. Какие правила поведения в лесу, на реке вы знаете?
  3. Что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

Ведущий: Молодцы эрудиты! Я вижу, что в каждой команде сегодня зажглось много огоньков. Но больше всего мне понравилось, что вы показали себя смелыми, находчивыми и сплоченными, а этого можно добиться только если вы дружные. Но сегодня вы должны найти себе друга из гостей студии.

Игра “Цветок дружбы”

Ребята должны найти себе друга, но договориться должны глазами, а не словами. Каждый, выбрав себе друга моргает ему глазами.

“Раз, два мы молчим
Мы глазами говорим.
Раз-два, раз-два
Мы с тобой теперь друзья.”

Кто сговорился между собой, поднимает руки с “Цветком дружбы”. Звучит музыка дети и гости покидают зал.

Вопросы для блиц-опроса.

  1. Можно ли вы ходить из автобуса, если двери закрываются?
  2. Мальчик с любопытством рассматривает улицу, выглядывает в открытое окно автобуса и машет рукой проезжающему мимо транспорту. Правильно ли он поступает?
  3. Можно ли играть на проезжей части улицы?
  1. Почему человек заболевает?
  2. Как отличить больного человека от здорового?
  3. Какие существуют правила обращения с лекарствами?
  1. Подъехала красивая машина. Незнакомец предлагает вам сесть в нее и показать дорогу к магазину. Что вы сделаете?
  2. Какие правила необходимо соблюдать, выходя на улицу?
  3. Что делать, если ты потерялся?
  1. Назовите причины возникновения пожаров и методы их избежания?
  2. Каковы правила поведения при пожаре?
  3. Если в квартире возник пожар, к какой службе спасения ты обратишься, выйдя из дома?
  1. Почему важно беречь и охранять природу?
  2. Какие правила поведения в лесу, на реке вы знаете?