Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам ОУ, исходя, из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие его личности.
Инновационная практика в сфере образования позволяет выявить существующие пробелы в образовательной ситуации, ставить новые задачи, проектировать будущее состояние. 5 лет экспериментальная группа МОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» г.Читы работала в рамках эксперимента по проблеме «Формирование компонентов учебной деятельности по системе Эльконина-Давыдова в массовой школе». Опыт работы группы и положительные результаты эксперимента дали возможность включить весь педагогический коллектив в инновационную деятельность по проблеме «Формирование компонентов учебной деятельности, обеспечивающие становление личности младшего школьника».
Основная часть
Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность развивается преимущественно по следующей схеме: на основе сложившейся ситуации в образовании и имеющихся научных теорий строится модель УД, которая в дальнейшем проверяется на практике в ходе эксперимента.
На начальных этапах реализации инновационного подхода к построению УД представляется особо важной организация мониторинга.
Основными объектами мониторинга в УД выступают:
1.Сама учебная деятельность ребенка (её характеристики, структура, течение).
2.Психическое развитие ребенка и формирование новообразований.
3.Развитие общения и коллектива одноклассников.
4.Педагогическая деятельность учителя и развитие его личности.
Главным и исходным моментом является сама УД как сложный развивающий процесс, который подвергается постоянному отслеживанию и корректировке.
Традиционно в исследованиях УД фиксируются преимущественно лишь её результаты, выражаемые либо в показателях усвоения умений и навыков (процент детей, правильно выполненные задания, среднее количество ошибок, число решенных задач), либо в показателях психического развития (характеристика мышления, памяти, потребностно–мотивационной сферы).
При введении мониторинга в построение УД основное внимание направлено на процессуальные характеристики УД, т.е. на особенности течения самой деятельности (её трудности, препятствия, искажения), так как процессуальная информация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со сведениями о результатах.
Включение мониторинга в построение УД позволяет также более эффективно использовать при её построении зону ближайшего развития ребенка.
За счет мониторинга процесс построения учебных ситуаций при формировании УД становится личностно своеобразным, т.е. соответствующим широкому диапазону личностных вариаций деятельности учителя.
Введение мониторинга позволяет не только тщательно фиксировать всё многообразие индивидуальных путей обучения, но и обеспечивать синтез исходного проекта УД с особенностями его воплощения для каждого ученика. Решение этой задачи представляется важным, прежде всего в русле решения проблем, связанных с развитием учеников как субъектов УД. Ни о каком субъекте деятельности не может быть речи, если игнорируются или планомерно не учитываются индивидуальность человека в процессе его становления как субъекта, и мониторинг как раз и обеспечивает такое систематическое включение индивидуальности в становление УД.
Способы осуществления мониторинга в УД делятся на две группы:
1.Способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов.
2.Способы учета полученных данных в принятии управленческих решений и регуляции построения УД.
Основными структурными компонентами УД выступают учено–познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и действия оценки.
Проведение мониторинга в Учебной Деятельности помогают учителю Дневник психолого-педагогических наблюдений, созданный Томским институтом Р.О.
ходе занятий по «Введению в школьную жизнь», которые проводятся в течение 2 – х недель в августе, определяются склонности ребенка, его интересы:
1.к технике и математике;
2.гуманитарной деятельности;
3.художественной деятельности;
4.физкультуре и спорту;
5.комуникабельные интересы;
6.к явлениям природы;
7.к домашнему труду.
Определяется так же уровень умственной работоспособности, творческого мышления, сформированности действий логического мышления, развитие речи, мышления, моторики и координации движений.
В течение года по итогам четверти в 1 классе и по итогам полугодия во 2-4 классах в дневник вносятся наблюдения педагогов, психолога, социального – педагога, управленца. На основе этих наблюдений в конце 1 полугодия (декабрь) и 2 полугодие (май) собирается педагогический консилиум дается характеристика сформированности компонентов учебной деятельности по каждому обучающемуся.
В конце 2 полугодия заполняется таблица: Особенности взаимоотношений в классе. Развитие коллектива класса. Общение отслеживается по методике «Ракета», а отношение к предметам по методике «Расписание».
I. Педагогическая деятельность учителя – это тоже один из объектов мониторинга. Прежде всего, учитель сам рефлексирует каждый урок по 9 блокам, анализируя свою деятельность и деятельность обучающегося.
II. Определяются уровни профессиональной деятельности по следующим показателям:
1.Методики обучения (методическое мастерство).
2.Демократический стиль взаимоотношений с детьми.
3.Образованность, культура, воспитание.
4.Качество знаний.
5.Участие в развитии и управлении ОУ.
III По материалам посещенных уроков заполняется таблица «Особенности педагогической деятельности на уроке».
Ф.И.О. учителя | Доброжелательный, |
Разнообразие используемых приемов заданий |
Организация парной групповой работы |
Вовлеченность детей в УД, характер вовлеченности |
Использование диалоговых приемов |
Экспертное заключение |
Данная система мониторинга дает возможность увидеть динамику развития обучения и обучаемого.