Тема: Формы земной поверхности.
Цель:
- дать первоначальное представление о рельефе Земли, знать формы поверхности родного края;
- определять различные формы поверхности по карте;
- развивать интерес к окружающему миру;
- воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Научно-методическое содержание урока: Основные формы рельефа Земли: горы, равнины, овраги, холмы. Различия гор и равнин по высоте.
Ведущие понятия: горы, равнины, овраги, холмы.
Оборудование: презентация по теме урока, макеты гор и горных систем, карта Краснодарского края, глобус.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.
(1 слайд)
- Повторение пройденного материала
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодиться –
С ним нигде не заблудиться.
- - О чем эта загадка?
- - Что такое компас? (2 слайд)
- - Кто им пользуется на работе? (моряки, летчики, путешественники, геологи, туристы)
- - Для чего люди пользуются этим прибором?
- - Как устроен компас? Магнитная стрелка, корпус, предохранитель.
- - По каким признакам можно ориентироваться в природе? (3 слайд)
- по весеннему таянию снега на склонах оврагов;
- по таянию снега на крышах домов;
- мхов и лишайников больше на северной стороне;
- у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще.
4. Работа по теме урока.
- Кому из вас доводилось долго подниматься пешком на возвышенность?
- Как вы себя чувствовали?
Вероятно, вы думали что нет ничего лучше ровной поверхности земли, по которой очень удобно идти.
Но в таком случае мы бы не смогли бы жить на такой ровной планете, т.к. все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.
Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть: с горами и равнинами, холмами и оврагами.
Рассмотрите изображение суши на глобусе.
- Почему она пестрит разным цветом?(Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.
- Подумайте, что обозначают эти цвета.
- Сравните изображения ( 4 слайд)
- Какие формы поверхности вы видите?
- Попробуйте объяснить, что это такое. - Как вы считаете, почему равнину назвали равнина?
- Прочитаем о них в учебнике на стр. 76 (5 слайд видео об образовании гор, впадин, равнин)
- Что такое равнина ? (6 слайд)
- Что можно встретить на равнинах? (холмы и овраги) (7 слайд)
Различают плоские и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом и с вкраплением светло-коричневого цвета.
- Откройте карту России в учебнике на стр. 90
- Найдите на карте равнины. Назовите их.
Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд (8 – 14 слайд) – просмотр слайдов равнины.
- Рассмотрите на карте территорию нашего края (индивидуальные карты)+ (15 слайд)
- Есть ли на территории нашего края равнины? (Азово – Кубанская равнина.)
Большую часть территории края, расположенную к северу от реки Кубани, занимает Азово – Кубанская равнина. (16 слайд)
- Каким вы представляете себе холм? (17 слайд)
Холм – это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны, не превышающая 200 метров над окружающей местностью.
На рисунке показан вид местности: река, мост через нее, холм. На холме растет дуб. (18 слайд) - холмистая местность.
- Как вы думаете, что такое овраг? На равнинах встречаются не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. (19 слайд)
- Как они образуются?Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают её, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, а могут быть глубокими. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага много трав и кустарников то он превращается в болото.
Овраг – глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами.
Овраги приносят человеку вред, т.к. разрушают верхний плодородный слой почвы, от оврагов страдают дороги, города.- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричневым цветом.
- Что они обозначают?
- Что такое горы?
(20 слайд)
Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
(21, 22, 23 слайды) Горы бывают высокие, средневысокие, низкие.
(24 слайд)
Холм и гора возвышаются над окружающей местностью. Они имеют одинаковые части: подножие, склон, вершину.
- В чем различие холмов и гор? (в высоте)
- Прочитайте текст на стр. 77. (под картинкой)
- Что такое подошва? (прочитайте)
- Что такое вершина? (прочитайте)
- Откройте карту России в учебнике на стр. 90
- Есть ли горы на территории России? Назовите. (Уральские горы)
(25, 26, 27 слайд)
- Рассмотрите на карте территорию нашего края
(индивидуальные карты)+ (28 слайд)
- Есть ли горы? (Кавказские горы) (29, 30, 31, 32 слайд)
Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ (33 слайд) Uграндиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Приближаясь к Кавказскому хребту еще за 200 км видишь очертания Эльбруса, (34, 35, 36 слайд)
Высота Эльбруса 5642 метров. Это самая высокая гора в Европе.
На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный заповедник. (37 – 45 слайд)
Его основные цели - охрана природы, восстановление численности ценных видов зверей и птиц.
В домашнем задании вы будете рисовать горы нашего края, кто запомнил – подпишет их название.
5. Практическая работа
- Откройте рабочие тетради на странице 32 задание №2 - подписать части холма. Стр. 33. № 3 Нарисовать гору и пописать её части.
Проверка: (46 слайд)
- Покажите их на макете (макет горы).
6. Домашнее задание: в печатной тетради задание №1, №4 стр.33, учебник стр.76-79 (объяснить)
7. Итог (47 слайд)
По горизонтали:
2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)
- Знает ли кто – нибудь как называется самая высокая гора в мире?
- Ребята, мы поднимемся на высочайшую земную вершину – прекрасную и неприступную гору Эверест и получим возможность взглянуть на нашу землю с «крыши мира»! (видеофрагмент)
Литература:
На уроке использованы:
фрагмент видеокассеты «Национальные парки мира» Ридерз дайджест; картинки, фотографии из библиотеки электронных наглядных пособий «География 6-10».