Тема урока:«Позвоночные животные – рыбы».
Цели урока:
- Обобщить имеющиеся у детей знания о такой группе животных, как рыбы;
- Учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею;
- Развивать творческую активность, речь;
- Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Организация урока: группы по 4 человека. Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна (пятистишия).
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Настрой:
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
2. Стадия вызова.
Игра: «Доскажи словечко»
- Животный мир Земли по-другому называется ... (фауна)
- Животное, которое состоит только из одной клетки, называется... (одноклеточным)
- Животные, не имеющие позвоночника, называются ... (беспозвоночные)
- Животные, у которых есть позвоночник, называются... (позвоночные)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке окружающего мира мы познакомимся с одним из видов позвоночных животных. А узнаете вы кто это, когда отгадаете загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток» (рыбы)
4. Стадия осмысления.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит рыба, и обозначим их на нашей таблице. (дети прикрепляют карточки с названиями частей рыбы на таблицу)
- Рыба – это живое существо? Почему? (т.к. питаются, размножаются и т.д.) Составляется кластер.
- Игра «Вспомни сам, поделись с соседом». (работа в группах по 4 человека) Дети делятся впечатлениями о том, что они помнят о рыбах, глядя на кластер. Выслушиваются мнения детей и учитель заполняет кластер на доске.
Физминутка.
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке.-
(Дети сжимают кулачки.)Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)
- Чтение текста с использованием приема «инсерт».
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - хочу спросить
«V» - знал
Группа животных – рыбы.
Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы.
С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.
По внешнему виду рыбы очень разнообразны. Они бывают и крошечные, и огромные, как китовая акула: длиной до 18 метров и массой, равной 6 слонам.
Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет ей передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб при помощи хвоста и плавников управляют своими движениями.
Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде содержится кислород, и через жабры он попадает в кровь рыбы. Но существуют такие рыбы, которые могут жить довольно долго без воды.
Борьба за существование под водой настолько напряжена, что рыбы приспособились быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких животных, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых, живущих в воде. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.
Размножаются рыбы, откладывая икру.
Из икринок развиваются мальки. Есть виды, у которых рождаются живые рыбки.
Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – в озерах, речках. Некоторые виды рыб обитают в пещерных озерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. А некоторые рыбы живут глубоко на дне океанов.
Как и другие животные, рыбы чувствительны к боли. У рыб очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
Рыбы могут пахнуть. У них есть два пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Воды океана снабжали человека пищей в течение тысячелетий. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.
Вопросы:
- Что уже знали?
- Что было непонятным или хотите уточнить?
- О чем думали иначе?
- Что узнали нового? (продолжаем заполнять кластер)
5. Рефлексия.
- Составление синквейна:
- Тема (1 существительное) – рыбы.
- Описание темы (2 прилагательных) – плавающие позвоночные.
- Описание действия (3 глагола) – дышат, питаются, размножаются.
- Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – «Рыбы нуждаются в охране».
- Слово, отражающее суть темы – позвоночные.
- Беседа об охране окружающей среды.
6. Домашнее задание.
Сообщение о рыбах Кемеровской области.