Цели урока:
- Учить составлять текст-рассуждение.
- Углубить знания учащихся о раннецветущих растениях.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой)
На доске висят три облака: Бледно-голубое, голубое, серо-голубое.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится?
Дети: (ответ)
Учитель: Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2. Чистописание
(даётся элемент – полуовал влево, соединение с прямой линией с закруглением вверху и внизу, соединение с полуовалом вправо;
соединение строчной Ж и строчной Х)
Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Как вы понимаете смысл данного предложения?
Дети: (ответ)
Задание: определить главные члены предложения.
Учитель: На уроке природоведения мы с вами ходили на экскурсию. Наблюдали за изменениями в природе.
Дома записали свои наблюдения.
А сейчас (Лариса, Петя, Ваня и т.д.) прочитает свой текст, мы послушаем и ответим на вопрос:
Какой вид текста у (Ларисы, Пети, Вани и т.д.).
Примерный текст
Красиво в парке весной!
Природа просыпается после длительного сна!
На деревьях появились душистые, клейкие почки.
Через тёмную прошлогоднюю листву пробивается молоденькая, ярко-зелёная травка.
Сквозь голые верхушки деревьев проглядывает голубое небо, по которому плывут белые, лёгкие облака.
Дети: ответ
Учитель: Сегодня мы ещё узнаем о тексте, и вы мне в этом поможете.
3. Составление текста о весне по опорным словам.
Делим учащихся класса на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки с зашифрованным словом и ключ к расшифровке.
М | Л | Е | Я | Е | Е | Ь | Ж | М | Т | ||
Т | Д | Н | Р | Н | В | Б | Я | Ю | О |
1 | |||||||||||
1 | 1 | 1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
Г | Л | Е | Т | Е | И | Ь | Ы | С | Ы | ||
З | П | Р | Р | Т | В | Я | Ц | Ч | Л |
1 | 1 | 1 | |||||||||
1 | 1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
В | С | Е | М | Н | Я | Я | П | В | Г | ||
Ф | Д | Я | М | Ч | Э | Е | Я | Ы | Й |
1 | 1 | 1 | |||||||||
1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
В | Ц | Е | Ж | Ш | Е | Ь | Ы | В | Д | Ы | Ъ |
Ы | Д | Т | В | Р | В | Ы | Т | Ф | Ц | П | Г |
1 | 1 | 1 | |||||||||
1 | 1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
П | О | Д | О | Н | Ж | Е | Н | Й | М | Б | Е |
Р | С | М | Л | Ю | Л | З | С | Ф | Ц | Ю | Я |
1 | 1 | 1 | |||||||||
1 | 1 | 1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
В | Й | Г | Е | Д | У | Ь | Е | В | Р | Х | Ж |
Ф | Д | Щ | Р | Ш | Р | Ъ | Я | Ы | У | Ь | Я |
1 | 1 | 1 | |||||||||
1 | 1 | 1 | 1 |
(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)
Учитель: Вы должны при помощи кода расшифровать слова, подойти к столу найти своё слово и поместить его на доске.
Представитель от группы вывешивают слова.
СОЛНЦЕ
НЕБО
СНЕГ
ЦВЕТЫ
ДЕРЕВЬЯ
ПТИЦЫ
Дети: Хором читают все слова.
Учитель: Если мы внимательно прочитали все эти слова, о каком времени года они нам напоминают?
Дети: О весне.
Учитель: Правильно, Молодцы!
А сейчас давайте вспомним загадки, пословицы, в которых встречаются эти слова либо в отгадке, либо в тексте.
Дети: (ответы)
Если затрудняются, то учитель зачитывает сам.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (СНЕГ)
Их весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки. (ДЕРЕВЬЯ)
Как-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (СОЛНЦЕ)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (БУКВЫ)
Выше леса, выше гор,
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (НЕБО)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это……. (ПТИЦА)
Учитель: Молодцы!
Все загадки составлены на основе примет, признаков.
И когда вы дома записывали свои наблюдения, вы тоже отражали приметы, признаки весны.
И такие тексты мы называем…….
Дети: текст-описание.
Учитель: А сейчас ещё раз каждая группа, используя свои слова, составит небольшой текст из 3-4 предложений, описывая эти весенние явления природы.
Каждая группа зачитывает свой текст.
Учитель: Какой частью речи являются эти слова в предложении.
Молодцы!
А сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст-рассуждение на основе наших наблюдений.
Учитель обращает внимание детей на тему, записанную на доске.
Помогать нам будет один из героев - это-------
Дети: (хором) НЕЗНАЙКА.
Учитель вывешивает картинку героя на доску.
Учитель: А почему Незнайка?
Дети: (ответы)
Учитель: Какой вопрос постоянно задаёт Незнайка?
Дети: (ответы) Почему?
Учитель: Молодцы! Правильно!
Учитель под Незнайкой помещает вопрос “Почему?”
Потому что он многого не знает и постоянно задаёт этот вопрос “Почему?”
В тексте-рассуждения, который мы сегодня будем учиться писать, тоже постоянно звучит вопрос “Почему?”
И мы на него будем давать ответ, используя ключевое слово
Потому что.
Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится вот что:
Учитель крепит схему на доске, и обращает внимание детей на то, что у каждой группы такая схема на столе.
1. То, что объясняется | 2. Слово-мостик “Потому что” |
3. Объяснение |
Учитель: Так почему Незнайку назвали – Незнайкой?
Не забудьте начать свой ответ с первой части рассуждения:
- Незнайку так назвали ….. (по схеме) слово-мостик “потому что”…
Дети: (ответ)
Учитель: Мы с вами познакомились как составляется текст-рассуждение.
А сейчас используя текст стихотворения А.С.Пушкина “Ещё дуют холодные ветры…”, мы ещё раз попробуем составить текст-рассуждение.
Читая стихотворение подчёркивайте приметы ранней весны
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчёлка,
Полетала по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.
Учитель: Какие приметы ранней весны описал поэт?
Дети: ответ
Учитель: Как он называет весну?
Дети: ответ (гостья, дорогая, красная весна)
Учитель: Почему? (ответ начинаем по схеме)
Дети: ответ
Учитель: как вы понимаете “Красная весна?”
Дети: ответ (Красивая)
Учитель: Почему? (ответ начинаем по схеме)
Дети: ответ
Учитель: Молодцы!
4. Словарно-орфографическая работа
Учитель: Дети, а вы любите загадывать и разгадывать загадки?
Послушайте загадку
Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
Отгадку вам поможет определить игровое поле, которое лежит на столе у каждой группы
В | Т | Е | П | Д | ||||||||||||
С | П | Ф | Н | М | ||||||||||||
А | Б | Ч | Ю | И | ||||||||||||
Ц | Р | Я | Е | У | ||||||||||||
(Начало от выделенной буквы по часовой стрелке)
Отгадку записывает учитель на доске, дети у себя в тетрадях.
Поставим ударение, подчеркнём особоопасное место, если сомневаетесь откройте учебник на стр. 253, проверьте, определите род, разберите по составу. Составим словосочетание с этим словом и определим части речи.
(раст- корень, е- окончание, ени- суффикс)
Учитель: Эта отгадка определила ещё одну тему нашего урока.
Обращает внимание на тему “Растения весной”.
Учитель: Какие раннецветущие растения вы знаете?
Дети перечисляют, учитель обращает внимание детей на картинки этих растений. (Ветреница лютичная, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, крокус, прострел (сон-трава), галантус (подснежник).
Останавливаемся на подснежнике.
Учитель: А почему этот цветок назвали подснежник?
Дети: ответ (по схеме)
Учитель: Молодцы!
Читает стихотворения.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает
Первым вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький.
Все картинки убираются, остаётся только подснежник.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел
(Туловище вперёд, назад).
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(Руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся
(Покружиться).
5. Составление текста-рассуждения
Учитель: А сейчас попробуем составить самостоятельно текст-рассуждение, отвечая на вопрос:
- Почему эти растения цветут рано весной?
Учитель обращает внимание детей на картинки первоцветов. Опору делаем на схему.
Проверка: Каждая группа зачитывает свой текст.
Учитель: Молодцы!
Эти цветы радуют нас своей красотой после долгой, холодной зимы.
Природа оживает.
Что нужно делать, чтобы эта красота не исчезла с планеты Земля и радовала нас каждый год своей красотой.
Дети: ответ
6. Закрепление материала.
Учитель: Послушайте стихотворение Г.Глушкова “Цветы”
Шёл Серёжа по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой.
Бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!
Учитель: Правильно поступал Серёжа?
Дети: ответ
Учитель: Составьте устно совет- рассуждение к вопросу:
Почему нельзя рвать эти цветы?
(опора на схему)
Проверка: по группам
Учитель: Давайте ещё раз обратимся к правилам друзей природы, которые нам знакомы.
(на доске таблица с экологическими правилами, дети читают хором и рассматривают знаки)
Учитель читает стихотворение:
Давай пройдёмся медленно по лугу.
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Домашнее задание: Дома я предлагаю разгадать кроссворд “Раннецветущие растения”, после того как вы прочитаете информацию на стр.86 учебника Мир вокруг нас, и составить небольшой текст-рассуждение об одном из них.
Кроссворд “Раннецветущие растения”
Итог урока: С каким видом текста мы сегодня познакомились?
- Какие растения-цветы мы называем первоцветами?
- Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?
- Посмотрите ещё раз на облака.
- Какое вам больше нравится сейчас?
Я очень рада.
Спасибо всем за работу.