Интегрированный урок "Русский язык и окружающий мир" по теме "Растения весной. Составление текста-рассуждения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить составлять текст-рассуждение.
  • Углубить знания учащихся о раннецветущих растениях.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой)

На доске висят три облака: Бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится?

Дети: (ответ)

Учитель: Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2. Чистописание

(даётся элемент – полуовал влево, соединение с прямой линией с закруглением вверху и внизу, соединение с полуовалом вправо;

соединение строчной Ж и строчной Х)

Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: Как вы понимаете смысл данного предложения?

Дети: (ответ)

Задание: определить главные члены предложения.

Учитель: На уроке природоведения мы с вами ходили на экскурсию. Наблюдали за изменениями в природе.

Дома записали свои наблюдения.

А сейчас (Лариса, Петя, Ваня и т.д.) прочитает свой текст, мы послушаем и ответим на вопрос:

Какой вид текста у (Ларисы, Пети, Вани и т.д.).

Примерный текст

Красиво в парке весной!

Природа просыпается после длительного сна!

На деревьях появились душистые, клейкие почки.

Через тёмную прошлогоднюю листву пробивается молоденькая, ярко-зелёная травка.

Сквозь голые верхушки деревьев проглядывает голубое небо, по которому плывут белые, лёгкие облака.

Дети: ответ

Учитель: Сегодня мы ещё узнаем о тексте, и вы мне в этом поможете.

3. Составление текста о весне по опорным словам.

Делим учащихся класса на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки с зашифрованным словом и ключ к расшифровке.

М Л Е Я Е Е Ь Ж М Т    
Т Д Н Р Н В Б Я Ю О    

 

        1              
    1       1     1    

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

Г Л Е Т Е И Ь Ы С Ы    
З П Р Р Т В Я Ц Ч Л    

 

      1   1       1    
  1           1        

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

В С Е М Н Я Я П В Г    
Ф Д Я М Ч Э Е Я Ы Й    

 

  1     1         1    
            1          

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

В Ц Е Ж Ш Е Ь Ы В Д Ы Ъ
Ы Д Т В Р В Ы Т Ф Ц П Г

 

  1       1         1  
      1       1        

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

П О Д О Н Ж Е Н Й М Б Е
Р С М Л Ю Л З С Ф Ц Ю Я

 

      1       1       1
  1       1       1    

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

В Й Г Е Д У Ь Е В Р Х Ж
Ф Д Щ Р Ш Р Ъ Я Ы У Ь Я

 

      1       1 1      
  1       1         1 1

(где стоит цифра 1 - ячейка вырезается, эта таблица является ключом)

Учитель: Вы должны при помощи кода расшифровать слова, подойти к столу найти своё слово и поместить его на доске.

Представитель от группы вывешивают слова.

СОЛНЦЕ

НЕБО

СНЕГ

ЦВЕТЫ

ДЕРЕВЬЯ

ПТИЦЫ

Дети: Хором читают все слова.

Учитель: Если мы внимательно прочитали все эти слова, о каком времени года они нам напоминают?

Дети: О весне.

Учитель: Правильно, Молодцы!

А сейчас давайте вспомним загадки, пословицы, в которых встречаются эти слова либо в отгадке, либо в тексте.

Дети: (ответы)

Если затрудняются, то учитель зачитывает сам.

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (СНЕГ)

Их весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжек
Сорвали все рубашки. (ДЕРЕВЬЯ)

Как-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (СОЛНЦЕ)

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (БУКВЫ)

Выше леса, выше гор,
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (НЕБО)

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это……. (ПТИЦА)

Учитель: Молодцы!

Все загадки составлены на основе примет, признаков.

И когда вы дома записывали свои наблюдения, вы тоже отражали приметы, признаки весны.

И такие тексты мы называем…….

Дети: текст-описание.

Учитель: А сейчас ещё раз каждая группа, используя свои слова, составит небольшой текст из 3-4 предложений, описывая эти весенние явления природы.

Каждая группа зачитывает свой текст.

Учитель: Какой частью речи являются эти слова в предложении.

Молодцы!

А сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст-рассуждение на основе наших наблюдений.

Учитель обращает внимание детей на тему, записанную на доске.

Помогать нам будет один из героев - это-------

Дети: (хором) НЕЗНАЙКА.

Учитель вывешивает картинку героя на доску.

Учитель: А почему Незнайка?

Дети: (ответы)

Учитель: Какой вопрос постоянно задаёт Незнайка?

Дети: (ответы) Почему?

Учитель: Молодцы! Правильно!

Учитель под Незнайкой помещает вопрос “Почему?”

Потому что он многого не знает и постоянно задаёт этот вопрос “Почему?”

В тексте-рассуждения, который мы сегодня будем учиться писать, тоже постоянно звучит вопрос “Почему?”

И мы на него будем давать ответ, используя ключевое слово

Потому что.

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится вот что:

Учитель крепит схему на доске, и обращает внимание детей на то, что у каждой группы такая схема на столе.

1. То, что объясняется 2. Слово-мостик

“Потому что”

3. Объяснение

Учитель: Так почему Незнайку назвали – Незнайкой?

Не забудьте начать свой ответ с первой части рассуждения:

- Незнайку так назвали ….. (по схеме) слово-мостик “потому что”…

Дети: (ответ)

Учитель: Мы с вами познакомились как составляется текст-рассуждение.

А сейчас используя текст стихотворения А.С.Пушкина “Ещё дуют холодные ветры…”, мы ещё раз попробуем составить текст-рассуждение.

Читая стихотворение подчёркивайте приметы ранней весны

Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчёлка,
Полетала по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.

Учитель: Какие приметы ранней весны описал поэт?

Дети: ответ

Учитель: Как он называет весну?

Дети: ответ (гостья, дорогая, красная весна)

Учитель: Почему? (ответ начинаем по схеме)

Дети: ответ

Учитель: как вы понимаете “Красная весна?”

Дети: ответ (Красивая)

Учитель: Почему? (ответ начинаем по схеме)

Дети: ответ

Учитель: Молодцы!

4. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Дети, а вы любите загадывать и разгадывать загадки?

Послушайте загадку

Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)

Отгадку вам поможет определить игровое поле, которое лежит на столе у каждой группы

В   Т   Е   П   Д
       
                   
С П Ф Н М
       
           
А   Б   Ч   Ю   И
       
                   
Ц Р Я Е У
       

(Начало от выделенной буквы по часовой стрелке)

Отгадку записывает учитель на доске, дети у себя в тетрадях.

Поставим ударение, подчеркнём особоопасное место, если сомневаетесь откройте учебник на стр. 253, проверьте, определите род, разберите по составу. Составим словосочетание с этим словом и определим части речи.

(раст- корень, е- окончание, ени- суффикс)

Учитель: Эта отгадка определила ещё одну тему нашего урока.

Обращает внимание на тему “Растения весной”.

Учитель: Какие раннецветущие растения вы знаете?

Дети перечисляют, учитель обращает внимание детей на картинки этих растений. (Ветреница лютичная, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, крокус, прострел (сон-трава), галантус (подснежник).

Останавливаемся на подснежнике.

Учитель: А почему этот цветок назвали подснежник?

Дети: ответ (по схеме)

Учитель: Молодцы!

Читает стихотворения.

Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает
Первым вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький.

Все картинки убираются, остаётся только подснежник.

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел
(Туловище вперёд, назад).
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел
(Руки вверх, вправо, влево).
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся
(Покружиться).

5. Составление текста-рассуждения

Учитель: А сейчас попробуем составить самостоятельно текст-рассуждение, отвечая на вопрос:

- Почему эти растения цветут рано весной?

Учитель обращает внимание детей на картинки первоцветов. Опору делаем на схему.

Проверка: Каждая группа зачитывает свой текст.

Учитель: Молодцы!

Эти цветы радуют нас своей красотой после долгой, холодной зимы.

Природа оживает.

Что нужно делать, чтобы эта красота не исчезла с планеты Земля и радовала нас каждый год своей красотой.

Дети: ответ

6. Закрепление материала.

Учитель: Послушайте стихотворение Г.Глушкова “Цветы”

Шёл Серёжа по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой.
Бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!

Учитель: Правильно поступал Серёжа?

Дети: ответ

Учитель: Составьте устно совет- рассуждение к вопросу:

Почему нельзя рвать эти цветы?

(опора на схему)

Проверка: по группам

Учитель: Давайте ещё раз обратимся к правилам друзей природы, которые нам знакомы.

(на доске таблица с экологическими правилами, дети читают хором и рассматривают знаки)

Учитель читает стихотворение:

Давай пройдёмся медленно по лугу.
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

Домашнее задание: Дома я предлагаю разгадать кроссворд “Раннецветущие растения”, после того как вы прочитаете информацию на стр.86 учебника Мир вокруг нас, и составить небольшой текст-рассуждение об одном из них.

Кроссворд “Раннецветущие растения”

Итог урока: С каким видом текста мы сегодня познакомились?

  • Какие растения-цветы мы называем первоцветами?
  • Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?
  • Посмотрите ещё раз на облака.
  • Какое вам больше нравится сейчас?

Я очень рада.

Спасибо всем за работу.