Задачи
1. Образовательные:
- работать над приёмами понимания текста;
- работать над лексико-грамматическим строем языка;
- работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.
2. Развивающие:
- развивать интерес к книге;
- развивать основные психические процессы.
3. Воспитывающие:
- создание комфортных условий на уроке;
- воспитывать любовь к книге;
- воспитывать самостоятельного читателя;
- воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.
Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.
- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.
2. Динамическая разминка
1. Упражнение «Фотоглаз»
- В течение некоторого времени посмотрите на тренажёр, а затем воспроизведите эти слова на листочках:
Зло
зачин
добро
концовка
помощник
кульминация
- К какому литературному жанру можно отнести эти слова?
- Что сегодня на уроке мы будем читать? (Сказку)
2. «Закончи фразу»
- На доске начало фраз, ваша задача- закончить их.
Сказка - ложь, да в ней намёк,…
Скоро сказка сказывается, да не…
- Как можно назвать эти фразы?
- Что такое « пословица»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.
- Попробуем собрать предложение - определение слова «пословица».
(Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)
- Это определение нам ещё понадобится.
3. Основная часть урока
1. Сообщение задачи урока
- Вы уже сказали, что мы сегодня на уроке будем читать сказку. Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения.
2. Биографические данные о писателе
- Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя- Льва Николаевича Толстого.
Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки. (Демонстрация этого учебника.)
3. Чтение сказки про себя
- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (Звучат предположения детей.)
- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
(Чтение сказки про себя.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?
- Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.
Старший |
Младший |
Рассудительный |
Решительный |
Практичный |
Отважный |
Спокойный |
Смелый |
|
Мужественный |
|
Романтик |
и т. д.
- Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными.
- Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?
4. Чтение вслух
- Работая над этим произведением, мы должны будем ответить на следующий вопрос.
В чём заключается мудрость этой сказки?
Словарная работа по ходу чтения
-подле - ____________________около
-писано - ___________________написано
-меньшой - _________________младший
написано на смех - ___________ради шутки
пошёл странствовать - ________путешествовать
задерёт - ____________________разорвёт
помянуть - ___________________вспомнить
хошь - _______________________хочешь
не сули - _____________________не обещай
Анализ произведения
- Для работы над произведением нам понадобятся ещё три слова, найдём их определения в «Толковом словаре» С. И. Ожегова (Дети работают со словарями, которые лежат у них на партах, сами, затем определения фиксируются на доске.)
- Мы уже составили таблицу, по которой можно увидеть, что из себя представляет каждый брат.
- Ответьте словами текста: в чём заключались доводы старшего брата?
- В чём заключались доводы младшего брата?
- Как вы понимаете третий довод младшего брата?
- С кем из братьев согласны вы?
Физ. минутка (релаксация под музыку)
- Пока звучит музыка, подумайте, с кем из братьев согласны вы и почему?
Скользящее чтение (стр. 234)
- Какие пословицы вводит Л.Н. Толстой, чтобы выразить кредо каждого брата.
(Таблички появляются по мере называния пословиц детьми и добавляются в сравнительную таблицу двух братьев.)
- Какое же кредо у каждого брата? (Вновь идёт добавление сравнительной таблицы.)
Это человек, убеждённый в том, |
Это человек убеждённый в том, |
- Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».
- Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)
- Ваши мнения разделились.
- Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)
4. Итог урока
- Пришла пора ответить на главный вопрос урока.
В чём заключается мудрость этой сказки?
(Вновь звучат предположения детей.)
- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!
Домашнее задание
Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.