Интеллектуальная викторина для младших школьников "Читатель года"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: вовлечение младших школьников в мир литературы и сопоставление своих знаний с достижениями других участников.

Задачи: формировать у учащихся внимательное отношение к деталям художественного произведения, учить подбирать рифмы, развивать мыслительные операции, прививать любовь к книге, выявлять самых внимательных читателей.

Первый конкурс. Загадки.

1. Если кто-нибудь зевает,
Чудеса со мной бывают:
Поднимаюсь я – без ног,
Убегаю – без дорог.
Хоть бегу недалеко,
Не поймать: я…
(Молоко)

2. Зубы точит,
В полу дверь поставить хочет.
(Мышь)

3. Летало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце припекло –
Одеяло потекло.
(Снег)

4. Зимой в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берет.
(Портфель)

5. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё беда:
Она – их главная еда.
(Трава)

6. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это? …
(Стрекоза)

7. Ползала букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
(Паук)

8.  Всегда он в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мочим.
(Язык)

9. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
что это такое?
(Ромашка)

10. Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень, быстрое, как птица,
Если захочешь – за море умчится.
(Письмо)

11. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)

12. Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт –
Другой наживёт.
(Ящерица)

13. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)

14. Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит,
А как проснётся –
Ярким пламенем зажжётся.
(Лампочка)

15. Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
И со всех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

Второй конкурс. « Русские народные сказки. Из какой сказки?»

1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин.
(«Лиса и журавль»)

2. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого…  Думала она, думала и придумала.
(«Маша и медведь»)

3. Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
(«Лисичка-сестричка и Серый волк»)

4. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто; заглянула в печь…  
(«Волк и семеро козлят»)

5. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке кто-то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?».
(«Морозко)

6. Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

7. Вот царь позвал сыновей:
- Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтраму по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли. Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил…
(«Царевна-лягушка»)

8. Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а сирота приговаривает:
- Спи, глазок, спи, глазок.
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила.
(«Хаврошечка»)

9. Пришла девочка, глядь – братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда – нет! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле, метнулись вдалеке птицы и пропали за тёмным лесом.
(«Гуси-лебеди»)

10. Жили старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.
Вдруг услышала – кто-то на лавочке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит маленький мальчик.
(«Мальчик-с-пальчик»)

Третий конкурс. «Доскажи словечко». Каким именем оканчиваются строчки из стихотворений А.Л. Барто?

1. Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк …
(Василий)

2. Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь?
Говорит…
(Маруся)

3. Буду шить до вечера,
Завтра рано встану…
Младший брат доверчиво
Смотрит на …
(Светлану)

4. Темно на арене огромной,
Темно и в партере и в ложе,
Ушли и жонглёры и клоуны,
Домой возвратился …
(Серёжа)

5. Только полгода,
А мы уже сидим!
Чем не герой он,
Карпенко …
(Вадим)

6. Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая …
(Зина)

7. Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся…
(Любами)

8. Маме работать
Вечернюю смену.
Мама ушла,
Поручила мне…
(Лену)

9. Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюблённая на парте
Нежно шепчет: … !
(Алексей)

10. Щенок улегся на траве.
Лежит, глаза зажмурил.
- Он молод, ветер в голове! –
Сказал сердито …
(Юрий)

Четвертый конкурс. «Какая это сказка». По сказкам Г.Х. Андерсена.

1. - Спасибо, старая ведьма! – сказал солдат.
- Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. – Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло, влезь в него и спускайся до самого низа. А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытащу.
(«Огниво»)

2. «Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки, и положила на доску горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь.
(«Принцесса на горошине»)

3. Старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жильё тростником и жёлтыми кувшинками – надо же было приукрасить для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела…
(«Дюймовочка»)

4. Морской царь давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, но очень гордая своим родом: она носила на хвосте целую дюжину устриц, тогда как вельможи имели право носить всего-навсего шесть. Вообще же она была особа, достойная всяческих похвал, прежде всего потому, что очень любила своих маленьких внучек. Все шесть принцесс были прехорошенькими.
(«Русалочка»)

5. И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда… и пустили в канаву. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Ну и ну! Огромные волны ходили по канавке! Течение так и несло, - не мудрено после такого ливня!
(«Стойкий оловянный солдатик»)

6. В ту же самую минуту, как солнце скрылось под водой, оперение с лебедей вдруг спало, и на берегу очутились одиннадцать красавцев принцев.
(«Дикие лебеди»)

7. И вот принца утвердили придворным свинопасом и отвели ему жалкую, крошечную каморку рядом со свиными закутками. День-деньской просидел он за работой и к вечеру смастерил чудесный горшочек. Горшочек был весь увешен бубенчиками, и когда в нём что-то варили, бубенчики названивали старую песенку:
Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!
(«Свинопас»)

8. Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является он. В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из неё тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его, а он подкрадывается к ним сзади и начинает тихонько дуть им в затылки. Подует – и головки у них сейчас отяжелеют.
(«Оле-Лукойе»)

9. - Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе не дурён, если посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
(«Гадкий утёнок»)

10. Всю ночь накануне торжества просидели обманщики за работой и сожгли больше шестнадцати свечей, - всем было ясно, что они очень старались закончить к сроку новое платье короля. Они притворялись, что снимают ткань со станков, кроят её большими ножницами и потом шьют  иголками без ниток.
Наконец они объявили:
- Готово!
(«Новое платье короля»)

Пятый конкурс. «Допиши меня». По сказкам А.С. Пушкина.

Вспомни сказки А.С. Пушкина, вместо многоточия вставь имя героя.

Князь … Работник …
Пёс … Королевич …
Дядька … Сватья баба …

Подведение итогов конкурса и награждение участников.