Роль памяток в формировании самостоятельного читателя (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


В обучении и воспитании подрастающего поколения книга является тропинкой, которая ведет к вершине умственного, духовно - нравственного и эстетического развития. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их, дают возможность узнавать прошлое и настоящее человечества. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет дальнейший трудовой и творческий путь человека. Важное влияние оказывает чтение книги на успеваемость детей. “Чтение является главным предметом в начальной школе – это ключ, основное средство к овладению знаниям по всем предметам в младших и старших классах, ключ к образованию…”.


З. И. Романовская. Чтение. Методические рекомендации к учебнику “Живые странички” для первого класса четырехлетней начальной школы. – М. – 2005. – 30с.

В настоящее время в библиотеках и книжных магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети не стали читать больше. Наоборот, с каждым годом их интерес к чтению падает; сужается и круг чтения: его составляют комиксы, романы ужасов.

На мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие системы в организации детского чтения. Грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения, закон становления ребенка- читателя.

Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что большую роль в организации читательской деятельности младших школьников в процессе формирования самостоятельного читателя играют памятки.

Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и в какой последовательности надо выполнить или проверить какое-либо задание, например, выучить стихотворение к завтрашнему дню, правильно составить текст- рассуждение, вызвать интерес к чтению и т.д.

Мною собрано и разработано более 20 памяток. Цель данных памяток - научить учащихся самостоятельно и рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке литературы, внеклассного чтения, дома, в группе продленного дня.

Характерно, что ученики не всегда получают памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Во-вторых, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда, на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль. В-третьих, результаты дети не только видят, но и пользуются ими в последующей самостоятельной работе в классе и дома.

Приведу фрагмент урока чтения, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для описания животного. Тема урока: К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. “Живые странички”, 1 класс, стр.20-21).

Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые нужно задать, чтобы описать животное. С чего начнем?

Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это животное.

Ученик 2: А я думаю, чем питается?

Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью которых можно отличить одно животное от другого.

Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где живет животное, или указать отличительные признаки, не назвав его?

Ученики: Нет!

Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос мы должны задать?

Ученики: Кто это?

Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили, кто это, какие будут наши дальнейшие действия?

Ученик: Надо сказать, где живет это животное и т.д.

В результате такой дискуссии на доске появляется памятка для описания животного.

Памятка для описания животного

1) Кто это?

2) Где живет?

3) Чем питается?

4) Какие повадки (привычки)?

Внешний вид:

1) Какую форму напоминает тело?

2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью, чешуей и т.д.).

3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как пуговки и т.д.)

4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)

Чем мне нравится это животное?

При последовательном обучении первоклассников описанию практически все дети осознают структуру памятки и легко справляются с заданием.

Нетрудно заметить, что памятки представляют для учащихся руководство к действию, поскольку помогают овладевать способом применения знаний на практике.

Точное соблюдение рекомендаций, данных в памятке, обеспечивает формирование у детей положительной мотивации к урокам литературного и внеклассного чтения.

Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но и поддержание интереса на уроках.

Замеры и опросы, проведенные в конце учебного года в 1 классе, а также наблюдения за детьми свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают целыми словами, расширился читательский кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?) читали, дать простейшую оценку прочитанному, соотнести содержание произведения с его заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно увеличилась скорость чтения. (см. табл.)

Все это еще раз убеждает в том, что использование памяток дает возможность повышать интерес не только к чтению, но и положительно влияет на его темп.

Таким образом, говоря о некоторых результатах использования памяток на уроках литературы, внеклассного чтения, в группе продленного дня, а также дома, следует отметить, что они:

помогают учащимся:

  • четко, ясно и логично излагать содержание текста;
  • правильно выражать свое отношение к героям произведений и их поступкам;
  • расширять читательский кругозор;

благотворно влияют на развитие устной речи:

  • соблюдается последовательность в передаче представления;
  • повышается объем высказывания
  • речь обогащается новыми словами;

учат детей оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки;

повышают активность учащихся на уроках;

постепенно и разумно водят детей в мир книг, правильно организовать работу по ним.

У учащихся:

  • повышается уровень готовности к урокам литературного и внеклассного чтения;
  • увеличивается скорость чтения;
  • появляется интерес к чтению книг по собственному выбору;
  • наблюдается увлеченная работа в уголке чтения