Урок по математике в 5-м классе по учебнику И.И. Зубаревой и А.Г. Мордкович "Отыскание части от целого и целого по его части" (вместе с презентацией)

Разделы: Математика


Цели:

  • контроль знаний по теме “Обыкновенные дроби”;
  • сформировать у учащихся умение решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части; развитие умение определять тип задачи; воспитание аккуратного отношения к записям.

Оборудование: компьютерная презентация

СЛАЙД 1 (название урока)

1. ОРГ. МОМЕНТ

Проверка готовности учащихся к уроку.

Пожалуйста, покажите мне своё настроение! (“мордашки”)

2. Домашнее задание было не сложным, поэтому мы его не проверяем сегодня.

Пожалуйста ( по 1 человеку с каждого ряда), соберите тетради.

3. Устная работа.

(Работа со “светофорами”)

- мы с вами начали изучать новую большую тему, какую?
- чему равна дробь?
- приведите пример дроби, назовите её числитель и знаменатель,
- что показывает числитель дроби?
- что показывает знаменатель дроби?

-(СЛАЙД 2) Для того, чтобы добраться до больных ребят в Занзибар, доктору Айболиту пришлось находиться в пути 10 дней. Три дня из этого путешествия он плыл по морю, сидя на спине у кита, шесть дней он шёл по лесам, полям и болотам. Остальную часть пути Айболит потратил на горы. Какую часть пути Айболит шагал по горам?

4.

Пожалуйста, “светофоры” отложили. Возьмите тесты. У вас есть 5 минут для их заполнения. Не забудьте заполнить и проверочную таблицу.

Проверьте правильность выполнения задания.

“5” - 6 заданий верно выполненных

“4” - 5 и 4 задания ...

“3” - 3 задания ...

СЛАЙД 3.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы привести слова французского философа, математика, физика Рене Декарта (с его именем вы обязательно встретитесь на уроках математики в старших классах), который родился в семье служащего парламента в г. Бретане и рос очень болезненным и очень любознательным мальчиком.

СЛАЙД 4 Мало иметь хороший ум - главное хорошо его применять.

Как вы думаете, что хотел сказать Рене Декарт? (обсуждение мыслей)

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока писать не нужно. Мы изучаем сегодня новую тему “Отыскание части от целого и целого по его части”. Как вы

считаете, какие цели и задачи стоят сегодня перед нами?

Прежде, чем мы приступим, непосредственно, к новой теме, пожалуйста, давайте вспомним написание некоторых математических терминов. Запишите в тетрадь следующие слова и словосочетания в столбик одно под другим: число, знаменатель, числитель, часть числа.

Проверьте правильность написания: СЛАЙД 5

Поднимите руки у кого были ошибки? В каких словах?

Ребята, в процессе изучения новой темы мы должны установить связь между этими понятиями. Внимание! Задача!

Как-то Мальвина спросила у Буратино, сколько яблок из двух останется у него после того, как одно из них возьмёт Некто. И Буратино ответил... Кто помнит? Что ответил Буратино? (обсуждение) Так вот, он не собирался отдавать Некто ни одного яблока.

Я бы хотела загадать вам такую же задачу, только про слоёный пирог. Итак, если слоёный пирог разделить на 15 частей и отдать Некто всего пирога, сколько частей пирога съест Некто?

Если слоёный пирог разделили на 15 частей и отдали Некто всего пирога, сколько сейчас частей пирога съест Некто?

Хорошо. Повторим ещё раз, что мы искали в ходе решения задачи? Как? Скажите, мы здесь находили целое число по его части или часть целого числа? Какой можно сделать вывод?

Ученик: чтобы найти часть числа нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель.

Учитель: обратимся к нашей схеме, пожалуйста, поставьте в тетрадях стрелочки, как указано на слайде: СЛАЙД 6

 Хорошо, а что вы думаете о такой постановке задачи.

У нас скоро День гимназиста. И мы с нетерпением ждём школьного пирога. Его разделили на несколько частей. Никита съел 6 частей пирога, что составило всего пирога. На сколько частей разделили пирог?

Теперь так. Я пришла в класс и съела 9 частей пирога, что составило всего пирога. На сколько частей разделили пирог?

Скажите, а чем эти задачи отличаются от предыдущих, где пирог съел Некто? (обсуждение)

Т.е. теперь мы ищем (что?) целое число по его части. Каким образом?

СЛАЙД 7

Пусть эта запись служит вам опорой при решении задач на отыскание части от целого и целого по его части.

Посмотрим, всё ли вам понятно. Решите задачу.

СЛАЙД 8 Длина языка хамелеона 30 см. А длина языка дятла составляет 3\10 длины языка хамелеона. Какова длина языка дятла?

Давайте, сначала определим тип задачи. Что здесь известно целое или часть от целого? Это задача на нахождение целого по его части или части от целого?

СЛАЙД 9. За последние два столетия на Земле было истреблено много видов птиц, животных и змей. Видов птиц истреблено 7\17 частей, что составило 14 видов от всех остальных. Сколько видов птиц было истреблено за последние два столетия?

Какие чувства вы испытываете, когда слышите текст этой задачи?.. Стоит задуматься? Ведь будущее нашей планеты зависит полностью от нас с вами.

Открыли учебники, 20 стр. 106, задачи №358, №357(работаем устно). Прочитайте эти задачи и ответьте на следующие вопросы: “ К какому типу принадлежат эти задачи, как будем находить неизвестное, на что будем опираться?”

Всё, спасибо.

Итак, ребята, чему вы научились сегодня на уроке? Как найти часть целого по его дроби? Как найти целое число по его части?

В ходе урока я посмотрела ваши результаты по карточкам, результаты следующие...

Молодцы.

Домашнее задание: 20, № 357, № 358 и придумать, записать и решить задачу по новой теме.

Какое у вас сейчас настроение? (“мордашки”)

Если осталось время:

шёл отряд солдат: 10 рядов по 7 солдат в ряд,
там было усатых, сколько там было усатых солдат?
сколько там было безусых солдат?
их было носатых, сколько там было носатых солдат?
сколько там было курносых солдат?

 Спасибо за урок, дети!

Презентация