Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся.
Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В ходе работы городской экспериментальной площадки “Оценка качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема стала одним из направлений исследования.
Эффективность педагогического процесса характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Следовательно, прежде чем определять результативность деятельности, необходимо точно определить цели и задачи классного руководителя, его функции и формы работы.
С целью определения данных задач в школе № 2 г. Калининграда было проведено заседание МО классных руководителей, на котором были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г. “Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”, в котором отражены основные функции деятельности классного руководителя.
Определив основные направления деятельности классных руководителей, в школе проведен педагогический совет “Роль классного руководителя в реализации НП “Образование”, на котором учителя выделили проблему – как оценить эффективность воспитательной работы. Это послужило первым шагом к введению в школе рейтинговой оценки деятельности учителя. Педагоги в ходе деловой игры выработали критерии, по которым необходимо оценивать работу воспитателей. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.
“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя” (из Письма МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии и разработан инструментарий:
Оценка деятельности
Направление деятельности |
Критерии |
Методика оценки |
Организация воспитательной деятельности |
|
|
Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками |
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
Методическая деятельность классного руководителя |
|
|
Оценка результативности деятельности классных руководителей
Критерии |
Показатели |
Методика оценки |
охваченность учащихся внеурочной занятостью |
|
Анализ листа занятости учащихся, анкетирование |
Профилактика правонарушений |
|
Стат.данные по школе по профилактике |
Организация ученического самоуправления в классе |
|
“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива” |
Уровень воспитанности |
|
3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы” 6 - 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов 9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе |
|
Методика А.А. Андреева “Изучение
удовлетворенности учащихся школьной жизнью” Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ” |
Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:
Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____
1. Классные мероприятия
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
|
1. |
Тематические классные часы (указать темы) |
||
2. |
Выход в театр |
||
Выход в кинотеатр |
|||
Выход в музей, на выставки |
|||
Выезд на природу, т/б, экскурсии по области |
2.Общешкольые мероприятия
№ |
Мероприятия |
||
1. |
3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
№ |
Мероприятия |
баллы |
|
1. |
4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений
Кол-во б/п по ТЖС |
Кол-во рейдов в семьи |
Кол-во уч-ся на ВШУ |
Кол-во уч-ся на КДН, ПДН |
Кол-во правонарушений в классе |
Кол-во конфликтных ситуаций |
Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды) |
5. Учебная деятельность класса
Качество знаний |
Неуспевающие (на протяжении уч. года) |
Занятость в системе допобразования |
6. Классное самоуправление
Высокий уровень |
Средний уровень |
Разовые поручения |
Отсутствует |
7.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)
Школьный |
городской |
Региональный |
Всероссийский |
|
Педсоветы, совещания (воспитат. тематика) |
||||
Семинары (воспитат. тематика) |
||||
Мастер-классы, творческие мастерские |
||||
Конкурсы |
Зам по ВР______________________
Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.