Владимир Солоухин писал в одном из эссе цикла “Камешки на ладони”: “Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем… Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше чем человеком”. Наша потребительская цивилизация стремительно развивается. Мы все на Земле становимся ближе друг другу в самых разных сферах. И встает вопрос о сохранении живой природы Земли и исчезающей культуры, которая делает человека человеком. Эта культура учит людей любить. И что-то конкретное, и что-то абстрактное, и что-то частное, и что-то общее. Испытывать любовь как одновременно состояние души, движение души, постоянные душевные и духовные усилия. В этом же – внимание к миру и ощущение-понимание своего места в мире. А следствием того, что в душе человека живет это чувство, будет уважение к людям и миру, принятие их и отсутствие насилия над ними.
При всех концепциях развития образования с их громадным положительным потенциалом, созданным творческим трудом обеспокоенных нашим будущим ученых, каждый человек чувствует, что главное – вырастить в душе ребенка любовь. И взрослый, и ребенок, и учитель, и ученик, – все мы испытываем потребность в любви, значит должны научиться и любить сами, и дарить свою любовь окружающему миру.
Не навязывая себя, помогая разумному и доброму, создавать вечное. Из этой глобальной установки, с нашей точки зрения должны органично вытекать все возможные методики, методы и приемы педагогического воздействия.
Это известно, с этой мыслью наверняка согласно множество людей. Как и с тем, что главные душевные усилия в этом направлении должен делать учитель. “Сперва люблю, потом учу”, – писал С. Соловейчик. Именно в этом моменте заключается главная ответственность учителя. Мнимый парадокс – информация на втором плане, а чувства – на первом.
Такая точка зрения на цели, задачи и труд педагога легла в основу концепции преподавания на созданном в 2001 году в Детской музыкальной школе г. Светогорска Ленинградской области Отделении Общего эстетического образования.
Учащиеся отделения – ученики 2, 3 и 4-х классов СШ №1 города. Наши предметы: “Основы эстетики”, “Слушание музыки”, “Хоровое пение”, “Детская риторика. Практика словесного творчества”, “Художественное слово” и “Основы аудио-визуальной культуры”. Цель образовательной области “Искусство” – личность, для которой необходимо и естественно общение с искусством. В процессе такого общения развивается эстетическое начало, создается система личностных ценностей. Наша основная цель – воспитать талантливого слушателя, зрителя, читателя-человека восприимчивого и воспринимающего. Человека внимательного, для которого естественно душевное усилие – не торопиться, а всмотреться, вслушаться, вчитаться. Чтобы потом через много лет не говорить своим подросшим детям слова, приводимые Владимиром Солоухиным в одном из эссе: “И я мог бы многое услышать в этом мире, но, к сожалению, сам я все время шумел”. Мы считаем, что таков путь с помощью искусства к чувству любви.
Занятия по программе “ОАВК” проводят в форме литературно-музыкального лектория с использованием эпипроектора и видеоаппаратуры два педагога – ведущий и концертмейстер.
Как ни странно, но лекторий – это общение. “Увиденное, услышанное, пережитое, перечувствованное, так или иначе воспринятое, осмысленное или лишь интуитивно осознанное и есть результат художественно-педагогического общения, который равно значим как для педагога, так и для ученика”, – писал С. Л. Старобинский в статье “Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально-образовательной деятельности” (“Музыка в школе”, № 1, 2003 г.). Активное слушание – сложный познавательный процесс – соединено с глубокой эмоциональностью произведений искусства и естественной реакцией учителей и учеников. Соединение душевных порывов ребенка, взрослого и автора – творца есть главная ценность таких занятий. Предлагаем фрагменты из описания урока для учеников 3 класса.
Тема занятия
“Образы детей в искусстве”
Цель занятия:
Воспитание культурного, грамотного, эстетически и нравственно развитого зрителя и слушателя.
Задачи воспитательные:
1.1 – воспитание уважения и внимания к миру, созданному по законам красоты;
1.2 – утверждение чувства любви к Родине как проявления эстетического начала в человеке.
Задачи развивающие:
2.1 – формирование осмысленного отношения к искусству, к творческой деятельности человека, к творческому выражению собственного я;
2.2 – развитие интереса к миру искусства в его многообразных связях с жизнью;
2.3 – развитие чуткости, отзывчивости к индивидуальности автора, к своеобразию произведения искусства, понимание художественного произведения как отражения художником своего представления о мире;
2.4 – умение отличить продукты массовой культуры, построенной на развлекательности и насилии, от произведений высокого искусства;
2.5 – формирование творческих качеств личности ребенка: желания выразить себя в творчестве, воображения, образности мышления, эмоциональности.
Задачи образовательные:
- познакомить с авторами и явлениями культуры;
- дать возможность почувствовать:
а) связь русской культуры с миром западных культур;
б) связь времен, общее в произведениях искусства, созданных в разное время;
в) связь музыки, живописи и литературы;
г) диалог общего и своеобразного в искусстве.
Схема драматургии занятия
“Образы детей в искусстве”
Начало занятия.
Экспозиция.
Живопись:
Икона “Владимирская богоматерь”, образ ребенка Христа.
Музыка:
С.В. Рахманинов, отрывок из Литургии Иоанна Златоуста “Благослови душе моя, Господи”.
Живопись:
М.В. Нестеров, “Видение отроку Варфоломею”.
Создание особой атмосферы, торжественной и возвышенной, необходимой для того, чтобы осознать и почувствовать глубину образов детей и связь их с историей, судьбой и духом русского народа.
Завязка и формулировка проблемы: Почему взрослые изображают детей? Пишут для них музыку, картины, стихи?
Потому что ребенок – во все времена человеческой истории:
– символ продолжения жизни, неостановимости бытия, а значит вечности мира;
– символ новизны и удивления вечно новым изменяющимся миром;
– символ чистоты и безгрешности;
– символ надежды на счастье, ведь никто не знает, что его ждет.
Разработка проблемы 1: Ребенок – символ продолжения жизни.
Живопись:
Ю. Ракша, “Продолжение”.
Разработка проблемы 2: Ребенок – символ новизны и удивления миру.
Живопись:
В. Серов, “Портрет Мики Морозова”.
Музыка:
М. П. Мусоргский, “В углу” из цикла “Детская”.
Живопись:
Н. Ярошенко, “Всюду жизнь”,
А. Г. Венецианов, “Жнецы”.
Музыка:
К. Дебюсси, “Маленький пастух”.
Проза:
А. Платонов, “Железная старуха” (отрывок).
А. Платонов, “Никита” (отрывок).
Живопись:
А. Пластов, “Первый снег”.
Разработка проблемы 3: Новый мир для ребенка – мир знаний.
Живопись:
Н. Богданов-Бельский, “Сочинение”, “Устный счет”, “У дверей школы”.
Разработка проблемы 4: Ребенок – символ чистоты и безгрешности, а значит – красоты.
Поэзия:
Н. Заболоцкий, “Некрасивая девочка” (отрывок).
Пьеса:
М. Метерлинк, “Синяя птица” (отрывок).
Музыка:
Ребиков, “Наивный рассказ”.
Разработка проблемы 5: Дети, лишенные детской радости узнавать мир и удивляться ему.
Проза:
Л. Андреев, “Петька на даче” (отрывок).
Живопись:
В. Перов, “Тройка”.
Музыка:
С. Майкапар, “Сиротка”.
Разработка проблемы 6: Дети, уверенно осваивающие мир. Дети – символ надежды на счастье.
Живопись:
В. Тропинин, “Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского ребенком”.
Музыка:
К. Дюбуа, “Натали и ее первое фортепиано”.
Видео:
С. Прокофьев, балет “Ромео и Джульетта” (отрывок – Джульетта собирается на бал, сцена с няней).
Кульминация: Ребенку свойственно ощущение свободы и безграничных возможностей, но... дети вырастают и повторяют путь взрослых.
Поэзия:
К. Симонов, “Тринадцать лет. Кино в Рязани...”.
Живопись:
И. Е. Репин, “Стрекоза” (Вере – 12 лет), “Портрет дочери” (Вере – 14 лет), “Осенний букет” (Вере – 20 лет).
“Возвращение”, проблемы, финал: Умение сохранить в себе детское ощущение мира – путь к гармонии и счастию.
Рисунок:
Ю. Ракша, “Гармония”.
Поэзия:
М. Яснов, “В чудетство откроешь окошко...”.
Последействие.
Домашнее задание:
Рисунок на любую из тем: “Мир моего детства” или “Прощание с детством” или “...в детстве можно все на свете...”
Конец занятия.