Для повышения эффективности деятельности классного руководителя в учебной работе полезно использование компьютера. По мнению ряда классных руководителей, работа по подведению итогов успеваемости – одна из самых рутинных. Предлагаю вашему вниманию методику подведения итогов успеваемости в классе с помощью табличного процессора. Благодаря применению описываемой методики времени на составление ведомости тратится меньше, а показатели среднего балла и рейтинга позволяют более наглядно представить динамику успешности как отдельного ученика, так и класса в целом в течение и учебного года, и всего периода обучения. Я являюсь классным руководителем 9-го класса. В этом возрасте наблюдается снижение интереса к учебе, на первый план у ребенка выходят вопросы социализации, общения со сверстниками, разговоры об учебе надоедают. Применяя эту методику с 2005-06 учебного года, когда дети были в 7-м классе, я убедилась в том, что ребята с интересом относятся к показателям среднего балла и рейтинга в классе, что позволяет повысить их интерес к результатам учебы, а, следовательно, и к самому процессу учения. По нашему совместному решению, с 8-го класса средний балл и рейтинг записывается в дневник вместе с четвертными отметками. Динамика успешности является, естественно, предметом разговора и на родительском собрании.
I. Определение среднего балла успеваемости и рейтинга.
Применение электронных таблиц (MS Excell и подобных) позволяет быстро подводить итоги успеваемости за четверть, полугодие, год, высчитывать средний балл каждого ребенка и по классу, определять рейтинг учащихся класса. Эти показатели удобно анализировать в динамике по четвертям, проводить сравнение по учебным годам как успеваемость отдельного ребенка, так и успеваемость по классу в целом.
Алгоритм деятельности следующий.
1. Создать лист MS Excell, назвать его Ведомости.
2. Открыть лист 1, объединить ячейки Е1 –L1 (Формат- ячейки-выравнивание-объединение) и записать в ячейках А1 –L1 Ведомость отметок учащихся за четверть, затем в строке 2 – предметы. Столбец А начиная с ячейки А3 заполнить списком фамилий и имен учащихся класса. Записать отметки учащихся (Таблица 1).
3. Пусть средний балл учащихся будет расположен в столбце S. Введем в S3 формулу вычисления среднего значения. Для этого набрать =, затем в строке формул fx выбрать СРЗНАЧ, установить диапазон ячеек В3:R3, нажать Ок. Маркером автозаполнения (значок + в правом нижнем углу ячейки S3, который появляется при наведении курсора мыши в этот угол) нажатой левой кнопкой мыши копируем эту формулу по всему столбцу до конца списка (Таблица 2).
4. Средний балл по классу можно получить аналогично, установив диапазон ячеек с В3 по последнюю нижнюю ячейку столбца с отметками. Рис. 3
5. Для определения рейтинга скопировать в свободные столбцы А30-… фамилии учащихся, В30-…- средний балл, причем при копировании среднего балла выполнить копирование по значению (значок треугольник справа от значка Вставить). Выделить столбец В и отсортировать по убыванию (значок ЯА на панели инструментов). Заполнить рейтинг с учетом одинаковых значений средних баллов (Таблица 3):
ср.балл | рейтинг | |
Ганбарова А. | 5,00 |
I |
Горгопина Е. | 4,94 |
II |
Гущина А. | 4,76 |
III-IV |
Плотникова А. | 4,76 |
III-IV |
Гоголева И. | 4,65 |
V |
Мартынова Ю. | 4,59 |
VI |
Борисов А. | 4,47 |
VII |
Бабушкин Иг. | 4,41 |
VIII-IX |
Спешилов Р. | 4,41 |
VIII-IX |
Рябов И. | 4,35 |
X |
Меньшиков В. | 4,18 |
XI-XII |
Рябов Н. | 4,18 |
XI-XII |
Матвеев А. | 4,06 |
XIII |
Воробьева М. | 4,00 |
XIV |
Рябова М. | 3,71 |
XV |
Сырчина Ю. | 3,65 |
XVI |
Ломоносова Т. | 3,47 |
XVII |
Бехтин Р. | 3,29 |
XVIII |
Таблица 3
ср.балл | рейтинг | |
Бабушкин Иг. | 4,41 |
VIII-IX |
Бехтин Р. | 3,29 |
XVIII |
Борисов А. | 4,47 |
VII |
Воробьева М. | 4,00 |
XIV |
Ганбарова А. | 5,00 |
I |
Гоголева И. | 4,65 |
V |
Горгопина Е. | 4,94 |
II |
Гущина А. | 4,76 |
III-IV |
Ломоносова Т. | 3,47 |
XVII |
Мартынова Ю. | 4,59 |
VI |
Матвеев А. | 4,06 |
XIII |
Меньшиков В. | 4,18 |
XI-XII |
Плотникова А. | 4,76 |
III-IV |
Рябов И. | 4,35 |
X |
Рябов Н. | 4,18 |
XI-XII |
Рябова М. | 3,71 |
XV |
Спешилов Р. | 4,41 |
VIII-IX |
Сырчина Ю. | 3,65 |
XVI |
Таблица 4
Выделить столбец А и упорядочить фамилии по алфавиту – кнопка АЯ на панели инструментов (Таблица 4).
6. Скопировать столбец С с рейтингом в исходную ведомость. По желанию можно выделить жирным шрифтом отличников, курсивом – фамилии тех учащихся, кто учится без троек.
7. Для подготовки ведомости к печати можно скопировать выделенную таблицу в документ MS WORD, отрегулировать размещение на странице с учетом полей.
II. Мониторинг успеваемости.Мониторинг успеваемости – важное средство работы по повышению успеваемости в классе. Для составления таблицы мониторинга требуется небольшое количество времени, но полученные результаты дают наглядное представление об изменении успешности учащихся как по каждому предмету, так и индивидуально по каждому ученику.
Для определения мониторинга успеваемости необходимо расположить ведомости двух четвертей на одном листе электронной таблицы Excell.. Например, ведомость за 1 четверть – в блоке ячеек А1- R27, за 2 четверть – А30-R56. В строках 1 и 30 записаны заголовки Ведомость отметок в 1 (2) четверти. Пусть таблица мониторинга располагается в блоке S1-AJ27.
- Ячейки первой строки объедините (выделить ячейки S1- AJ1, нажать Формат- ячейки- выравнивание –объединение.
- Написать в объединенной ячейке заголовок Мониторинг успеваемости в 1и во 2 четвертях.
- Скопировать в строку 2- предметы, в столбец S фамилии учащихся, начиная с ячейки S3.
- В ячейку Т3 записать формулу = ЕСЛИ(B3<B32;1;ЕСЛИ(B3>B32;-1;0). Проверьте, чтобы в ячейках В3 и В32 были помещены отметки первого по списку ученика по русскому языку. Эта формула сравнивает отметки, и, если отметка за 2 четверть выше соответствующей отметки за 1четверть, в соответствующей ячейке таблицы мониторинга будет стоять 1, если ниже – -1, при одинаковых отметках выставится 0.
- Маркером автозаполнения скопируйте формулу на всю таблицу.
В результате получится следующая таблица (Таблица 5):
6. Для суммирования значений в ячейку AК3 ввести формулу =СУММЕСЛИ, указать диапазон ячеек Т3:AJ3, в условиях отбора указать 1, нажать Ок. Маркером автозаполнения скопировать формулу по всему списку. Подсчет количества “-1” провести аналогично.
7. Подсчет результатов по каждому предмету выполнить аналогично, то есть ввести формулу =СУММЕСЛИ в ячейку после окончания списка (например, в приведенной таблице 5 – в ячейку Т22, при этом указать диапазон Т1:Т21). Формулы также копируются с помощью маркера автозаполнения.
Таблица мониторинга выглядит так (Таблица 6):
С помощью этой таблицы классный руководитель владеет цифровыми данными:
1) об успехах или проблемах учебы каждого ученика, что позволяет более аргументировано разговаривать как с ребенком, так и с его родителями.
2) с другой стороны, большее количество “минусов” по какой- то учебной дисциплине (в приведенной таблице Биология и ИЗО) требует разговора и с учителем – предметником с целью выявления причин снижения успешности и способов ее повышения.
Желаю успехов!